Людмила Гребенюк
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Натюрморт — это весело!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема. У детей недостаточно сформированы представления о разных жанрах живописи, плохо знакомы с творчеством художников - живописцев.
Цель. Формировать представления детей о видах живописи. Развитие творческих способностей, фантазий, воображений, развитие мелкой моторики.
Причины. Недостаточно уделяется времени в свободной совместной деятельности для ознакомления с изобразительной деятельностью, жанрами живописи.
Родители не уделяют внимания этой проблеме.
Тема. Ознакомление с искусством.
Название НОД. «Натюрморт – это весело!»
Публикация «Конспект НОД в подготовительной к школе группе „Натюрморт — это весело!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Натюрморт. Изучаем и рисуем натюрморты
- Подготовительная группа
- Темочки
Программные задачи.
Уточнить и закрепить знания детей об изобразительном искусстве, о их видах, о том, кто создаёт произведения искусства и где можно познакомиться с ними; расширять знания детей о жанре живописи – натюрморт; познакомить детей с профессией искусствовед.
Приобщать к высокому искусству на примерах его лучших образцов, развивать целостное и эмоциональное восприятие произведений живописи
Вызывать у детей желание составлять натюрморты из предложенных предметов; поупражнять в составлении нескольких вариантов композиций;
Развивать связную речь, воображение, творческие способности и эстетический вкус.
Предварительная работа с детьми.
Знакомство с Третьяковской галереей.
Знакомство с жанром живописи пейзаж: рассматривание репродукций картин И. Левитана “Золотая осень”, А. Саврасова “Грачи прилетели”, В. Поленова “Московский дворик”, Н. Рериха “Гималаи”, И. Айвазовского “Радуга”.
Знакомство с жанром живописи портрет: рассматривание репродукций картин И. Репина “Стрекоза”, В. Серова “Девочка с персиками”, “Мика» Морозов”, И. Аргунова “Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме”, К. Брюллова “Всадница”, Знакомство с жанром живописи натюрморт: рассматривание репродукций картин В. Ван Гога “Подсолнухи”, А. Матисса “Красные рыбки”, К. Петрова-Водкина “Скрипка”, “Утренний натюрморт”, П. Кончаловского “Сухие краски”.
Чтение стихотворения А. С. Кушнера “Что я узнал?”.
Беседы на темы: “Как вести себя в музее?».
Дидактические игры:
Выложи натюрморт”,“Составь натюрморт”, «Определи жанр живописи”, “Составь портрет”
Активизация словаря: искусствовед, натюрморт, мастер натюрморта, пейзаж, пейзажист, портрет, портретист.
Материалы и оборудование:
Репродукции картин:
И. Аргунов “Портрет крестьянки в русском костюме”
И. Репин “Стрекоза”
К. Брюллов “Всадница”
В. Серов “Мика Морозов”, “Девочка с персиками”
И. Айвазовский “Автопортрет”
В. Ван Гог “Подсолнухи”
К. Петров-Водкин “Скрипка”, “Утренний натюрморт”
П. Кончаловский “Сухие краски”
И. Айвазовский “Радуга”
В. Поленов “Московский дворик”
Н. Рерих “Гималаи”
И. Левитан “Золотая осень”
А. Саврасов “Грачи прилетели”
Материалы для составления композиций: черная бумага (для фона, силуэты
фруктов, ягод, овощей, листьев, плодов, мисок, корзин: предметы окружения.
Компьютер и проектор с подготовленным видеорядом.
Зрительный ряд.
Перечень репродукций: Третьяковская галерея, натюрморты разных художников; Ф. П. Толстой “Ягоды красной и белой смородины”, П. Г. Богомолов “Натюрморт с книгами”, Д. Арчимбольдо “Садовник”, Магнитофон, аудиозапись лютневой
Ход НОД.
- Дети, вы знаете, кто создаёт картины? Где художники выставляют свои картины? (В музеях, выставочных залах, картинных галереях). А вы хотели бы там побывать?
-Так как в нашем городе нет выставочных залов, картинных галерей и музеев нам там побывать поможет этот чудо аппараты. (Компьютер и проектор).
- Мы оказались с вами в музее. Кто помнит, как называется этот музей?
-Какие правила поведения надо соблюдать здесь? (В музее нельзя разговаривать. Надо стоять так, чтобы не загораживать спиной картины другим людям, не подходить близко к картинам).
- Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать, о ком в ней идет речь?
- Кто нам может об искусстве увлеченно рассказать?
Слайд №1.
Он в музее, галерее, он на выставке опять.
Подбирает экспонаты,
Размещает в залах их,
Он - знаток искусств отличный,
Настоящий эрудит!
И рассказчик превосходный - это каждый подтвердит!
Дайте мне скорей ответ,
Кто же он? (искусствовед)
- Ребята, кто же такой искусствовед, где работает и чем занимается?
- Искусствовед изучает жанры искусства, изучает историю искусств, проводит экскурсии, организует выставки, подбирает экспонаты для выставки, размещает их в выставочном зале.
-Я предлагаю вам побыть в роли искусствоведов и разместить картины по трем залам: зал пейзажа, зал портрета и зал натюрморта. (Дети выполняют задание).
Предложить детям пройти в зал пейзажа.
- Расскажите, как вы поняли, что это пейзаж? (Художники изображают на картинах живую природу или какую - либо местность, например, лес, поле, горы, рощу, деревню или город. Пейзаж также может включать изображение человека, природных явлений, например, грозы, дождя, радуги, шторма.)
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Ветер по лесу летал, (Плавные волнообразные движения
Ветер листики считал: ладонями.)
Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на обеих
Вот кленовый, руках.)
Вот с берёзки – золотой,
Вот последний лист с осинки (Спокойно показывают рукой на пол.)
Ветер бросил на тропинку.
- Какие краски использовал художник яркие, теплые или холодные?
- Вспомните как называется художник который рисует пейзаж? (Пейзажист)
Предложить детям пройти в зал портрета.
Речь с движением:
Если видишь. Что с картины
Смотрит кто-нибудь на вас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька твой сосед,
Обязательно картина называется… портрет.
- Ребята, а по каким признакам вы поняли, что это портреты? (По портрету мы можем узнать о внешнем облике человека, о его характере, настроении, о том, в какое время жил человек.)
- Ребята вспомните, как называется художник который любит писать портреты? (Портретист).
Предложить детям пройти в зал натюрморта.
- Ребята, как вы поняли, что это натюрморты?
- Когда художник рисует натюрморт, что он изображает? (Натюрморт - это жанр живописи, изображение неодушевленных предметов: предметов быта, музыкальных инструментов, мебели. Кроме неодушевленных предметов, в натюрморте также изображают объекты живой природы, обращенные в вещь: рыба на столе, цветы в букете. Изображение живых, движущихся существ, насекомых, птиц, зверей и даже людей может иногда входить а натюрморт, но лишь дополняя его).
- Как называется художник который пишет натюрморты? (Мастер натюрморта).
- Я вижу, что вы, начинающие искусствоведы, хорошо разбираетесь в жанрах изобразительного искусства.
- Мы с вами видели разные картины: пейзажи, портреты и натюрморты.
В жизни иногда не замечаем красоту предметов, а художники – очень внимательные люди. Их радует, удивляет нарядность предметов, их формы, необычность, цвета. Всё что они замечают они изображают в картинах. И это очень красиво. Сорванные цветы, фрукты, ягоды люди съедают, а нарисованные художником будут жить вечно, радовать нас.
- Ребята, настоящий искусствовед постоянно пополняет свои знания, поэтому сейчас мы познакомимся с картинами «обманками».
- Картины “обманки” специально создавались для того, чтобы порадовать, повеселить зрителя, обмануть его.
Слайд 4: Демонстрация картины Федора Петровича Толстого “Ягоды красной и белой смородины”.
- Это картина самого знаменитого русского мастера “обманок”, художника Федора Петровича Толстого. Называется она “Ягоды красной и белой смородины”.
- С одной стороны эта картина выглядит просто, а с другой стороны все на ней настолько живо, что кажется можно потрогать и даже попробовать на вкус изображенные на картине ягоды.
- Обратить внимание на капельки воды внизу картины Такое впечатление, что кто-то нечаянно пролил на картину воду, и эти капельки воды так хочется смахнуть с картины Толстого. Он писал свои “обманки” акварелью. Посмотрите, как мастерски он это делал! Эти капли как настоящие! Таким большим мастером был Федор Толстой.
- Ребята, а как вы считаете, к какому жанру относится эта картина? (Натюрморт)
Слайд №5
- Следующая картина “обманка” написана русским художником Петром Богомоловым.
Демонстрация картины Петра Гавриловича Богомолова “Натюрморт с книгами”.
- Ребята, посмотрите внимательно на картину.
- Как вы считаете, к какому жанру относится эта картина? (натюрморт)
- Петр Богомолов ее так и назвал, “Натюрморт с книгами”.
- Как вы думаете, чем же необычен этот натюрморт и почему его называют “обманкой”?
Выслушать ответы детей и обобщить их.
- Этот натюрморт с книгами как бы вставлен в “книжный шкаф”, которого в действительности нет, он нарисован. Посетители не сразу догадываются, что это всего лишь картина, и, возможно, пытаются взять из нарисованного шкафа нарисованную книгу! Но это всего лишь обман зрения!
Слайд №6
- Прославился своими картинами “обманками” итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо.
- У Джузеппе Арчимбольдо есть картины, которые являются самыми настоящими перевертышами! Нужно только перевернуть эти картины вверх ногами!
Демонстрация картины Джузеппе Арчимбольдо “Садовник”.
- Так, портрет “Садовник” при повороте становится натюрмортом “Овощи в миске”. (рассматривание картины)
- Ребята, настоящие искусствоведы не боятся фантазировать и создавать собственные работы!
Предлагаю вам пофантазировать, и создать свою композиции для создания натюрмортов.
Воспитатель предлагает детям из тех предметов, которые есть в группе (вазы, предметы быта, фрукты, овощи, ягоды (муляжи) составить композицию натюрморт и рассказать о том, что сделал.
(Дети составляют композиции. и рассказывают о них).
- Ребята, вы сегодня трудились над созданием композиций. Вам понравилось создавать композиции? Вы бы хотели вместе с родителями составить «весёлый натюрморт», написать его и пополнить своими работами нашу групповую картинную галерею?
Используемая литература:
Г. С. Швайко «Изобразительная деятельность в детском саду» Подготовительная к школе группа. Москва «ВЛАДОС» 2001 г.
Н. Н. Леонова «Художественно – эстетическое развитие детей в подготовительной к школе группе ДОУ. Перспективное планирование, конспекты» «ДЕТСТВО – ПРЕС» 2014 г.
Интернет ресурсы.