Анастасия Похлебухина
Конспект экспериментальной деятельности в старшей группе «Мир удивительных открытий»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе
Тема: «Мир удивительных открытий»
Составила: Похлебухина Анастасия Сергеевна, воспитатель [/b]
Цель: Формирование умения проводить опыты, делать выводы.
Задачи:
Образовательные:
Систематизировать знания детей о воде;
учить определять свойства и состояния воды путем несложных опытов;
формировать представления об основных свойствах воды.
Публикация «Конспект экспериментальной деятельности в старшей группе „Мир удивительных открытий“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Развивающие:
Активизировать словарь детей словами: глобус, суша, лаборатория, ученый – лаборант;
развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
развивать активное познавательное отношение к природе, исследовательский подход к познанию свойств воды.
Воспитательные:
воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру;
воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование:
Для всех: телевизор, ноутбук, глобус, яблоко, термос с горячей водой, пустая
колба, схема «круговорот воды в природе».
На каждого: стакан с водой, чеснок, ложечки, сахар, стакан с пищевым красителем, пустой стакан, колбы разной формы, кусочек льда, игрушка, фартуки, карточка – схема.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций по теме «Вода»;
- Чтение Н. А. Рыжова «Как люди речку обидели»;
- Чтение сказки «Путешествие Капельки»;
- Беседа с детьми о значении воды;
- Проведение отдельных опытов «Опыты по окрашиванию воды», «Тонет - не тонет»,
«Фильтрование воды»;
- Просмотр презентации «Вода – наша спутница всегда».
Ход занятия
I часть: Вводная (информационно – познавательная)
Дети заходят в группу, садятся на стульчики перед экраном.
Воспитатель: Дети, я очень люблю читать энциклопедическую литературу. Один раз, читая энциклопедию, я узнала интересные факты. Ребята, отгадайте загадку:
Мы говорим - она течет
Мы говорим – она играет
Она бежит всегда вперед
Но никуда не убегает.
Она и туча и туман, и ручей и океан
И летает и бежит
и стеклянной может быть
В морях и реках обитает
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать, на землю падает опять.
Сама пить не пьет, а нас вынуждает.
Очень добродушная, мягкая, послушная.
Но когда она захочет,
Даже камень весь источит!
Дети: предположительные ответы (вода)
Слайд 1 (на экране появляются картинки с изображением воды в разных состояниях)
В. : Молодцы! А как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?
Д: предположительные ответы (о воде)
В: А это что такое? (воспитатель демонстрирует глобус)
Д: предположительные ответы (Это глобус)
В. : - Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. Ребята, а почему на глобусе так много синего цвета?
Д: предположительные ответы (Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра).
В: Правильно, синим цветом на глобусе обозначают воду.
В. : - Ребята, а кому нужна вода?
Д. : предположительные ответы (Вода нужна всему живому – людям, растениям, птицам, животным
Слайд 2 (на экране появляются картинки с изображением растений, птиц, людей, животных)
В. : - А для чего людям нужна вода?
Д. : предположительные ответы (Чтобы умываться, готовить пищу, стирать, мыть полы и т. д.)
В. : - А как вода попадает к нам в дом?
Д: предположительные ответы (вода поступает в краны из рек)
Слайд 3 (на экране появляются картинки с водопроводом и очистными сооружениями и реками)
В. : Правильно ребята, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества.
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
В. : - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория?
Д: предположительные ответы (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
В: Как вы думаете, кто такие ученые – лаборанты?
Д: предположительные ответы (Это люди, которые делают различные опыты, исследования для развития науки и техники).
В: Вы хотите попробовать себя в роли лаборантов?
Д: предположительные ответы (Да)
В. : - В лаборатории работают умные, сообразительные сотрудники, я надеюсь, вы сможете ответить на мои вопросы:
1. Назовите предметы, сделанные из стекла.
Д: предположительные ответы (банка, ваза, аквариум, стакан, кувшин и т. д.)
Слайд 4 (на экране изображены картинки предметов из стекла)
В: Молодцы ребята, все верно. Следующий вопрос:
2. В одной банке 2 литра воды, а в другой банке 3 литра воды. Сколько воды в обеих банках?
Д: предположительные ответы (5)
(На доске воспитатель показывает картинки, где изображены бутылки с водой – 2 литра и 3 литра)
В: Правильный ответ, и последний вопрос
3. На ладошку упало 4 снежинки. От тепла они все растаяли. Сколько осталось снежинок?
Д: предположительные ответы (0)
В: Все справились с заданиями и я вас всех приглашаю стать лаборантами.
Слайд 5 (на экране появляется картинка с лабораторией)
В: Но для начала нам нужно немного размяться.
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
В. : Молодцы ребята! А теперь я приглашаю вас занять свои места и надеть фартуки. Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе.
(Для каждого эксперимента на столах расположен нужный материал.)
В: Дети, прежде чем мы начнем. Посмотрите на доску, я подготовила таблицу/схему со значками, после каждого эксперимента мы будем делать выводы и ставить соответствующую картинку на доску.
(Распечатанная картинка на доске, рядом соответствующие значки с разным состоянием воды)
Слайд 6 (на экране картинка со знаками для эксперимента)
1. Запах. (Дети проходят к первому столу, где расположены стаканы с водой, чеснок, ложечки – на каждого ребенка.)
В: Ребята, возьмите стакан с водой и понюхайте воду. Чем она пахнет? Что мы можем сказать о запахе воды? (Дети нюхают воду)
Д: предположительные ответы (Вода ничем не пахнет)
В: Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? (Дети добавляют чеснок в воду и перемешивают, затем нюхают воду)
Д. : предположительные ответы (Вода изменила запах, пахнет чесноком)
В: Значит, какой вывод мы можем сделать?
Д: предположительные ответы (Вода не имеет запаха). (Дети на схеме отмечают результат).
В: Ребята, теперь давайте подойдем к другому столу для следующего эксперимента.
2. Вкус. (Дети подходят к следующему столу, на нем стоят стаканы с водой, сахар, ложечки – на каждого ребенка.)
В: Возьмите стакан с водой и попробуйте её. Что мы можем сказать о вкусе воды? (Дети пьют воду)
Д: предположительные ответы (вкус не чувствуется)
В: А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек сахара. Что изменилось? (Дети добавляют сахар в воду и пьют ее)
Д: предположительные ответы (Вода стала сладкая).
В: Значит, что мы сделали?
Д: предположительные ответы (Мы изменили вкус воды.)
В: Какой вывод мы можем сделать?
Д: предположительные ответы (Вода не имеет вкуса.) (Дети на схеме отмечают результат).
В: Дети, давайте узнаем, какой следующий эксперимент нас ждет, подойдем к следующему столу.
3. Цвет. (Дети подходят к следующему столу, на нем стоят стаканы с чистой водой и водой с пищевыми красителями, а также 2 фигурки на каждого ребенка)
В: Придумайте, пожалуйста, как можно с помощью предметов доказать, что вода прозрачная?
Д: предположительные ответы (Можно опустить фигурку в воду и ее будет видно) (Дети опускают фигурку в чистую воду)
В: А если опустить фигурку в цветную воду? Видно ли фигурку? Почему?
Д: предположительные ответы (Вода цветная и фигурку плохо видно) (Дети опускают фигурку в стакан с водой.)
В: Какой вывод мы с вами можем сделать?
Д: предположительные ответы (Вода прозрачная, она не имеет цвета.) (Дети на схеме отмечают результат).
В: Молодцы ребята, теперь узнаем, какой же следующий эксперимент нас ждет.
В: Вот и следующий вывод. Молодцы, давайте перейдем к следующему столу.
4. Вода твердая и жидкая. (Дети подходят к следующему столу, на нем стоят тарелочки со льдом – на каждого ребенка и стаканы с водой.)
В: У вас на блюдцах лежит лед. Как образуется лед?
Д: предположительные ответы (вода замерзает)
В: А что такое снег?
Д: предположительные ответы (это замерзшая вода).
В: Что будет, если лед и снег растает?
Д: предположительные ответы (Они превратятся в воду.)
В: Значит, какой вывод делаем?
Д: предположительные ответы (Вода может быть твердой в виде льда и снега.) (Дети на схеме отмечают результат).
В: Дети, что мы делали – переливали, значит, если вода льется, то она какая?
Д: предположительные ответы (Вода жидкая.) (Дети на схеме отмечают результат).
В: Молодцы ребята! А как можно доказать, что вода не имеет формы?
Д: предположительные ответы (можно переливать воду в любую емкость и она будет принимать ее форму)
В: Давайте попробуем поэкспериментировать. Я вас приглашаю в свою лабораторию. (Воспитатель приглашает детей присесть)
5. Форма (Эксперимент проводит воспитатель. На столе стоят: стакан с водой, большой стакан и пластмассовые колбы разной формы)
В: Для эксперимента возьмем стакан перельем воду в большой стакан. Затем перельем эту воду в первую колбу. Изменилась форма воды?
Д: предположительные ответы (да)
В: Теперь перельем эту же воду в другую колбу. Изменилась форма воды?
Д: предположительные ответы (да)
В: Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
В: Какой вывод делаем?
Д: предположительные ответы (Вода не имеет формы и принимает форму той емкости, в которую ее наливают.) (Дети на схеме отмечают результат).
В. : Ребята, теперь вы знаете, что вода может быть не только в твердом и жидком состоянии, но и в парообразном. И сейчас я вам это докажу.
6. Вода – пар. (Демонстрирует воспитатель. Воспитатель наливает кипяток из термоса.)
В: Что мы наблюдаем?
Д: предположительные ответы (пар)
(Воспитатель наливает воду в банку и закрывает крышкой)
В: Я закрываю банку холодной крышкой. Что вы наблюдаете? Что появилось на стенках?
Д: предположительные ответы (Банка запотела)
В: Вода, испаряясь, не может выйти наружу и остается в виде капель воды на стенках банки и крышке. Какой мы можем сделать вывод?
Д: предположительные ответы (Пар это тоже вода.) (Дети на схеме отмечают результат).
В: Скажите, пожалуйста, а можно ли на свете обойтись без воды?
Д: предположительные ответы (нет)
В. : Да, ребята, вы правы. Запасы пресной, питьевой воды все время уменьшаются, поэтому питьевую воду нужно беречь. А вы знаете, как можно сберечь воду?
Д: предположительные ответы (экономить воду и закрывать кран, просто так воду не лить)
Слайд 7 (на экране картинка «Берегите воду»)
В. : Правильно, дети, нужно вовремя закрывать кран, экономить воду, не загрязнять водоемы.
Рефлексия:
В: Дети, а что мы сегодня нового узнали? Какой может быть вода? Можете взглянуть на нашу схему.
Д: предположительные ответы (вода не имеет запаха и вкуса, она прозрачная, может принимать любую форму, бывает в состоянии пара, твердом и жидком)
В: Вы сегодня хорошо потрудились, побывали учеными – лаборантами, много узнали. А что вам понравилось больше всего?
Д: предположительные ответы детей (эксперимент с водой в жидком и твердом состоянии, эксперимент с паром и т. д.)
А вам такое задание: - дома вместе с родителями найти и провести интересные опыты с водой, сделать замечательные фотографии и пополнить ими наш альбом.
Список литературы
1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС.
2.«Экспериментальная деятельность детей» Л. Н. Менщикова
3.«Экологические занятия с детьми» Т. М. Бондаренко
4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений/А. И. Иванова. -М. :ТЦ Сфера,2004.-с. 3-5