Марина Юровская
Конспект НОД по экологии «Прошла зима холодная»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экологии
Тема: «Прошла зима холодная».
Образовательная область: «Познание».
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Цель: Формирование познавательных действий об объектах окружающего мира (признаки зимы).
Задачи:
1. Создать условия для формирования познавательного действия.
Публикация «Конспект НОД по экологии „Прошла зима холодная“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по экологии
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Систематизировать представления детей о зиме, как о времени года и его признаках.
3. Развивать выразительное чтение стихотворений и умение воспринимать поэтические образы.
4. Развивать способность воспринимать красоту природы в жизни и в искусстве и способствовать эмоциональному восприятию пейзажной картины.
5. Уточнить представления детей о птицах (зимующие, пролетные, чем питаются).
б. Дать представление детям о том, как заботится о своем здоровье зимой.
7. Заинтересовать детей на изготовление книг.
Предварительная работа: беседы о зиме, о жизни животных и птиц зимой, рассматривание картин о зиме, чтение стихотворений, отгадывание загадок, ведение календаря природы, наблюдения за сезонными явлениями в природе.
Материал и оборудование: письмо от Фарэя; макет книги о зиме; мяч-снежок; карточки с изображением четырех времен года; репродукции к картинам художников Жуковского «Зима», В. Янова «Зима»; уменьшенные копии этих репродукций; два пазла «Зима»;
карточки с загадками о птицах; кормушка; изображения птиц на прищепках (снегирь, клест, синица, воробей, дятел, поползень, свиристель); корм для птиц (кедровые орешки, замороженная ягода, сало, семечки, зерна, игрушка -жучек); коробка-посылка с лимонами.
Ход НОД
В: Ребята, а вам нравится путешествовать?
В: Давайте вспомним, на какой континент мы с вами недавно путешествовали?
Д: В Африку.
В: А какой климат в Африке?
Предположения детей
В: Нам пришло письмо, хотите я вам его зачитаю?
«Здравствуйте ребята! Меня зовут Фарэй. Я из далёкой, жаркой Африки. Я никогда не путешествовал, а мне так хочется посетить вашу замечательную страну. Мои братья и сестры говорят, что у вас сейчас зима, а я не знаю что это такое. Расскажите мне пожалуйста о ней. Буду ждать ответа».
В: А как мы можем ему помочь?
Предположения детей.
В: Но так как мы писать еще не умеем, предлагаю сделать для него книгу о зиме, вы согласны?
Д:Да.
В: Тогда я приглашаю вас отправиться в путешествие, где мы вспомним все о зиме и наши воспоминания будем заносить в книгу (показ книги-альбома). Послушайте загадку:
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица- Белокожа, светлолица Как махнула рукавом- Все покрыла серебром!
В: Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке?
Д: О зиме.
В: А как вы догадались?
В: А что эта за тройка?
Д: Это зимние месяцы.
В: Перечислите зимние месяцы?
Д: Декабрь, январь, февраль.
В: Какой зимний месяц сейчас?
Д: Февраль.
В: Молодцы, ребята!
Дидактическая игра «Признаки зимы»
В: У меня в руках волшебный снежок, кому я его буду передавать, тот назовет признак зимы.
Д: Стало холодно, лежит снег, сильные морозы, реки и озера покрыты льдом, деревья стоят голые, дни короткие, а ночи длинные, солнце светит, но не греет.
В: Какие пословицы о зиме вы знаете?
Д: В декабре мороз нарастает, зато день прибывает.
Декабрь год замыкает, а зиму начинает.
В декабре семь погод на дворе: веет, дует, кружит, рвет, метет.
Январь - году начало, зиме середина.
В январе и горшок на печи замерзает.
Февраль зиму выдувает, а март ломает.
Февраль силен метелью, а март - капелью.
В: О каком времени года мы с вами вспомнили?
Дидактическая игра «Разложи правильно»
На столе лежат иллюстрации с изображение времен года, дети их раскладывают в последовательном порядке. (Зима, весна, лето, осень)
В: Какую картинку мы вложим в нашу книгу?
Д: Картинку с изображением зимы.
(вклеиваем картинку с изображением зимы)
В: Ребята, а кто знает стихотворения о зиме? (чтение стихотворений)
В: Не только поэты складывали замечательные стихи о зиме, но и художники передавали всю красоту зимней природы в своих полотнах. Я приглашаю вас в свою маленькую картинную галерею, где имеются репродукции к картинам Жуковского «Зима» и Янова «Зима».
(рассматривание картин)
В: Какое время года на этих репродукциях?
Ответы детей.
В: Похожи ли они между собой?
Ответы детей.
В: Как вы определили?
Ответы детей.
В: Какое настроение возникает у вас, когда вы смотрите на эти репродукции? Ответы детей.
В: Какая репродукция вам больше нравится?
В: Почему?
В: Вот какие слова вы нашли, чтобы рассказать о своих впечатлениях.
Игра «сложи картинку»
(дети складывают пазл)
Давайте и эти картины поместим в нашу книгу. (Вкладываем картины)
В: Наше путешествие продолжается. А о ком мы сейчас вспомним, вы скажите, отгадав загадку.
Снится ночью пауку Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это.
Д: Птица.
В: Скажите, как называют птиц, которые остаются у нас на зиму?
Д: Зимующие.
В: Каких зимующих птиц вы знаете?
Д: Ворона, голубь, воробей, сорока, дятел, поползень.
В: Какие птицы к нам прилетели на зиму?
Д: Синички, снегири, клесты, свиристели.
В: Как можно по-другому назвать этих птиц?
Ответы детей.
В: Ребята, а как вы думаете, что птицам страшнее - холод или голод?
Ответы детей
В: Как человек помогает птицам пережить зиму?
Д: Строит кормушки, подкармливает птиц.
В: Вот и к нам прилетели птицы.
(на кормушку помещаем изображения птиц, задача детей выбрать правильный корм для птиц).
Дидактическая игра «Угости птицу».
Оформляем страницу в книге о птицах.
В: Мы вспомнили много о жизни птиц зимой, очень сложно им приходится в этот период времени. Один из признаков зимы, это короткий световой день. Как вы думаете, влияет ли это на здоровье человека?
Предположения детей.
В: Во время зимы организм человека ощущает недостаток тепла, солнечного света, витаминов.
В: Как надо заботиться о своем здоровье зимой?
Д: Тепло одеваться.
В: Как пополнить недостаток витаминов в нашем организме?
Д: Есть фрукты и овощи.
В: Какие овощи нужно есть зимой?
Д: В лук, чеснок.
В: В каких фруктах есть витамины?
Д: В лимоне, апельсине.
В: Посмотрите, Фарэй прислал еще и посылку, а чтобы узнать, что в ней, надо отгадать загадку.
Желтый цитрусовый плод В странах солнечных растет Но на вкус кислейший он,
Называется. (лимон).
Д: Лимон.
В: Какие замечательные фрукты прислал нам мальчик в подарок, будем пить чай с лимонами.
В: О чем мы делали книгу?
Ответы детей.
В: Как вы думаете, все ли мы рассказали о зиме?
Можем ли мы продолжить книгу? И о чем?
Ответы детей.