Светлана Смышляева
Конспект НОД по экологии с детьми пятого года жизни «Вы узнайте тайну эту: ходит Капелька по свету»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Вы узнайте тайну эту - ходит Капелька по свету»
Цели
Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать опыт повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов. Учить детей проводить несложные опыты с водой. Упражнять детей в умение анализировать, развивать мышление.
Задачи
Образовательные:
Формировать представление о некоторых свойствах воды: жидкость без вкуса, цвета, запаха и формы.
Расширять активный и пассивный словарь за счет слов: налить, перелить, разлить, вылить, бесцветная, без вкусная, текучая, жидкая, водоем, сосуд.
Публикация «Конспект НОД по экологии с детьми пятого года жизни „Вы узнайте тайну эту: ходит Капелька по свету“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Учить согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже.
Учить составлять предложение из 4-5 слов по демонстрации действия.
Формировать умение правильно отвечать на вопросы.
Развивающие:
Учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.
Развивать логическое мышление.
Стимулировать познавательную активность детей.
Воспитательные:
Воспитывать умение действовать в коллективе.
Воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
Воспитывать аккуратность при работе с водой.
Материалы и оборудование:
• прозрачные стаканчики по несколько на каждого ребенка;
• вода, молоко, апельсиновый сок;
• маленькие лейки;
• чайные ложечки на каждого ребенка;
• пузырек с фукорцином, пузырек с зеленкой и пипетка;
• соль, сахар;
• шапочки – Капелек на каждого ребенка, шапочка мамы Тучи.
Предварительная работа:
1. Наблюдение на прогулке за состоянием воды летом, осенью, зимой, весной — сравнение.
2. Беседа с детьми :
а) «Для чего нужна вода?»
б) «Какой бывает вода?».
в) «Вода — наше богатство! Воду надо беречь!».
3. Чтение произведений о воде:
Э. Мошновская — «Речка».
С. Жупанин — «Прыг, да скок».
О. Григорьев — «Какой дождь?».
Т. Мошнин — «Капелька».
4. Рисунки детей: «Дождь идет», «Веселые тучки», «Разные дожди».
5. Рассматривание иллюстраций о воде
6. Опыты с водой:
а) Вода бывает горячей, холодной, теплой.
б) Пар — это тоже вода.
7. Загадывание загадок о воде.
Взаимосвязь с семьей:
Помощь родителей в изготовлении шапочек «капелька».
Взаимосвязь со специалистами:
Обеспечение фоновой музыки «шум воды», «шум дождя».
Ход непрерывной образовательной деятельности
Дети входят в группу, воспитатель читает стихотворение Н. Рыжовой:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька – замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется
Средь высоких, стройных елей
Рушится потоком селей,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Стук в дверь.
Воспитатель: Кто там? (В группу входит Капелька.)
Капелька : Здравствуйте дети, я Капелька. Мама Тучка разрешила мне погулять. (Дети здороваются.)
Воспитатель: Оставайся с нами Капелька. Давайте все вместе обойдем группу, чтобы выяснить, кому и зачем нужна вода?
Капелька останавливается около растений в уголке природы.
Капелька : Ребята, скажите, нужна ли вода этим растениям и почему?
Дети: Без воды растения погибнут. Вода нужна для того, чтобы они росли.
Воспитатель: Дети давайте вместе польем цветы. (Дети берут маленькие лейки и поливают.)
Капелька идет дальше, останавливается у мойки. - Чем занимается Татьяна Анатольевна?
Дети: Она моет посуду и полы.
Капелька : Правильно, ей надо очень много воды, чтобы посуда была чистая. (Дальше идя по группе, Капелька останавливается в игровом уголке.) – Дети, какие у вас куклы красивые, платьица у них чистенькие!
Дети: Мы помыли все игрушки и постирали куклам платья.
Капелька : Молодцы.
Воспитатель: Давайте немного отдохнем и сделаем физкультминутку.
Физкультминутка (см. приложение)
Воспитатель: Дети, так для чего нужна вода, как мы ее используем?
Дети: Пьем, моем руки, купаемся, стираем, моем полы, поливаем цветы.
Воспитатель: Молодцы. Дети, подумайте, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся водой, а она все течет и течет, не кончается. (Дети отвечают.)
Воспитатель: Правильно, молодцы. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. Поэтому дети, к воде надо относиться бережно, не оставлять кран открытым.
Капелька : Ребята, что такое вода?
Дети: Вода – это жидкость.
Воспитатель: Правильно. Давайте ее рассмотрим. Подойдите к столу. (На столе приготовлено все заранее для опытов.)
1. Опыт: «РАССМОТРЕТЬ ВОДУ НА ТЕКУЧЕСТЬ».
Перед детьми на столе стоят два стакана, один с водой.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, я наклоняю стакан, вода выливается и переливается в другой стакан. Что делает вода?
Дети: Льется, течет, переливается.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что она жидкая.
ВЫВОД: Вода это – жидкость, её можно наливать, переливать.
Капелька : А еще вода умеет шуметь, послушайте.
Звучит аудиозапись «Шум воды».
2. Опыт: «ВОДА ПРОЗРАЧНАЯ».
Перед детьми стоят два стакана : один с водой, другой – с молоком.
Воспитатель: Дети, на столе стоят два стакана: один с водой, другой с молоком. В оба стакана я кладу ложечки. В каком из стаканов видно ложечку, а в каком – нет? Почему? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно. Где налита вода там видно ложечку, потому что вода прозрачная, а в молоке - нет, потому что оно непрозрачное (оно белое).
ВЫВОД: Вода прозрачная, а молоко нет.
Капелька : Ребята, хотите, я вам покажу фокус?
На столе перед Капелькой стоят два стакана с водой.
Капелька : В один стаканчик капну одну капельку темной жидкости (зеленка) – вода позеленела, в другой – тоже капну темную жидкость (фукорцин) – вода покраснела. Почему? (Ответы детей.) Правильно, вода может менять свой цвет в зависимости оттого, что в нее добавили.
3. Опыт: «У ВОДЫ НЕТ ЗАПАХА».
Капелька ставит перед детьми стаканчики с водой.
Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь? (Дети нюхают воду и отвечают на вопрос).
ВЫВОД: У воды нет запаха.
4. Опыт: «У ВОДЫ НЕТ ВКУСА».
Воспитатель предлагает детям попробовать воду. - Есть ли у нее вкус? (Дети пробуют кипяченую воду и отвечают на вопрос.)
Воспитатель: Из другого стакана попробуйте апельсиновый сок. Есть ли у него вкус?
Дети: Да есть, сок сладкий, вкусный, полезный, в нем много витаминов.
ВЫВОД: У воды нет вкуса.
Капелька : Давайте проведем с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество (соль, которое находится у вас на тарелочке, и перемешайте его ложечкой. А теперь попробуйте воду. Какая вода стала на вкус? (Ответы детей.) А теперь добавьте другое вещество (сахар) в другой стаканчик с водой. Какая стала вода на вкус? (Ответы детей.) Правильно, вода может принимать вкус того вещества, которое в нее добавили.
Подвижная игра «ХОДЯТ КАПЕЛЬКИ ПО КРУГУ» (см. приложение)
5. Опыт: «ВОДА БЫВАЕТ ХОЛОДНОЙ, ТЕПЛОЙ, ГОРЯЧЕЙ».
Перед детьми два стакана с водой. В одном холодная вода, в другом теплая. Попробовать пальчиком и сказать где какая вода. Горячая вода может нагревать предметы. Опустить ложку в стакан с горячей водой, а потом потрогать, ложка стала теплой.
ВЫВОД: Воду можно нагреть.
6. Опыт: «ЛЕД – ТВЕРДАЯ ВОДА».
На столе стоит тарелка со льдом.
Воспитатель: Какой лед – теплый или холодный? Из чего образовался лед?
Дети: Из воды.
Воспитатель: А если взять лед в руку, что с ним произойдет?
Дети: Он начнет таять.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что рука теплая, а лед холодный.
ВЫВОД: Лед – это замерзшая вода.
Просмотр презентации «Кому и зачем нужна вода».
Подведение итогов
Воспитатель: Мы сегодня, ребята, много говорили о воде, много о ней узнали. Давайте, еще раз перечислим свойства воды, о которых мы узнали из опытов. (Дети вспоминают свойства воды.) Вода это – жидкость, у нее нет запаха, вкуса, вода может быть теплой, холодной, горячей. Воду можно заморозить.
Капелька : Молодцы, ребята! Вы были внимательны и все запомнили. Теперь вы знаете, что вода нужна всем, и людям, и животным, и растениям, ее надо беречь и экономить. Нельзя оставлять кран с водой открытым, нужно беречь чистоту рек, озер и океанов. До свидания, дети, до новых встреч. (Дети прощаются с Капелькой.)