Надежда Подорова
Конспект познавательной НОД «Подземные богатства»
▼ Скачать + Заказать документы
«Подземные богатства»
Цель: Формировать элементарные представления у детей о полезных ископаемых – угле, песке, глине, соли, нефти, газе;
Развивать умение устанавливать причинно- следственные связи;
Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память;
Воспитывать бережное отношение к природным богатствам;
Материалы: Посылка; образцы полезных ископаемых: песок, глина, соль, каменный уголь, газовая зажигалка; презентация «Полезные ископаемые»;
Публикация «Конспект познавательной НОД „Подземные богатства“» размещена в разделах
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, нам прислали посылку. Какая она тяжелая. Что в ней может находиться? (ответы предположения). Открыли там письмо.
Письмо «Дорогие ребята! Я вам посылаю «Подземные богатства» и хочу, чтобы вы научились их беречь. Геолог».
Воспитатель: Какие богатства нам прислал геолог? Может клад? Золото или бриллианты?
(Рассматриваем : песок, глину, соль, уголь, газовую зажигалку)
Воспитатель: Почему геолог называет эти предметы «подземными богатствами?
(ответы детей)
1 слайд - стеклянные предметы: окно, стакан, аквариум, зеркало и песок.
Воспитатель: Из камней он появился,
Зёрнами на свет явился:
Жёлтый, красный, белый
Или светло-серый.
То морской он, то – речной.
Отгадайте, кто такой! (Песок) (рассматривают)
Воспитатель: Чтобы изготовить стекло и сделать стакан, нужен специальный песок. А это – полезное ископаемое.
2 слайд – предметы из глины: тарелка, кувшин, игрушка, глина
Воспитатель: Если встретишь на дороге,
То увязнут сразу ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина) (рассматривают)
Воспитатель: Чтобы сделать тарелку для супа, нужна особая, белая глина – каолин –тоже полезное ископаемое.
3 слайд – продукты: колбаса, суп, огурцы в банке, соль.
Воспитатель: Без меня суп - не суп, и салат - не салат,
Нет меня - и невкусно, и повар не рад.
В рану, глаз попаду - будет едкая боль.
Как назвали меня, догадался ты?. (Соль) (рассматривают)
Воспитатель: Мы пополняем солью организм.
И важно пищу не пересолить –
Избыток соли может навредить.
Лишь десять граммов нам достаточно, не боле,
Поваренной съедать за сутки соли.
Соль – это тоже полезное ископаемое.
4 слайд – металлические предметы: гвоздь, ножницы, машина, самолет, железная труба.
Воспитатель: Трубы, рельсы, мост над речкой,
Танк, половник (борщ разлить).
Тут без спора согласишься: без него нам не прожить!
(Металл) (рассматривают)
Воспитатель: Металлы бывают разные.
Семь металлов создал свет
По числу семи планет
Дал нам космос на добро
Медь, железо, серебро,
Злато, олово, свинец, сера.
Их выплавляют из руд. А всякая руда – это полезное ископаемое.
5 слайд – машина, самолет, корабль, нефть.
Воспитатель: Под землей и под водой
И под вечной мерзлотой,
В золотых песках пустыни-
Спрятан ценный клад земной.
Добывают круглый год,
И потом трубопроводом
Отправляют на завод. (Нефть) (рассматривают)
Воспитатель: Машины, самолеты, корабли построили, но сами они не поедут, не полетят и не поплывут. Что надо для их движения?
(ответы детей: бензин, керосин)
Воспитатель: Правильно, нужно горючее, которое получают из нефти.
Нефть – полезное ископаемое. Ее выкачивают из-под земли нефтяники.
6 слайд – газовая плита, зажигалка, газопровод.
Воспитатель: По трубе течет – пироги печет. Что это?
(Газ) (рассматривают)
Как газ попал в трубу?
Газ так же, как нефть выкачивают из-под земли и гонят по трубам газопровода на далекие расстояния. Так он поступает к нам домой.
7 слайд – краски, машина, корабль, уголь.
Воспитатель: Неказист с виду клад,
А народ ему рад.
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он черный, блестящий.
Помощник настоящий. (Каменный уголь) (рассматривают)
Воспитатель: Каменный уголь дает тепло в дома, электричество, даже краски делают из угля. Машины, самолеты, корабли не сделать без каменного угля, потому что железо не смогут выплавить из руды в доменных печах. Нужен уголь, а его добывают под землей в шахтах. Каменный уголь - полезное ископаемое.
Воспитатель: Геолог прислал нам посылку, а кто такой геолог?
(ответы детей)
Воспитатель: Вы хотите оказаться на месте геологов и отправиться в путь искать полезные ископаемые?
(дети - Да)
Воспитатель: - Тогда встаньте на ноги и представьте, что вы геологи, мы отправляемся на поиски полезных ископаемых.
Все идут по кругу и сопровождают действия словами.
Физкультминутка
Мы геологами станем?
Да? – да! (хлопок над головой)
Будут все, гордится нами.
Да? – да! (хлопок над головой)
Что ждет нас впереди?
Высокая гора. (показывают руками)
Бурная река. (показывают руками)
Ее не обойдешь. (топают ногами)
Ее не проплывешь. («плывут»)
Ее не пролетишь. («крылья»)
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем.
И своей достигнем цели.
Да? – да! (хлопок над головой)
Воспитатель: Вот сколько разных подземных богатств в недрах нашей земли. Их видимо-невидимо, а что общего между этими полезными ископаемыми?
(Дети - Они все приносят пользу людям).
Воспитатель: Но беречь их надо так, как хлеб берегут, иначе быстро опустеют «подземные склады». Каждая капля нефти должна быть на учете, каждый баллончик газа, каждая песчинка.
Как вы можете сберечь «природные богатства»?
Дети рассказывают
1. Гвоздь представляет из себя стержень с острым концом с одной стороны и шляпкой с другой. Он железный, твердый, крепкий. Можно использовать в стройке, но боится воды и ржавеет. Чтобы сохранить свойство гвоздя, не надо его мочить. Этим сохраним металл.
2. В нашей группе тепло благодаря каменному углю. Надо беречь тепло, закрывать двери и окна. Этим сохраним залежи угля.
3. Тарелка из глины хрупкая, от удара может сломаться, поэтому надо обращаться с ней аккуратно, не бросать. Этим сохраним залежи глины.
4. Пластмассовые игрушки ломать не будем, чтобы сохранить нефть.
5. Кода мама варит кашу, надо уменьшать газ в горелке. Этим сохраним залежи газа.
Теперь каждый из вас знает о «природных богатствах». И мы точно знаем, что они нужны людям и их надо беречь.
Я предлагаю вам на память о сегодняшних новых знаниях о полезных ископаемых, разукрасить рисунки.