Приложение МААМ

Конспект экспериментальной деятельности в старшей группе «Мир удивительных открытий»

Анастасия Похлебухина
Конспект экспериментальной деятельности в старшей группе «Мир удивительных открытий»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе

Тема: «Мир удивительных открытий»

Составила: Похлебухина Анастасия Сергеевна, воспитатель [/b]

Цель: Формирование умения проводить опыты, делать выводы.

Задачи:

Образовательные:

Систематизировать знания детей о воде;

учить определять свойства и состояния воды путем несложных опытов;

формировать представления об основных свойствах воды.

Публикация «Конспект экспериментальной деятельности в старшей группе „Мир удивительных открытий“» размещена в разделах

Развивающие:

Активизировать словарь детей словами: глобус, суша, лаборатория, ученый – лаборант;

развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;

развивать активное познавательное отношение к природе, исследовательский подход к познанию свойств воды.

Воспитательные:

воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру;

воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование:

Для всех: телевизор, ноутбук, глобус, яблоко, термос с горячей водой, пустая

колба, схема «круговорот воды в природе».

На каждого: стакан с водой, чеснок, ложечки, сахар, стакан с пищевым красителем, пустой стакан, колбы разной формы, кусочек льда, игрушка, фартуки, карточка – схема.

Предварительная работа:

- Рассматривание иллюстраций по теме «Вода»;

- Чтение Н. А. Рыжова «Как люди речку обидели»;

- Чтение сказки «Путешествие Капельки»;

- Беседа с детьми о значении воды;

- Проведение отдельных опытов «Опыты по окрашиванию воды», «Тонет - не тонет»,

«Фильтрование воды»;

- Просмотр презентации «Вода – наша спутница всегда».

Ход занятия

I часть: Вводная (информационно – познавательная)

Дети заходят в группу, садятся на стульчики перед экраном.

Воспитатель: Дети, я очень люблю читать энциклопедическую литературу. Один раз, читая энциклопедию, я узнала интересные факты. Ребята, отгадайте загадку:

Мы говорим - она течет

Мы говорим – она играет

Она бежит всегда вперед

Но никуда не убегает.

Она и туча и туман, и ручей и океан

И летает и бежит

и стеклянной может быть

В морях и реках обитает

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать, на землю падает опять.

Сама пить не пьет, а нас вынуждает.

Очень добродушная, мягкая, послушная.

Но когда она захочет,

Даже камень весь источит!

Дети: предположительные ответы (вода)

Слайд 1 (на экране появляются картинки с изображением воды в разных состояниях)

В. : Молодцы! А как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

Д: предположительные ответы (о воде)

В: А это что такое? (воспитатель демонстрирует глобус)

Д: предположительные ответы (Это глобус)

В. : - Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. Ребята, а почему на глобусе так много синего цвета?

Д: предположительные ответы (Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра).

В: Правильно, синим цветом на глобусе обозначают воду.

В. : - Ребята, а кому нужна вода?

Д. : предположительные ответы (Вода нужна всему живому – людям, растениям, птицам, животным

Слайд 2 (на экране появляются картинки с изображением растений, птиц, людей, животных)

В. : - А для чего людям нужна вода?

Д. : предположительные ответы (Чтобы умываться, готовить пищу, стирать, мыть полы и т. д.)

В. : - А как вода попадает к нам в дом?

Д: предположительные ответы (вода поступает в краны из рек)

Слайд 3 (на экране появляются картинки с водопроводом и очистными сооружениями и реками)

В. : Правильно ребята, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

В. : - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория?

Д: предположительные ответы (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

В: Как вы думаете, кто такие ученые – лаборанты?

Д: предположительные ответы (Это люди, которые делают различные опыты, исследования для развития науки и техники).

В: Вы хотите попробовать себя в роли лаборантов?

Д: предположительные ответы (Да)

В. : - В лаборатории работают умные, сообразительные сотрудники, я надеюсь, вы сможете ответить на мои вопросы:

1. Назовите предметы, сделанные из стекла.

Д: предположительные ответы (банка, ваза, аквариум, стакан, кувшин и т. д.)

Слайд 4 (на экране изображены картинки предметов из стекла)

В: Молодцы ребята, все верно. Следующий вопрос:

2. В одной банке 2 литра воды, а в другой банке 3 литра воды. Сколько воды в обеих банках?

Д: предположительные ответы (5)

(На доске воспитатель показывает картинки, где изображены бутылки с водой – 2 литра и 3 литра)

В: Правильный ответ, и последний вопрос

3. На ладошку упало 4 снежинки. От тепла они все растаяли. Сколько осталось снежинок?

Д: предположительные ответы (0)

В: Все справились с заданиями и я вас всех приглашаю стать лаборантами.

Слайд 5 (на экране появляется картинка с лабораторией)

В: Но для начала нам нужно немного размяться.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

В. : Молодцы ребята! А теперь я приглашаю вас занять свои места и надеть фартуки. Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе.

(Для каждого эксперимента на столах расположен нужный материал.)

В: Дети, прежде чем мы начнем. Посмотрите на доску, я подготовила таблицу/схему со значками, после каждого эксперимента мы будем делать выводы и ставить соответствующую картинку на доску.

(Распечатанная картинка на доске, рядом соответствующие значки с разным состоянием воды)

Слайд 6 (на экране картинка со знаками для эксперимента)

1. Запах. (Дети проходят к первому столу, где расположены стаканы с водой, чеснок, ложечки – на каждого ребенка.)

В: Ребята, возьмите стакан с водой и понюхайте воду. Чем она пахнет? Что мы можем сказать о запахе воды? (Дети нюхают воду)

Д: предположительные ответы (Вода ничем не пахнет)

В: Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? (Дети добавляют чеснок в воду и перемешивают, затем нюхают воду)

Д. : предположительные ответы (Вода изменила запах, пахнет чесноком)

В: Значит, какой вывод мы можем сделать?

Д: предположительные ответы (Вода не имеет запаха). (Дети на схеме отмечают результат).

В: Ребята, теперь давайте подойдем к другому столу для следующего эксперимента.

2. Вкус. (Дети подходят к следующему столу, на нем стоят стаканы с водой, сахар, ложечки – на каждого ребенка.)

В: Возьмите стакан с водой и попробуйте её. Что мы можем сказать о вкусе воды? (Дети пьют воду)

Д: предположительные ответы (вкус не чувствуется)

В: А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек сахара. Что изменилось? (Дети добавляют сахар в воду и пьют ее)

Д: предположительные ответы (Вода стала сладкая).

В: Значит, что мы сделали?

Д: предположительные ответы (Мы изменили вкус воды.)

В: Какой вывод мы можем сделать?

Д: предположительные ответы (Вода не имеет вкуса.) (Дети на схеме отмечают результат).

В: Дети, давайте узнаем, какой следующий эксперимент нас ждет, подойдем к следующему столу.

3. Цвет. (Дети подходят к следующему столу, на нем стоят стаканы с чистой водой и водой с пищевыми красителями, а также 2 фигурки на каждого ребенка)

В: Придумайте, пожалуйста, как можно с помощью предметов доказать, что вода прозрачная?

Д: предположительные ответы (Можно опустить фигурку в воду и ее будет видно) (Дети опускают фигурку в чистую воду)

В: А если опустить фигурку в цветную воду? Видно ли фигурку? Почему?

Д: предположительные ответы (Вода цветная и фигурку плохо видно) (Дети опускают фигурку в стакан с водой.)

В: Какой вывод мы с вами можем сделать?

Д: предположительные ответы (Вода прозрачная, она не имеет цвета.) (Дети на схеме отмечают результат).

В: Молодцы ребята, теперь узнаем, какой же следующий эксперимент нас ждет.

В: Вот и следующий вывод. Молодцы, давайте перейдем к следующему столу.

4. Вода твердая и жидкая. (Дети подходят к следующему столу, на нем стоят тарелочки со льдом – на каждого ребенка и стаканы с водой.)

В: У вас на блюдцах лежит лед. Как образуется лед?

Д: предположительные ответы (вода замерзает)

В: А что такое снег?

Д: предположительные ответы (это замерзшая вода).

В: Что будет, если лед и снег растает?

Д: предположительные ответы (Они превратятся в воду.)

В: Значит, какой вывод делаем?

Д: предположительные ответы (Вода может быть твердой в виде льда и снега.) (Дети на схеме отмечают результат).

В: Дети, что мы делали – переливали, значит, если вода льется, то она какая?

Д: предположительные ответы (Вода жидкая.) (Дети на схеме отмечают результат).

В: Молодцы ребята! А как можно доказать, что вода не имеет формы?

Д: предположительные ответы (можно переливать воду в любую емкость и она будет принимать ее форму)

В: Давайте попробуем поэкспериментировать. Я вас приглашаю в свою лабораторию. (Воспитатель приглашает детей присесть)

5. Форма (Эксперимент проводит воспитатель. На столе стоят: стакан с водой, большой стакан и пластмассовые колбы разной формы)

В: Для эксперимента возьмем стакан перельем воду в большой стакан. Затем перельем эту воду в первую колбу. Изменилась форма воды?

Д: предположительные ответы (да)

В: Теперь перельем эту же воду в другую колбу. Изменилась форма воды?

Д: предположительные ответы (да)

В: Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

В: Какой вывод делаем?

Д: предположительные ответы (Вода не имеет формы и принимает форму той емкости, в которую ее наливают.) (Дети на схеме отмечают результат).

В. : Ребята, теперь вы знаете, что вода может быть не только в твердом и жидком состоянии, но и в парообразном. И сейчас я вам это докажу.

6. Вода – пар. (Демонстрирует воспитатель. Воспитатель наливает кипяток из термоса.)

В: Что мы наблюдаем?

Д: предположительные ответы (пар)

(Воспитатель наливает воду в банку и закрывает крышкой)

В: Я закрываю банку холодной крышкой. Что вы наблюдаете? Что появилось на стенках?

Д: предположительные ответы (Банка запотела)

В: Вода, испаряясь, не может выйти наружу и остается в виде капель воды на стенках банки и крышке. Какой мы можем сделать вывод?

Д: предположительные ответы (Пар это тоже вода.) (Дети на схеме отмечают результат).

В: Скажите, пожалуйста, а можно ли на свете обойтись без воды?

Д: предположительные ответы (нет)

В. : Да, ребята, вы правы. Запасы пресной, питьевой воды все время уменьшаются, поэтому питьевую воду нужно беречь. А вы знаете, как можно сберечь воду?

Д: предположительные ответы (экономить воду и закрывать кран, просто так воду не лить)

Слайд 7 (на экране картинка «Берегите воду»)

В. : Правильно, дети, нужно вовремя закрывать кран, экономить воду, не загрязнять водоемы.

Рефлексия:

В: Дети, а что мы сегодня нового узнали? Какой может быть вода? Можете взглянуть на нашу схему.

Д: предположительные ответы (вода не имеет запаха и вкуса, она прозрачная, может принимать любую форму, бывает в состоянии пара, твердом и жидком)

В: Вы сегодня хорошо потрудились, побывали учеными – лаборантами, много узнали. А что вам понравилось больше всего?

Д: предположительные ответы детей (эксперимент с водой в жидком и твердом состоянии, эксперимент с паром и т. д.)

А вам такое задание: - дома вместе с родителями найти и провести интересные опыты с водой, сделать замечательные фотографии и пополнить ими наш альбом.

Список литературы

1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС.

2.«Экспериментальная деятельность детей» Л. Н. Менщикова

3.«Экологические занятия с детьми» Т. М. Бондаренко

4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений/А. И. Иванова. -М. :ТЦ Сфера,2004.-с. 3-5

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Мы поварята» в старшей группеФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Мы поварята» в старшей группе У нас в саду по календарно – тематическому планированию первая неделя октября называется «Праздник урожая». В течение недели мы с детьми.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Куда делась вода?»Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Куда делась вода?» Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Куда делась вода?» Познавательное развитие Цель: расширять.

Конспект НОД в старшей группе по речевому развитию с элементами ТРИЗ-ОТСМ-ртв «В мире удивительных растений» .

Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности «Сравнение камней, песка и глины»Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности «Сравнение камней, песка и глины» Воспитатель: Ряполова П. С. 2019г. Цель. Расширять и закреплять знания детей о свойствах камней песка и глины. Задачи: Формировать у детей.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух» Тема: «Волшебный воздух» Возраст воспитанников: старшая группа Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля» Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля» Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей в старшей группе «Снег и его свойства»Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей в старшей группе «Снег и его свойства» Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей «Снег и его свойства» в старшей группе Тема: Снег и его свойства Образовательные.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка»Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка» Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Воздух – невидимка» Цель: Систематизировать знания детей о свойствах.

Открытое занятие по экспериментальной деятельности в старшей логопедической группе «Школа фокусников»Открытое занятие по экспериментальной деятельности в старшей логопедической группе «Школа фокусников» Цель: Формировать знания детей через экспериментальную деятельность в совместной игровой деятельности. Программные задачи: образовательные:.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Леденцы для жителей планеты Нептун»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Леденцы для жителей планеты Нептун» Сегодня, 12 апреля 2018 года, на базе нашего детского сада прошло открытое мероприятие, показ практических занятий, для слушателей Амурского.

Автор публикации:
Конспект экспериментальной деятельности в старшей группе «Мир удивительных открытий»
Опубликовано: 20 апреля 2021 в 11:22
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект экспериментальной деятельности в старшей группе «Мир удивительных открытий»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Похлебухина (УИ 1065351) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД