Ракина Наталья
Конспект НОД по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Тайны воздуха»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция с областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Цель: формировать представление о воздухе, через познавательно-исследовательскую деятельность
Задачи:
Образовательные задачи:
Обучающие:
1. Продолжать формировать представление о воздухе (источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья,
его свойствах;
2. Учить самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования;
Публикация «Конспект НОД по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
3. Научить новой технике нетрадиционного рисования – кляксография;
4. Расширять словарный запас детей.
Развивающие:
1. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.
2. Развивать мышление, внимание, наблюдательность, любознательность.
Воспитательные:
1. Воспитывать желание познавать окружающий мир;
2. Воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде;
Предварительная работа:
Беседа: «Чистый воздух»; «Для чего нужен воздух и кому»,
Рассказ «Где живет воздух», загадки про явления природы,
рассматривание иллюстраций в энциклопедии.
Словарная работа: прозрачный, невидимый, бесцветный, кляксография, лаборатория и т. д.
Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, 2 баночки с плотными крышками, таз с водой, картинка города (маленькие предметные картинки-деревья, кустарники, цветы, птицы, машины, заводы, кусочек резины, резиновая игрушка, гуашь, кисти, листы.
Ход занятия.
Организационный момент.
В. – Здравствуйте, ребята! Как я рада вас видеть! Меня зовут Наталья Александровна, я приглашаю вас пройти на ковёр.
В. Станем рядышком друг с другом,
Скажем, здравствуйте друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем Привет и Добрый день!
Если каждый улыбнётся,
Утро доброе начнётся!
Давайте поздороваемся со всеми присутствующими гостями.
(звучит весёлая музыка)
В. - А вы знаете, что сегодня праздник воздушных шаров? Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький (ответы).
В: — А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим? (его посильнее надуть)
В:- Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите (Воздух)
В:- Какой ещё воздух? Я ничего не вижу! (ответы)
В: -А вы видите воздух? А почему, как вы думаете?
В:- Получается, что воздух прозрачный, бесцветный и невидимый.
В:- Ребята, а можно ли воздух потрогать? Увидеть? А чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? (Хотим). Для этого мы отправляемся на воздушных шарах в путешествие.
(звучит мелодия)
В: Вот мы очутились в самой настоящей лаборатории.
А что такое лаборатория, (презентация)
Это место где ученые поводят опыты и эксперименты, здесь нужно соблюдать тишину, внимательно слушать, ничего не трогать без разрешения, не перебивать друг друга, не мешать друг другу.
В: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте (ответы детей)
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»
В: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
В: Смотрите, какой он тоненький. Теперь вы наберите в пакет воздух и закрутите пакет.
Каких размеров стал пакет? Что в пакете? Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке.
Теперь разожмите пакет и выпустите из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха)
Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать.
И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть повсюду вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы)
В:- А давайте проверим!
Эксперимент № 2 «Есть ли воздух внутри нас?»
В:- Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
В:- Ребята, что это происходит с водой? (Выходят пузырьки)
В:- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).
В: Конечно, молодцы! Пузырьки — это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он не видимый, и всё же
Без него мы жить не можем /воздух/.
В: Конечно! Воздух есть внутри человека. Все люди дышат через нос.
В: А только ли человеку нужен воздух (растениям,животным)
Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.
Давайте пройдем присядем на стульчики (обратить внимание на посадку детей)
Посмотрите внимательно на экран (презентация, изображения природы)
Какой в лесу воздух? (ответы детей)
Почему он там чистый? (ответы детей)
(там чистый воздух, нет веществ которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)
Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели)
(продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.)
Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей)
Вывод: Значит, воздух бывает чистым и грязным.
А сейчас я предлагаю вам создать свой город, в котором вы хотели бы жить. Перед вами картинка города, посмотрите внимательно и подумайте, чего не хватает, что бы вы добавили? Перед вами различные картинки, выберите то, что вы хотели бы видеть в своем городе. Почему (картинки с деревьями цветами, птицами, машинами, заводами, велосипедами, гужевой транспорт)
почему вы так сделали?
В: Ребята, как вы думаете воздух он легче воды или тяжелей?
Эксперимент № 3 «Воздух легче воды?»
В: Это мы сейчас проверим.
В: На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины
В: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Что с ним стало? Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.
Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?
(воздух) Но будьте осторожны, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.
Вывод: воздух легче, чем вода.
Ребята, а сейчас мы немного отдохнем.
Физкультминутка «Мыльные пузыри»
Мы надуем все пузырь (дуют на ладони, сложенные вместе)
Мыльный и воздушный (разъединяют ладони, держа кончики пальцев вместе)
В небо быстро он взлетит (поднимают руки вверх)
И разгонит тучки (машут руками из стороны в сторону)
Побежим мы по дорожке, захотим его догнать (бегут на месте)
Но пузырь летит так быстро (покружиться на месте)
И его нам не поймать (разводят руки в стороны)
«Мыльные пузыри» №4 (под музыку) (пускают пузыри)
Молодцы ребята сколько много у вас получилось мыльных пузырей (убираем пузыри на стол)
В: Ребята, как ты думаете, что находится внутри мыльных пузырей?
В: Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.
Воспитатель : Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)
Эксперимент № 5 «Имеет ли воздух запах?»
В: - Посмотрите - это волшебные баночки.
В:- Посмотрите, а в них что-нибудь есть? (ответы).
В:- Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте чем пахнет? (ответы)
В:- Действительно, пахнет кофе.
В:- Чем пахнет воздух в этой баночке? (чесноком).
В: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по- разному? (ответы).
В:- Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.
В: Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.
В: Хотите попробовать?
В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать (показывает технику кляксографии: капнуть каплю гуаши на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны.
Посмотрите, как вы думаете, на что похож мой рисунок? (снежинку) Давайте каждый из вас нарисует свою волшебную снежинку (дети пробуют рисовать)
Какие вы молодцы!
В: Нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад.
(полетели. музыка)
В:- А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.
Дети: без воздуха ничто живое не может жить;
воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;
чтоб увидеть воздух, его надо поймать;
воздух легче воды;
воздух есть внутри людей;
воздух не пахнет и может передавать запахи;
В: Ребята у меня на подносе лежать смайлики с разными эмоциями. Если вам понравились наши опыты с воздухам, и вы узнали, что-то новое то возьмите смайлик с улыбочкой, а не понравилось и вам было не интересно, возьмите грустного смайлика.
Спасибо, ребята! Вы большие молодцы, мне очень приятно было общаться с вами! Вот вам в подарок каждому предмет с воздухом- воздушный шарик! До свидания!