Ирина Горбачева
НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по познавательно- исследовательской деятельности с детьми старшей группы
Тема: «Волшебное электричество»
МАДОУ «Детский сад№11»Вишенка»
Воспитатель: Горбачева Ирина Николаевна[/b]
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, через экспериментальную деятельность.
Программные задачи:
Образовательные:
• обобщить знания детей об электричестве;
Публикация «НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
• познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества;
• закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.
Развивающие:
• развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
• развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
• вызвать радость от открытий, полученных из опытов;
• воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование:
• Воздушные шары по количеству детей;
• Пластмассовые линейки по количеству детей;
• Кусочки ватки по количеству детей;
• Кусочки шерстяной ткани по количеству детей;
• Пластиковая бутылочка с пенопластовыми шариками по количеству детей;
• Брызгалка с водой;
• Дидактическая игра «Найди пару»;
• Ноутбук, экран, проектор.
Предшествующая работа:
Беседы: «Откуда к нам пришла электрическая лампочка», «Электричество в природе», «Правило безопасности».
Чтение: «Величество электричество», «Сказка про старую электрическую лампочку», «Новогоднее приключение», «Незабываемая встреча».
Рисование: «Электричество в природе», «Северное сияние», по сказкам «Как солнышко электричество зажгло».
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришли в гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети здороваются.
Воспитатель:
Все скорее встаньте в круг,
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Ребята, какие вы красивые, когда улыбаетесь! Предлагаю вам сфотографироваться.
Вы согласны?
Дети: Согласны.
Воспитатель берет фотоаппарат, который работает от батареек, и пытается сфотографировать детей, но фотоаппарат не работает.
Воспитатель: Ой, что случилось?
Высказывание детей
Воспитатель: Ребята, я с вами согласна, что надо поменять батарейки. А вот как работают батарейки, и какие, бывают батарейки вам расскажут, Фиксики.
Просмотр фрагмента мультфильма Фиксики серия «Батарейки».
Воспитатель вставляет в фотоаппарат батарейки (минус к минусы, плюс к плюсу) и фотографирует детей (под песню фиксипелки- батарейки)
Воспитатель: Что же за сила такая скрывается в батарейках?
Дети: Когда вы поставили батарейки, через фотоаппарат пошел электрический ток, и он заработал.
Воспитатель: А что такое электричество? Внимание, ребята, смотрите на экран. Что вам расскажут Фиксики.
Дети рассаживаются на коврик около мультимедийного оборудования, смотрят презентацию на тему «Электричество»
Воспитатель: Фиксики сказали, что электричество есть в каждом доме. Ребята, как вы думаете, в нашем зале есть электричество? По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества?
Дети: Розетки, выключатели, провода и т. д.
Воспитатель: Откуда электричество поступает в наши дома?
Дети: Ток вырабатывается на электростанциях и по проводам поступает в наши дома, детские сады, школы и т. д.
Воспитатель: Что работает с помощью электричества?
Дети: Электроприборы.
Воспитатель: Докажите мне как электроприборы помогают людям. Дидактическая игра «Найди пару». (Холодильник - продукты, фен - волосы, телевизор – мультики, стиральная машина – грязное белье и т. д.) (Дети подбирают карточки к соответствующим электроприборам и объясняют свой выбор).
Воспитатель: Молодцы! Я с вами согласна, электроприборы наши лучшие помощники, без них человеку было бы трудно.
Ребята, Фиксики предлагают нам поиграть. Вы согласны? (Ответы детей)
V. Физкультминутка. Или Фиксипелки - помогатор физминут (под музыку)
Разомнемся немного. Выполняйте движения со мной.
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.
Воспитатель: Электричество, при помощи которого работают электроприборы - опасно для человека? Сейчас посмотрите на экран и вспомните правила безопасности.
-Что означает эта карточка?
Дети: Нельзя без взрослых пользоваться электроприборами.
Воспитатель: О чем предупреждает эта схема?
Дети: Нельзя мокрыми руками трогать электроприборы.
Воспитатель: О чем говорит эта карточка?
Дети: Нельзя вставлять в розетку пальцы и предметы.
Воспитатель: При неправильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Оно опасно!
Воспитатель: Дети, как вы думаете, в природе можно встретить электричество? (Ответы детей)
-А какие электрические рыбы живут в морях и океанах, знает, как они называются? (Электрический скат, электрический угорь, рыба звездочет, просмотр на экране).
-Кто слышал, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? Иногда, когда мы снимаем одежду, видны искры. Это тоже электричество. Иногда расческа липнет к волосам, и волосы встают дыбом. Это вещи, волосы, наше тело электризуются. Такое электричество называется – «статическое электричество». (Давайте вместе произнесем это понятие и индивидуально)
– Оно неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть,
- Я приглашаю вас в лабораторию, где мы научимся ловить доброе электричество. Но, чтоб нам быть очень внимательными, мы с вами сделаем физкультминутку для глаз
Опыт 1.
Воспитатель: Посмотрите, на стене висит шарик, а на полу лежат разноцветные шарики. А давайте их повесим на стену (Дети пытаются повесить шарики на стену).
- Почему этот шарик висит, а ваши шарики падают? (Предположения детей)
- А хотите, чтобы ваши шарики тоже висели на стене. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Все шарики висят.
-Как вы их сделали такими? (Ответы детей)
Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.
- А когда еще можно увидеть электричество в волосах?
Дети: Когда расчесываемся.
Воспитатель: Что происходит с волосами?
Дети: Волосы электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны. Это еще раз доказывает, что в волосах живет электричество.
Опыт: 2
Воспитатель: Сейчас я предлагаю поиграть с кусочком ваты и линейкой, подбросьте вату и попробуйте линейкой поймать кусочек ваты. Что происходит?
Дети: Вата пролетает мимо линейки.
Воспитатель: Давайте попробуем натереть линейку о шерстяные кусочки ткани. Теперь подбросьте вату и попробуйте ее поймать линейкой. Поймали? Что происходит?
Дети: Вата прилипла к линейки, она не падает.
Воспитатель: Почему вата не падает?
Дети: Линейка наэлектризовалась и притянула к себе вату.
Воспитатель: Как линейка стала электрической?
Дети: Её натерли шерстяной тканью.
Вывод: Электричество живет не только в волосах, но и в шерстяной ткани (одежде).
Воспитатель: Молодцы! Вы опять поймали электричество.
Опыт 3.
Воспитатель: У вас на столе есть бутылочка, внутри маленькие шарики. Возьмите бутылочку в руку. Что происходит с шариками (Ответы детей) Потрясите бутылочку долго и сильно. Что сейчас происходит с шариками?
Дети: Шарики прилипли к стенке бутылочки.
Воспитатель: Почему?
Дети: Они наэлектризовались друг о друга
Воспитатель: А сейчас проведите пальцем по стенке бутылки. Что происходит?
Дети: Шарики отлетают от того места где провели пальцем
Воспитатель: Почему?
Дети: Палец не наэлектризован, он снимает электрический заряд.
Вывод: Можно снять электрический заряд не наэлектризованным предметом.
Опыт 4
Воспитатель: А еще, ребята, у меня есть два шарика. Они все время ссорятся и мирятся (на стойке висят два наэлектризованных шарика на длинной нитке).
- Как вы думаете, сейчас они помирились, или поссорились? Они отталкиваются или притягиваются друг к другу?
Дети: Отталкиваются.
Воспитатель: Они одинаковые, оба электрические, поэтому поссорились, не хотят дружить друг с другом.
- А давайте их помирим. Надо с одного шарика снять электричество. Девочки, что мы предлагаем вам сделать, чтобы легче было расчесать волосы?
Девочки: Намочить расческу.
Воспитатель: Как же снять электричество с одного шарика?
Дети: Намочить его с помощью брызгалки.
Воспитатель: Что произошло с шариками?
Дети: Они притянулись друг к другу, помирились. Почему?
Вывод: Когда два шарики наэлектризованы, они отталкиваются, а чтобы они притянулись, надо один шарик смочить водой и они притянуться друг к другу.
Воспитатель: Вот оказывается, какие интересные опыты можно делать с электричеством
Воспитатель: Это электричество опасно?
Дети: Нет, оно доброе, неопасное, с ним можно играть.
Воспитатель: Ребята, вы так хорошо сегодня занимались, я хочу вам подарить воздушные шарики, которые висят на стене. Но взять их можно только тогда, когда они опять станут обыкновенными не электрическими.
- Как снять электричество с шариков?
Дети: Смочить водой. (Воспитатель брызгает на шарики воду)
Релаксационная пауза.
Воспитатель: А теперь возьмите шарики, прижмите их к себе. Они помогут нам немножко отдохнуть. Сядьте удобнее, закройте глазки. (Звучит спокойная музыка). Представьте себе, что вы летите на воздушном шарике. Ярко светит солнышко, дует легкий ветерок, мы вдыхаем его чистый, свежий воздух, нам хорошо и приятно.
- Какие вы молодцы! О чем мы с вами говорили сегодня? Кому что запомнилось?
(Ответы детей)
-Молодцы! А теперь нам пора возвращаться в группу.