Алена Агатина
Конспект НОД по эксперементированию «Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Агатина Алена Алексеевна
воспитатель подготовительной группы № 1
МБДОУ детский сад № 8
г. Ангарск, Иркутской области
Непосредственно – образовательная деятельность по экспериментированию с воздухом.
Тема: «Воздух и его свойства».
Цель: формировать целостное восприятие окружающего мира, развивать интерес к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи:
1. Образовательные
Публикация «Конспект НОД по эксперементированию „Свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Расширять и активизировать представления детей о воздухе, его свойствах : занимает объем, воздух легкий, его можно увидеть, почувствовать, услышать, не имеет запаха, но может удерживать запахи других веществ. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.
2. Развивающие
Учить детей самостоятельно проводить опыты, добиваться необходимого результата; используя полученные знания и умения делать выводы. Развивать речь-доказательство.
3. Воспитательные
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Воспитывать бережное отношение к природе.
Используемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно эстетическое развитие.
Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская деятельность, коммуникативная, продуктивная.
Словарная работа: кляксография.
Предварительная работа: Беседа: «Живая и неживая природа», чтение П. Волцит «Почему деревья качаются?», рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром, игры с воздушными шариками и мыльными пузырями.
Материал и оборудование:
Для педагога – 2 надутых шарика и 1 полу сдутый, демонстрационные карты схемы для обобщения опытов, значки для поощрения «юный исследователь».
Для детей – на каждого ребё нка: карты - схемы на каждый опыт; папки – исследователя для фиксации результатов, полиэтиленовые пакеты, небольшие палочки - зубочистки, сдутые воздушные шарики; трубочки, пластмассовые стаканчики и тазики с водой; небольшие кусочки резины, резиновые игрушки; колпачки из-под фломастеров; целлофановые пакетики с зажимом в которых находились кусочки апельсина, чеснока, ванилин и от них остался лишь запах; краски, вода, бумага.
Сотрудничество с родителями: консультация «Экспериментируем дома»; разучивание стихотворений Я. Аким «Наша планета», О. Емельянова «На планете чудеса»; сбор «бросового материала» (кусочки резины, пластиковой бутылки).
Педагогическая технология: технология исследовательской деятельности, ТРИЗ.
Методы и приемы:
Словесные: мыслительный эксперимент, проблемно -поисковые вопросы.
Наглядные: карты – схемы, наблюдения, папки – исследователя для фиксации результатов.
Практические: создание мотивационной ситуации, проведение экспериментов, опытов – с реальным объектом, моделирование маленькими человечками.
Алгоритм образовательной деятельности.
Воспитатель. Приветствие.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький. Что же с ним случилось?
- А что нужно сделать что бы шарик стал круглым и упругим?
- Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился!
- Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?
- А что такое воздух и зачем он нам нужен? На доске выставляю картинки с изображением животных, растений, людей.
Чтобы ответить на эти вопросы, куда же мы отправимся?
- Где проводят опыты и изучают свойства разных предметов и веществ? Где создают новые лекарства и совершают научные открытия?
- Кто работает в «Лаборатории»?
- Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи.
- Давайте напомним правила работы в лаборатории (выставляю карту – схему правил.)
- Что сегодня мы с вами будем изучать?
- Где мы можем видеть воздух?
- Ребята можно ли увидеть воздух? Как?
Эксперимент 1.
- Давайте рассмотрим карту схему под № 1. (Целлофановый пакет пустой и с воздухом, (трубочка, стакан с водой, губы, выдуваемые поток воздуха) и попробуем поиграть с пакетом и воздухом.
- Что можно сказать проделав эти опыты?
- Почему когда мы резко его опустили с верху в низ и завязали он стал круглым?
- Как воздух поступает в воду?
- Откуда воздух берется у нас в легких? И где находится воздух?
- Зачем он нам нужен?
Делаю обобщение: действительно воздух есть по всюду, он окружает нас, предметы, люди и животные могут вдыхать и выдыхать его.
Давайте зафиксируем наши выводы в папках – исследователя.
- Ребята, когда вы выдыхали воздух через трубочку в воду что вы заметили?
- Что происходило с пузырьками воздуха? Куда они девались?
- А почему пузырьки не тонут, а поднимаются на поверхность?
Давайте мы с вами узнаем это наверняка.
Эксперимент 2
Предлагаю взять карту – схему 3 (резиновая игрушка, кусочек резины, тазик с водой).
- Почему игрушка не тонет?
Делаю обобщение: Воздух легче чем вода, поэтому он всплывает, а когда воздух не может вайти из плотно закрытого предмета он удерживает эти предметы на поверхности воды.
- Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух?
- Чем мы можем его почувствовать, какой частью нашего организма?
- Как его можно почувствовать?
- Давайте подумаем, что для этого можно сделать?
Давайте попробуем проделать еще один опыт с воздухом
Эксперимент 3.
Предлагаю воспользоваться картой схемой 2 (пакет с воздухом, тонкая палочка).
Делаю обобщение: когда поток
воздуха усиливается мы можем ощутить его своей кожей, чем сильней поток воздуха, тем сильней мы его ощущаем.
Физ. Минутка: Давайте представим, что мы с вами маленькие человечки я называю состояние, а вы показываете движение: дождь, камень, ураган, лужа, град, облако, запах, ветер, стул, ручей, дым, молоко, карандаш, пар.
-А теперь пройдём в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия.
Ребята закройте глаза, давайте представим, что сейчас ночь и вдруг мы слышим какое-то завывание, шелест листвы, не запертая калитка на улице начинает постукивать?
- Что происходит на улице?
- Как вы догадались что дует ветер?
- А что такое ветер?
- Можно ли ещё где – то услышать воздух?
- Как его можно услышать?
Эксперимент 4.
Предлагаю взять карту – схему 4. (колпачок из-под фломастера, пластиковая бутылка, шарик, рот дующий поток воздуха).
Делаю обобщение: Когда воздух проходит через предметы, соприкасаясь с ними издает звук, чем уже щель, тем звонче и громче звук.
- Как вы думаете какой запах у воздуха?
Эксперимент 5.
Предлагаю взять заготовленные небольшие целлофановые пакетики с зажимом и рассмотреть их. – Что в них?
- Раскройте пакетики, что вы чувствуйте?
- Почему в них ничего не лежит, а запах продуктов остался?
Делаю обобщение: Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
- Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? Эта техника называется кляксография.
- Хотите попробовать?
- Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать.
Показываю технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны.
Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите вам понравилось проводить опыты? Что мы узнали о воздухе?
Саша что ты можешь сказать о воздухе из первого опыта?
Диана, какой еще может быть воздух? Т. д.
Денис что можно сделать с помощью воздуха?
Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «юный исследователь» и вручить медали.
Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо.