Лидия Струнова
«Подарок Незнайки». Конспект НОД по теме «Свойства воздуха» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование знаний о свойствах воздуха.
Образовательная деятельность: «Познавательное развитие»
Задачи.
Образовательные:
1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха.
2. Закреплять представления детей о значимости воздуха.
3. Формировать умение детей устанавливать причинно- следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
Развивающие:
Публикация «„Подарок Незнайки“, Конспект НОД по теме „Свойства воздуха“ в младшей группе» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
1. Развивать познавательную активность, коммуникативные навыки детей в процессе экспериментирования.
2. Активизировать речевую деятельность и расширять активный словарь детей.
3. Развивать умение размышлять, отстаивать свое мнение.
Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, решительность.
2. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения между детьми.
Предварительная работа.
Чтение Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».
Дидактическая игра «Летает – не летает».
Рассматривание мини-коллекции «Воздушный транспорт».
Просмотр презентации «Воздух».
Беседы «Чем мы дышим», «Кому нужен воздух», «Воздух вокруг нас».
Надувание шаров, мыльных пузырей, наблюдение за ветром, паром.
Просмотр мультфильма «Что такое воздух».
Индивидуальная работа:
1. Развивать умение Саши Д. высказывать свою точку зрения.
2. Закреплять умение Эмира А. делать выводы.
Методы и приё мы:
• практические
• наглядные
• словесные
• исследовательно - поисковые.
Словарная работа: экспериментирование, невидимый, целлофановый, зубочистка.
Материалы: посылка, письмо, воздушные шары, целлофановые пакеты, пластмассовые стаканчики, трубочки, зубочистки, картинки, апельсин.
Оборудование: магнитофон, флеш-карта.
Ход ООД.
Организационный момент
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»,
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
Поздороваемся с гостями - Доброе утро!
Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришла посылка, интересно от кого она. Здесь письмо, сейчас прочитаем:
«Привет, ребята! Недавно я вернулся со своими друзьями из путешествия на воздушном шаре. У меня появилось ещё больше друзей. А ещё мы праздновали день рождения воздушного шара. В честь этого дня я посылаю вам много воздушных шариков, чтобы вы могли с ними играть и веселиться. Ваш Незнайка».
Смотрите, ребята, какие замечательные шарики прислал для вас Незнайка. Но, чтобы с шариком играть, может нужно слово волшебное сказать?
Дети: Нужно шарик надуть.
Воспитатель: Да, послушайте загадку.
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но, невидим он для нас!
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно – это воздух. Воздух нам нужен, чтобы надуть шарик. Где же мы найдем воздух? Вы его видите?
Дети: Нет.
Воспитатель: И я нечего не вижу. Ребята, давайте попробуем его найти. Прежде, чем мы будем с вами надувать шарики и играть с ними, предлагаю провести эксперименты. Повторите это слово (повторяют) и с помощью экспериментирования мы узнаем больше о свойствах воздуха. Хотите?
Дети: Да.
Воспитатель: Проходите, пожалуйста, к столу, где лежат разные предметы.
Основная часть.
Воспитатель: Посмотрите, эти предметы помогут нам определить свойства воздуха.
1 эксперимент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картинку. Что нарисовано на ней?
Дети: Целлофановый пакет.
Воспитатель: Правильно. Это целлофановый пакет. Повторите (повторяют). Возьмите его в руки и посмотрите, что внутри пакета?
Дети: Пустой.
Воспитатель: Сделаем ловушку из обычного целлофанового пакета и поймаем воздух. Сначала широко раскроем пакет. Воздух нечего, не подозревая, заберется во внутрь. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетом?
Дети: Пакет надулся.
Воспитатель: Что в нем находится?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Мы его поймали. Значит воздух вокруг нас. Он имеет форму?
Дети: Нет.
Воспитатель: Воздух не имеет формы, он принял форму пакета. На что похож пакет?
Дети: На подушку. На ушки кошки.
Воспитатель: Посмотрите сквозь пакет видно вашу руку. Скажите, какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Воздух невидим, он прозрачный, не имеет формы, не имеет цвета.
Воспитатель: Правильно, этот вывод отметим схемой. (повесить схему на магнитную доску)
Воспитатель: Выпустим воздух из ловушки. Возьмите острую зубочистку, осторожно проткните пакет. Поднесите его к лицу и помните его руками. Что вы почувствовали?
Дети: Пакет сразу сдулся. Из пакета выходит воздух.
Воспитатель: Мы воздух не видим, но его чувствуем. Чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. А что происходит в природе, когда движется воздух?
Дети: Ветер.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать о воздухе?
Дети: Воздух можно почувствовать.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно ли услышать воздух?
Дети: Да. Нет.
Воспитатель: Сейчас я вам покажу, как это сделать? Я возьму воздушный шар, надую его и немного растяну его. Что происходит?
Дети: Мы слышим звук.
Вывод: Воздух заставляет дрожать края шарика, и поэтому возникает звук.
Воспитатель: А сейчас мы с вами немного отдохнем.
Физкультминутка
Дует ветер с высоты,
Гнутся травы и кусты,
Вправо- влево, влево- вправо,
Клонятся цветы и травы.
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте!
Выше! Веселей! Вот так!
Переходим все на шаг.
Вот и кончилась игра
Заниматься всем пора!
Воспитатель: Молодцы! А теперь пройдем за столы и посмотрим, что же нас там ещё интересного ждёт.
Посмотрите, что находится на столах?
Дети: стаканы с водой и трубочками.
Воспитатель: Ребята, интересно, можно ли сделать «бурю» с помощью воздуха?
Дети: Да. Нет.
Воспитатель: Как мы можем это сделать?
Дети: Подуть.
Воспитатель: Поднимем «бурю» в обычном пластмассовом стакане. Посмотрите, в нашем стакане находится вода в состоянии покоя. Но стоит нам подуть в стакан через трубочку, то поднимется «буря». Попробуйте и вы.
Воспитатель: Что делает воздух?
Дети: Воздух поднимает воду.
Воспитатель: Ребята подуйте медленно, как бурлит вода?
Дети: Медленно.
Воспитатель: А если сильнее подуть, что происходит в стакане.
Дети: Поднимается «буря».
Воспитатель: Мы привели в движение воздух и получили в стакане «бурю», значит с помощью силы воздуха, усиливается сила ветра. Какой сделаем вывод?
Вывод: Когда воздух, двигается, получается ветер. (схема)
Воспитатель: Ребята, где мы ещё наблюдали движение воздуха?
Дети: Деревья качаются, листопад.
Воспитатель: Правильно. Вот интересно, имеет ли воздух запах, как вы думаете?
Дети: Да. Нет.
Воспитатель: Попробуйте втянуть воздух носиком. Пахнет?
Дети: Да. Нет.
Воспитатель: Сейчас мы проверим, имеет ли воздух свой запах. Посмотрите на картинку, что вы видите?
Дети: Апельсин.
Воспитатель: Что я делаю с апельсином?
Дети: Чистите его.
Воспитатель: Ребята, каким сейчас запахом, ароматом наполняется воздух вокруг нас?
Дети: Апельсиновым запахом, ароматом.
Воспитатель: Воздух не имеет запаха. Запах передается по воздуху. В каждом помещении пахнет по- разному. В аптеке – лекарством, в столовой – разной едой. Какой вывод мы сделаем о воздухе?
Вывод: Воздух не имеет запаха. (схема)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, только человеку нужен воздух?
Дети: Воздух нужен растениям, животным, насекомым, рыбам. Всему живому.
Воспитатель: Правильно, всему живому. (схема) Ребята, какие вы молодцы, всё знаете.
Рефлексия:
Вспомним и повторим, что мы узнали о воздухе, а помогут нам схемы.
Дети: Воздух невидим, не имеет формы, не имеет цвета, но мы можем его почувствовать. Воздух, двигаясь, образует ветер. Воздух не имеет запаха. Воздух нужен всему живому.
Воспитатель: Мы много узнали о воздухе, вы молодцы. Теперь можно и поиграть воздушными шариками, которые вам подарил Незнайка.