Золотых Марина
Конспект НОД по экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы «Свойства растительного масла»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: формирование познавательной активности детей подготовительного дошкольного возраста в процессе знакомства их со свойствами растительного масла.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- формировать у детей представление о свойствах растительного масла; продолжать учить детей выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы; закреплять умение работать в коллективе, соблюдать правила безопасности во время проведения опытов.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей в процессе выполнения эксперимента;
Публикация «Конспект НОД по экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы „Свойства растительного масла“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- развивать умение отвечать полными предложениями, вести беседу в процессе совместной исследовательской деятельности;
- развивать умение детей делать выводы;
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательные отношения, чувства товарищества, бережного отношения к окружающей среде.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Дети продолжают знакомиться, со свойством растительных масел.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- Обсуждение правил поведения в лаборатории;
- Презентация: «Из каких растений добывают растительное масло», «Виды растительных масел и где их используют», «Способы производства растительного масла»;
- рассматривание иллюстраций различных видов масел;
- Сбор различных семян, семечек, орехов и размещение их в уголке «Опыты и эксперименты».
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: халаты на каждого ребенка; Коробочки с семенами: кунжут, лен, горчица, тыквенные и подсолнечные семечки, арахис игрецкий орех; мнемотаблица «Правила поведения в лаборатории»; карточки с изображением растений; кусочки картона, емкости с водой; емкости с маслом; пластиковые ложки; пластиковые тарелочки; стаканчики с окрашенной водой, аспирин шипучий; лупы на каждого ребенка; стирательные резинки с изображением гномиков; таблички с номерами столов; блокноты.
ХОД НОД:
Дети проходят в группу и видят на столе красивую коробку с письмом.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, пока нас не было в группе, к нам приходил почтальон и принес нам посылку с письмом. А письмо нам пришло от семи гномиков. Давайте прочтем его.
Здравствуйте ребята, наступила зима и нам очень хочется покататься на коньках, это наш любимый вид зимнего спорта, но к сожалению, на нашей арене не скользко! Помогите нам, пожалуйста, сделать так чтобы наша арена скользила, для этого мы отправляем вам посылку. Ваши друзья гномики. Ребята поможем гномикам?
Ребята, посмотрите, что у нас в посылке?
Правильно это семена и орехи. Давайте с вами возьмем лупы и посмотрим на них внимательно. Как выдумаете это семена и орехи, каких растений? И для чего нам их отправили гномики? А для того чтобы нам это узнать, нам необходимо с вами отправиться в лабораторию.
Ребята, повернитесь и в ученых превратитесь. Теперь мы ученые? А раз мы с вами ученые, нам необходимо с вами надеть специальные халаты. А теперь давайте с вами вспомним правила поведения в лаборатории. Ну вот, все, какие молодцы, давайте с вами настроимся на работу, станем в круг и проговорим друг другу:
Наши умные головки будут думать много ловко,
Уши будут слушать, ротик четко говорить,
Рука трогать, глазки наблюдать,
Спинки выпрямляются, все мы улыбаемся.
Молодцы ребята, теперь мы можем приступить к работе
Дидактическая игра «Каждому растению свое семечко»
Ребята, давайте вернемся с вами к нашей посылке, здесь в баночках у нас различные семена: кунжут, лен, горчица, кукуруза, тыквенные и подсолнечные семечки, грецкий орех, арахис. А сейчас назовите эти семена и орехи и определите, каких растений эти семена.
-Ребята, скажите, пожалуйста, для чего нужны все эти семена, семечки, орехи, что с ними можно сделать? Что их объединяет?
- Правильно из всех этих семян, семечек, а так же орехов можно сделать масло. Давайте вспомним названия масел?
Молодцы ребята, а теперь я вам предлагаю пройти к другому столику, на котором у нас стоят стаканчики.
Опыт 1 «Растительное масло»
Ребята, мы так много с вами знаем видов масел, даже назвали, те которые не упоминались в нашей игре. Скажите пожалуйста, все эти масла как можно назвать одним словом? Правильно, растительные масла! А почему именно растительные?
Растительное масло – это жир (продукт, полученный из растительного сырья.
Беседа о растительных маслах.
Ребята посмотрите у вас на столе стоят стаканчики с растительным маслом, и пластиковые ложечки, возьмите каждый по стаканчику с маслом и опустите в него ложечку, попробуйте помешать масло. Какое оно? Жидкое.
Где его можно использовать?
Посмотрите на него внимательно, оно имеет цвет?
С помощью какого органа можно понять, что перед нами масло? (глаза, нос, язык)
А теперь давайте поднесем с вами стаканчик с маслом поближе к носу и с помощью ладони будем направлять воздух к носу, масло имеет запах? А теперь я предлагаю вам сделать вывод: масло жидкое, имеет цвет, запах.
Опыт 2 «Как получить масло?»
Ребята, а сейчас я предлагаю вам пройти за другой стол. Посмотрите, что вы здесь видите?
Правильно ребята у нас на столе лежат семечки подсолнуха, ореха, листочки бумаги и камни. Как вы думаете, для чего нам это все нужно? Правильно ребята, мы с вами будем добывать сейчас масло. Для этого возьмите по листочку бумаги, почистите от шелухи семечко и положите его на бумагу. Накроем наше семечко другим листом бумаги и возьмем в руки камень, это наш груз, а теперь надавливающими движениями катаем камень по листу бумаги, давайте посмотрим, что у нас получилось? Правильно ребята у нас с вами на бумаге появилось жирное пятно и это масло. Давайте сделаем с вами вывод, как люди и с помощью чего добывают масло.
- Правильно ребята, масло добывают путем отжима семечек. А отходы (жмых) используют для производства кормов животных.
Молодцы ребята, мы с вами узнали, как добывают масло.
Опыт 3 «Масло легче воды»
Ребята, а сейчас я вам предлагаю пройти к следующему столику. Посмотрите ребята, что у нас стоит на столике? Правильно, здесь стаканчики с маслом и водой. Интересно, что будет, если соединить масло и воду? Давайте с вами попробуем это сделать. Возьмем пустой стакан и нальем в него масло, потом воду, тщательно перемешаем масло с водой ложечкой и внимательно посмотрим, что у нас получилось. Что вы видите, растворилось ли масло в воде? Почему масло поднялось вверх, а вода осталась внизу стакана? Давайте с вами сделаем вывод?
Опыт 4 «Тонет – не тонет»
Ребята, давайте с вами вспомним про опыты с водой, что происходило с картоном, когда мы его опускали в воду? Правильно ребята, он у нас не тонул в воде. Что произойдет, если бросить картон в стакан с водой и маслом. Правильно ребята, картон не тонет в воде, но тонет в масле, так как масло вязкое и плотное.
Опыт 5 «Лавовая лампа»
А теперь ребята нам с вами необходимо пройти к следующему столику, посмотрите внимательно, для каждого из вас есть свой поднос, на котором у вас находится стакан с окрашенной водой, стаканчик с маслом, пластиковая ложечка и шипучая таблетка. Сейчас мы с вами будем совершать настоящее волшебство. Возьмите стаканчик с красителем и в него налейте масло. Что вы видите? Правильно ребята, масло не окрашивается. А теперь возьмите ложечку, положите в нее шипучую таблетку и медленно опустите ее в нашу волшебную смесь. Что происходит? Правильно ребята, при соединении шипучей таблетки с маслом, начинается взаимодействие, в результате химических реакций, образуется газ, который, подхватывает частицы воды с красителем и устремляется вверх. Молодцы ребята и нас с вами ожидает последний столик. Давайте к нему пройдем.
Опыт 6 «Скользкое масло»
На столике для каждого ребенка стоит пластиковая одноразовая тарелочка с шершавым дном, возле тарелочки лежит стирательная резинка с изображением гномика, так же на столе стоят маленькие стаканчики с растительным маслом и пипетки на каждого ребенка. Ребята вот мы и добрались до наших сказочных гномиков, посмотрите и правда, что их арена совсем не скользкая, что же нам необходимо сделать, чтобы она стала скользить? Правильно ребята ее необходимо смазать растительным маслом. Для этого возьмите пипетку и наберите в нее со стаканчика масло, выдавите на арену и попробуйте прокатить своих гномиков по ней. Получается у них кататься? Правильно ребята, масло скользкое.
Воспитатель: Ребята мы с вами молодцы! У нас все получилось и за то, что мы с вами помогли нашим гномикам, они для нас приготовили подарки. Посмотрите здесь пакет, а в нем блокноты, так как мы с вами настоящие ученые, мы теперь сожжем с вами записывать наши опыты в виде схем. Я прошу вас высказаться, что вы узнали сегодня новое, что вам понравилось, о чем вы будете рассказывать своим друзьям.
Воспитатель просит детей убрать раздаточный материал с рабочего места.