Тарасова Елена
Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе «Известняк в нашей жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
для детей подготовительной к школе группы
Воспитатель – Тарасова Елена Николаевна
воспитатель МБДОУ «Детский сад «Василёк»»
МБДОУ «Детский сад «Василёк»»
МИХАЙЛОВ, 2019г.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе „Известняк в нашей жизни“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
- Рассматривание известняка с оттисками ракушек, водорослей, аммонитов в научном Центре, подвести детей к выводу, что известняк – это останки морских животных и водорослей.
- посадка растений;
- смешивание песка, цемента, мела с водой;
- работа с цементом с разными фильтрами.
ЦЕЛЬ. Создать условия для воспитания гордости за свою Малую родину, за «необходимость» известняка и производства цемента для всей России. Расширять экологические знания детей на примере регионального компонента.
Образовательные задачи
- Познакомить детей с ролью известняка в жизни человека, который люди используют для своих целей с давних времён.
- Формировать у детей старшего дошкольного возраста элементарные представления о цементе, известняке, умение обследовать их и называть свойства.
- Способствовать формированию навыков поисковой, исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умению определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого.
- Расширять экологически ценные контакты детей с растениями, объектами неживой природы.
- Учить детей объяснять экологические зависимости, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
- Активизировать познавательную и речевую деятельность детей.
Развивающие задачи
- Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.
- Развивать наблюдательность, любознательность, способность устанавливать простейшие связи и закономерности.
- Развивать интерес детей в процессе совместной деятельности.
Воспитательные задачи
- Воспитывать заботливое отношение к природе и окружающему миру.
- Вызывать эмоциональный отклик во время наблюдений и экскурсий.
- Развивать интерес детей в процессе совместной деятельности.
- Учить детей коммуникативному общению с детьми и взрослыми.
Ход ЗАНЯТИЯ
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас гости из большого древнего города Рязань. Поздороваемся с ними, улыбнёмся, уверены, что они с нами не только не заскучают, но и узнают много интересного (дети здороваются).
Воспитатель. Давайте расскажем гостям, чем знаменит наш Михайловский район. И это, поверьте, не только Михайловское кружево. Послушайте шуточное стихотворение:
Мы знаем, Бог мир сотворил,
И, чтобы было всем не тесно,
Его он щедро наградил
Запасами природными несметными:
Где нефть и газ, где лес, руда,
Где золото, алмазов груда,
И получилось как-то так.
Что нам достался известняк.
Рассматривание известняка
Воспитатель. Известняк относится к таким полезным ископаемым, по которым можно восстановить древнюю географию, определить климат далёких времён.
Воспитатель. О чём рассказал известняк геологам, работавшим на нашей территории?
(Подвести детей к ответу - Геологи, установили, что давным-давно на территории Михайловского района было тёплое море)
Воспитатель. По каким признакам они это определили?
( Подвести детей к ответу - Только в море живут животные и растительные организмы: рыбы, рачки, улитки, кораллы и различные водоросли).
Воспитатель. А какое отношение имеют они к происхождению известняка?
(Подвести детей к ответу - Погибая, многие морские животные опускались на дно. Их скелеты накапливались и образовывали огромные слои отложений – известняков).
Воспитатель. Я могу лишь добавить, что формирование известковых отложений продолжается непрерывно, поэтому известняк считают неисчерпаемой породой.
При добыче известняка применяются несколько способов извлечения из земных недр. У нас это открытый карьерный способ, когда снимается верхний слой земли, растений, и производят взрыв. А потом с помощью бульдозеров и больших автомобилей транспортируют известняк на завод для дальнейшей переработки.
Просмотр видео добычи известняка
Воспитатель. Но экологи, как правило, очень не любят карьеры, и мы узнаем почему, если правильно соберём запрещающие знаки.
Проводится подвижная игра «Собери запрещающий знак»
(На полу хаотично обратной стороной разбросаны части знаков. Каждый знак с обратной стороны имеет один цвет. Дети бегают под музыку и с окончанием её берут одну часть знака и объединяются по цвету. Переворачивают и собирают знак, как пазлы. Затем проговаривают, что обозначает данный знак:
- Вырубаются деревья,
-Возникает постоянный шум от работы карьерной техники,
- Регулярные взрывы сотрясают землю.
- Пыль оседает в радиусе нескольких километров от места добычи известняка.
Воспитатель. Главными физическими свойствами известняка являются долговечность, прочность, однородность структуры. Его можно пилить, резать и колоть в любом направлении, обрабатывать на токарном станке или вручную, воплощая любую архитектурную задумку.
- Я приглашаю вас в фотогаллерею, в которой мы увидим, как люди нашей большой планеты много веков назад прославили, простой с виду и неприхотливый в обработке, известняк чуть ли не во всех архитектурных формах.
Фотогаллерея
Его использовали при строительстве египетских пирамид (пирамида фараона Хеопса) (блочный известняк).
Греки сотворили настоящие шедевры искусства - античные скульптуры
Во Франции находится Собор Парижской богоматери.
Шедевром архитектуры является Беленская башня (Лиссабон)
Одно из чудес света - Великая китайская стена,
собора святого Павла в Ватикане.
Древняя Москва называлась Белокаменной. Множество московских церквей и других зданий строились из белого камня – известняка.
После войны с Наполеоном, чтобы увековечить это событие, было решено возвести храм Христа Спасителя.
Воспитатель. А как же известняк применяется в настоящее время? Поможет нам тактильная выставка, где почти каждый предмет вы можете взять в руки, пощупать, погладить, узнать и назвать его, а также объяснить его применение.
Выставка
( на выставке представлены всевозможные изделия из пластмасс: трубы, линолеум, черепица, кафельная плитка, минеральная вата и мн. другое; кримплен, зубная паста, крема для обуви, чистящие порошки)
Воспитатель. Послушайте информацию из серии «Это интересно». Известняк используется очень широко. Он не вызывает аллергию и является единственным материалом, имеющим 100% защиту от радиации.
Воспитатель. А сейчас я приглашаю вас в наш научный Центр.
(дети проходят в Центр)
Воспитатель. Вернёмся к шуточному стихотворению. Помните, как оно закончилось?
… и получилось как-то так,
Что нам достался…
Дети произносят хором. Известняк.
Воспитатель. Люди, что наш район тогда заселили,
Быстренько мамонтов всех истребили.
Задумались, как дальше быть,
Нельзя ж в пещерах вечно жить.
На камушек белый, посмотрев поутру,
Решили, не пропадать же добру.
Надкусили зубами смело,
Покрутили и так и эдак,
Молотком по нему постучали,
Короче, сделали анализ.
И обрадовались:
«Эврика, братцы!
Из этого камня цемент получится классный!»
Подучились, оборудование установили
И завод цементный открыли.
На территории нашего района находятся огромные залежи известняка, которые после обжига и помола образуют в смеси с водой цемент. Он намного прочнее многих видов цемента. И получил название ПОРТЛАНД-ЦЕМЕНТ. В 1929году (90 лет назад) начал работать первый цементный завод в Михайловском районе «Спартак». Сейчас производят цемент два завода «Евроцемент» и Серебрянский цементный завод «БАЗЭЛ». И потребность в нашем цементе только растёт. Почему же он так ценится? Мы тоже, как первобытные люди в шуточном стихотворении, проведём анализ, но не известняка, а цемента.
Опыт №1
(Дети достают сосуды с песком, цементом, мелом, которые предварительно смешивались с водой, наблюдают, что изменилось за несколько дней:
песок осел на дно сосуда, мел также осел на дно стакана, цемент превратился в твёрдый монолит)
Воспитатель. Вот поэтому роль цемента в современном строительстве очень велика, его ничем невозможно равноценно заменить. При этом цемент остаётся относительно простым, универсальным и дешёвым веществом.
Ребята, мы, конечно же, знаем, где применяется цемент.
(Подводит детей к ответам - строительство зданий, дорог, космодромов, плотин, столбов для передачи электроэнергии и т. д. и т. п.)
Воспитатель. Но производство цемента оказывает непосредственное влияние на окружающую среду. Цементная пыль, которая выбрасывается из дымовых труб, попадает в наши жилища, люди дышат этой пылью. Это проблема №1 в борьбе с загрязнением окружающей среды.
Опыт со снегом №2
Воспитатель. Действительно ли цементная пыль попадает на почву? Проведё м следующий опыт - перед нами два вида снега: один мы взяли около детского сада, то есть вдали от цементных заводов, другой – в непосредственной близости от завода. Растопим снег и посмотрим, какая вода чище.
(на спиртовках подогревается снег. Вода от снега, взятого с территории детского сада чистая, а вода от растаявшего снега, взятого в непосредственной близости от цементных заводов – с большим осадком)
Вывод: около цементных заводов снег, а, следовательно, и почва, грязные.
Опыт с растениями №3
Воспитатель. Растительность первой принимает на себя своеобразный «удар». Пылевые частицы приводит к ухудшению их жизненного состояния, что отражается в темпах роста и развития. Наиболее сильную нагрузку испытывает растительность, находящаяся вблизи завода, где наблюдается большое количество сухостоя, низкорослость, уменьшение количества молодых побегов, заметное изменение цвета хвои и малая густота крон).
Помните, недавно мы с вами сажали семена гороха, лука, укропа в два разных поддона. Я скрыла от вас тот факт, что в одном поддоне земля была экологически чистая, а вот во втором земля, взятая, как и снег, вблизи завода.
(Рассматривание ростков растений, сравнение, анализ, вывод)
Воспитатель. От цементной пыли страдают птицы и животные. Подумаем вместе, если трава, деревья пропитаны цементом, получат ли птицы, животные достаточно витаминов? (ответы детей). Поэтому и птицы, и животные будут больше обитать там, где растения более сочные.
Воспитатель. Цементная пыль очень влияет на здоровье человека.
Как же добиться, чтобы цементная пыль меньше попадала в окружающую среду? Для этого делают фильтры. Давайте и мы попробуем, действительно ли фильтры задерживают частицы цемента.
Опыт №4
(на рабочих столах стоят несколько стаканчиков с цементом, которые накрыты материалом, разным по плотности и толщине, в том числе сырым). Предварительно через трубочку в отверстии дети вдували воздух, образуя цементную пыль. Дети снимают фильтры, рассматривают их и приходят к выводу, что, чем плотнее и толще фильтр, тем меньше цемента распыляется в воздух).
Воспитатель. Цемент необходим людям, но, чтобы его производство не наносило ущерб окружающей среде, здоровью человека, обязательно нужно применять фильтры.
А сейчас я обращаю ваше внимание на мольберт, вы видите значок фотогаллереи, выставки изделий из известняка, экологических запрещающих знаков, научного центра. Пожалуйста, поставьте свою фишку около того знака, который оставил у вас большее впечатление и аргументируйте свой выбор.
(Дети расставляют фишки, объясняют свой выбор)
Воспитатель. Ребята, многие творческие люди нашли и другое применение цементу. Посмотрите, я залила цементом формы - цветы, цемент затвердел, и получились интересные фигуры в форме цветов. Чтобы наша жизнь не была серой, предлагаю вам в группе разрисовать эти цветы и на Международный женский день подарить мамам и бабушкам.