Наталья Костенко
Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Поможем Федоре»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по познавательно- исследовательской деятельности
в познавательной образовательной области.
старшей группы
на тему: «Поможем Федоре»
Образовательная область: Коммуникативно-личностное развитие
Цель: Закрепить название посуды, её классификацию. Формировать положительное отношение к труду и его результатам.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Поможем Федоре“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
1. Учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников, соотносить свою деятельность с трудом других и понимать, что работа подгруппы, в которой трудишься, является частью общего дела коллектива.
2. Закреплять умения правильно пользоваться материалом и оборудованием для труда, соблюдая технику безопасности.
3. Формировать убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда.
Развивающие:
4. Совершенствовать трудовые навыки и умения в процессе труда, совершенствовать умения планировать свою деятельность, распределять между собой обязанности, давать оценку труду своей группы и коллектива в целом.
Воспитательные:
5. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в процессе труда, желание прийти на помощь, положительное отношение к собственному труду и труду своих сверстников.
Коррекционные:
6. Развивать словарный запас детей по теме «Хозяйственно — бытовой труд»
Уточнить и активизировать в речи детей название разнообразных предметов окружающей действительности.
Закреплять правильное произношение звуков в пословицах и поговорках.
Закреплять употребление существительных в именительном падеже.
Методы и приемы:.
беседа, объяснение, вопросы проблемного характера, разъяснение, художественное слово, опора на знания детей, практическая работа, сюрпризный момент.
Место проведения: группа.
Материалы и оборудование по виду труда:
Детская посуда, губки, фартуки, тазы с мыльной и чистой водой, клеенки, чистая пеленка.
Комнатные цветы в горшках, тазы, столы, пульверизаторы, тряпочки, клеенки, фартуки, лейки с водой, лопатки для рыхление, щеточки.
Предварительная работа: беседа о труде, заучивание пословиц и поговорок о труде, рассматривание иллюстрации и альбомов о различных профессиях взрослых, наблюдали за работой повара, дворника, помощника воспитателя, прачки, библиотекаря, закрепление представления о труде через дидактические игры, чтение стихотворений, сказки Корнея Чуковского: «Федорино горе», «Мойдодыр», стихотворение С. Я. Маршака «Как печатали нашу книгу», «Книжка про книжку», «Песня библиотечных книг», беседа с детьми о правилах работы с книгой. Просмотр мультфильмов.
Проводилась исследовательская работа: «В каком цветочном горшке вода впитывается быстрее» (с рыхлой почвой или нет) мы полили оба растения и сравнили, где вода впиталась быстрее. Почему в рыхлой почве вода впиталась быстрее? (Потому что мы разрыхлили почву и воде легче пробиться к корню растения). Выявляли какое комнатное растение нуждается в поливе, какое нет.
Прогнозируемый результат: В результате коллективного хозяйственно-бытового труда у детей формируется ценностное отношение к собственному труду и труду своих сверстников; дети должны понять, что после их работы в группе стало чисто, светло и красиво.
Ход занятия:
Воспитатель с детьми приветствуют приглашённых гостей. Слышится шорох, шум за дверями.
Воспитатель: Ой, ребята, кто – то к нам в гости идёт.
Входит в группу Федора и горько плачет. Воспитатель: -Это кто у нас тут плачет? Что случилось? Федора : Вот беда! Разбежалось от меня всё, что было у меня: и посуда и одежда, и игрушки. Это да! И куда же всё умчалось? Всё исчезло! Почему?
Федора : - Не любила я трудиться: мыть посуду и полы, прибирать свои все вещи. Вот теперь беда случилась…
Воспитатель: -Кто это ребята?
Дети: - Федора.
В. - Из какой сказки к нам пришла Федора?
Дети: - Федорино горе.
В. - Правильно, а кто написал эту сказку?
Дети: -Корней Иванович Чуковский.
.
Федора : Здравствуйте, ребята (слова Федоры о том, как хорошо быть лентяйкой).
Как я хорошо жила, ничего не делала, лежала, отдыхала. А все делается само по себе, само моется, поливается, готовится. Красота!
Воспитатель: Ребята, а разве хорошо быть ленивым?
Дети: Нет.
Воспитатель: Послушай, Федора, какие поговорки и пословицы знают ребята про лень.
Пословицы и поговорки:
Лентяй усталости не знает; У ленивого — всегда завтра и послезавтра; Для лентяев каждый день – выходной; Лентяй и летом не загорает; Если не будешь лениться, будет хлеб и соль; От безделья человек портится; Нет болезни страшнее, чем лень; Легко только тому, кто ничего не делает.
Воспитатель: - Наши ребята Федора любят и умеют трудиться. Хочешь, мы и тебя научим?
Федора : — Ну, не знаю, а вы согласны мне помочь?
Дети:— Да
Воспитатель: Ребята, а кто знает пословицы о труде?
Дети читают пословицы и поговорки о труде:
«Терпение и труд все перетрут», «Труд человека кормит, а лень портит», «Судят не по словам, а по делам», «Кто любит трудиться, тому на месте не сидится».
Проводится малоподвижная игра «Найди пару»
(Дети из деталей собирают изображение кастрюли, чайника, сковороды, чашки.)
Воспитатель: Ребята но перед тем как помочь Федоре мы сейчас с вами поиграем в интересную игру. У нас на столе стоят такие предметы: настоящая кастрюля, чайник, половник, сковорода, чашка, тарелка, ложка, вилка. Как мы можем назвать это всё одним словом?
Дети: Посуда.
Воспитатель раздаёт детям разрезные картинки с изображением посуды
-Посуда убегала от Федоты и разбилась, давайте подберём наши картинки к той посуде от которой изображены части. Например: носик от чайника- к чайнику, ручка от кружки- к кружке и т. д.
Воспитатель: Ребята, мы с вами организуем бригады, а теперь выберем бригадира. Бригадир должен быть честный, трудолюбивый, старательный, ответственный, аккуратный. (Дети предлагают кого можно выбрать бригадирами). Дети, давайте поможем Федоре, наведём чистоту и порядок в группе, а заодно и научим её трудиться. Давайте пройдем по группе и посмотрим, что нужно сделать, чтобы в группе все было в порядке. Дети определяют предмет труда: помыть игрушки, полить и взрыхлить цветы, навести порядок в кукольном уголке. Ну и ты, Федора, не ленись, а вместе с нами потрудись.
Воспитатель: Когда трудятся вмести, нужно обязательно распределить работу и вместе решить вопрос, кто чем будет заниматься и какой инвентарь вам понадобится для труда. (Посуда) Ребята, какое оборудование вам понадобиться для мытья игрушек? Кто из вас будет мыть посуду, а кто полоскать? (Цветы) Какое оборудование вам понадобиться для ухода за комнатными растениями? Какое растение требует ухода? Как вы будете за ним ухаживать?
Воспитатель: Берите инвентарь который вам понадобится для труда
На столах приготовлены тазы с водой.
Но прежде, чем начать трудиться, дети вместе с воспитателем вспоминают и закрепляют правила безопасного обращения с предметами труда.
С водой обращайся аккуратно, не разливай воду, засучить рукава. При ухаживании за цветами — осторожно обтирать листья чтобы не повредить их, при рыхлении — чтобы не повредить корни, при поливе — аккуратно поливать под корни не лить мима цветочного горшка. При пользовании с ножницами- ножницами не размахивать, острыми концами держать от себя, к верху не поднимать. Правило: А сейчас мы с вами вспомним правило которые помогут нам трудиться
- все, что можешь, делай сам;
- не забывай убирать за собой;
- уважай труд других людей;
- прежде, чем начать трудиться, приготовь все необходимое;
- делай все аккуратно, не торопясь;
- не отвлекайся, когда трудишься;
- правильно пользуйся орудиями труда;
- не оставляй работу незаконченной;
- если трудишься не один, работай дружно;
- если окончил дело раньше, помоги другим.
Воспитатель: Ну, а теперь оденем фартуки, и за дело! Наш девиз: «К труду готов, больше дела, меньше слов Самостоятельная трудовая деятельность.
В процессе труда воспитатель дает советы, помогает в организации, напоминает порядок работы; спрашивает, как дети распределили обязанности по труду, оказывает индивидуальную помощь
В ходе трудовой деятельности Федора ходит по группе и восхищается.
Федора : Как у вас красиво в группе, как уютно, не то что у меня в избушке. А сами то вы, какие красивые, аккуратные, чистенькие.
Воспитатель обращает внимание Федоры на детей, подводит к разным «центрам». Федора удивляется тому, как ребята дружно и аккуратно умеют трудиться. Старается помочь ребятам, но делает это неправильно. Дети делают замечания и показывают, как надо правильно работать.
Воспитатель: Молодцы, а теперь не забудем навести порядок на своем рабочем столе, все уберем на место.
Воспитатель следит, чтобы после завершения работы дети навели порядок на рабочих местах, все материалы и оборудование убрали на место.
Анализ трудовой деятельности в подгруппах бригадиры по очереди рассказывают, что они сделали, дают собственную оценку деятельности своей бригады.
Теперь, Федора, посмотри и работу оцени.
- Всё вы успели сделать?
- Дружно ли вы работали?
- Довели ли начатое дело до конца?
- Изменилось ли ваше настроение?
- Почему?
- Это потому что вы любите трудиться! А труд приносит радость. В совместном труде рождается дружба.
Федора : Спасибо вам за то, что научили меня и помогли мне наводить порядок в группе. Я теперь тоже всегда буду трудиться, это так интересно! Я буду поддерживать чистоту и порядок в своем доме., вы все так чисто и хорошо делаете — молодцы, а какие красивые у вас комнатные растения! А у меня в избе нет ни одного комнатного растения.
Воспитатель: Ребята, давайте подарим Федоре комнатное растение. Федора какое растение тебе у нас понравилось?
Федора : Герань
Воспитатель: Федора, мы с ребятами вырастим для тебя комнатное растение герань, а затем подарим её тебе.
Федора— Спасибо, ребята! Скоро у меня тоже появится комнатное растение, за которым я буду ухаживать! А вы все молодцы! Каждый потрудился немножко, а вместе большое дело сделали. Что же вам помогло?
Дети: Дружба
Воспитатель: Ребята а вы знаете поговорки о дружбе
Дети:— Да (отвечают несколько детей)
Поговорки:
Верный друг лучше сотни слуг.
Все за одного и один за всех.
Вражда не делает добра.
Без друга в жизни туго.
Старый друг лучше новых двух.
Дружба - великая сила.
Вместе тесно, а врозь скучно.
Воспитатель— Как вы думаете, после того, как мы все дружно поработали, при помощи каких пословиц можно подвести итог нашей работе?
Ответы детей: Сделал - дело гуляй смело.
Делу время — потехе час.
Воспитатель:— Ребята а нашей Федоре пора спешить, догонять свою посуду и наводить порядок в доме, давайте с ней попрощаемся и пожелаем ей ни когда не лениться.
Федора благодарит детей, прощается и уходит. Приглашает к себе на чай в гости, так как она научилась быть трудолюбивой и аккуратной.
Дети:Спасибо,Федора,конечно,придем.
Воспитатель: Вот как много оказалось у нас дел! Как интересно работать вот так, дружно, всем вместе, помогая друг другу. Молодцы всегда старайтесь дома помогать родителям, бабушкам и дедушкам,желаю быть вам всегда отзывчивыми и трудолюбивыми это очень хорошее качество в человеке.