Надежда Кушниренко
Конспект интегрированного занятия c детьми пятого года жизни «Путешествие Кап и Ля. Круговорот воды в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия с детьми 5 г. ж.
«Путешествие Кап и Ля» (Круговорот воды в природе)
Цель:
1. Познакомить детей с круговоротом воды в природе.
2. Развивать воображение, образную память, умение продумывать композиционное построение изображения.
3. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
4. Расширять и углублять знания и представления детей об окружающем мире.
Публикация «Конспект интегрированного занятия c детьми пятого года жизни „Путешествие Кап и Ля, Круговорот воды в природе“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
5. Продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Поощрять выдвижение гипотез.
6. Повышать качество взаимодействия между детьми, снять эмоциональное напряжение, развивать согласованность движений.
7. Поощрять инициативу и самостоятельность детей. Активизировать словарь.
8. Воспитывать любовь к природе.
Материал к занятию : панно «Круговорот воды в природе» ; схема – зарисовка стихотворения «Облака»; звукозапись «Шум моря»; массажный коврик с «морскими камушками»; песочница с морским дном; «пуговичное море»; цветные ленты, обручи (красный, зеленый, желтый, синий); голубая ткань, полоска, ленты; оборудование для опытов (термос с кипятком, зеркало, стаканы с водой); камешки, гуашевые краски, кисти, салфетки.
Предварительная работа: изготовление картины – панно со съёмными деталями «Круговорот воды в природе», игры и упражнения с песком и пуговицами, зарисовка схемы и разучивание стихотворения «Облака», проведение опытов, экспериментов с водой, тонирование камешков для рисования.
Ход занятия
Дети входят в группу, здороваются и становятся полукругом.
- Ребята, скажите, вы любите путешествовать?
Я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие.
(звукозапись «Шум прибоя»)
- Что это шумит? Правильно, это шум моря.
Вот мы с вами и отправимся к морю. Дорога у нас будет длинная. Сначала мы пройдем по камушкам на берегу, затем ладошками по песочку, и наконец, опустим наши ручки в «пуговичное море».
- Вот мы и пришли. У моря, как у человека, может быть разное настроение.
Хорошее настроение – море какое? (спокойное, нежное, ласковое, кокетливое и т. д.)
А если у моря плохое настроение, то какое тогда море?
(грозное, жестокое, опасное, темное, агрессивное, бурлящее и т. д.)
- Когда приятнее смотреть на море, любоваться им?
В ночь любую,
В день любой,
Море занято
Собой:
По утрам оно одето
В платье розового цвета.
Днем - одето
В голубое,
С белой ленточкой
Прибоя,
А сиреневое платье
Надевает
На закате.
По ночам
На чёрной глади -
Мягкий
Бархатный наряд,
А над бархатом
Наряда
Драгоценности
Горят …
- А вы знаете, откуда в море вода? Нет, а хотите узнать? Тогда мы отправимся в путешествие с маленькими дождевыми капельками Кап и Ля.
(Выставляется панно)
Две подружки – снежинки сидели на краю большого облака, расправив свои ледяные юбочки (выставляется панно) и смотрели вниз.
- Как вы думаете, что они видели внизу?
Они видели горы, леса, поля, луга; видели разных животных, птиц, людей.
- Снежинки Кап и Ля очень хотели устремиться вниз, но ждали команды капитана Ветра.
И вот команда поступила, они полетели вниз и упали на густые еловые лапы. Почему их так называют? (показ изображения)
- Скажите, а какие ветки – лапы у ели?
Конечно, они колючие и жесткие. Но хочу вам открыть секрет, на самом деле, еловые ветви упругие, мягкие и чудесно пахнут хвоей!
- А какие запахи можно почувствовать зимой в лесу?
- Какие звуки можно услышать?
(обобщить ответы детей)
- Итак, наши снежинки легли на ели, на поля, луга. Еловые ветви слегка укачиваясь, убаюкали песнями пурги наших снежинок и они задремали в своих мягких колыбельках.
А какие чудесные сны навевают снежинкам ели!
- А потом, что будет с нами потом? – спросили снежинки.
- Как вы думаете, что будет потом, после зимы, с нашими снежинками?
- Правильно, наступит весна, пригреет солнышко (выставляется солнце, наши снежинки растают и превратятся в сверкающие капельки воды. (выставляю «капельки») И начнётся дождь.
- Как вы думаете, ребята, куда упадут наши Кап и Ля?
- Правильно, они упадут на землю, на травинки, на цветки, в реки, в моря и т. д.
- Давайте мы с вами поиграем с дождиком.
(Игра «Дождик, лей веселей!»)
В руках у детей ленты разного цвета, а на полу лежат обручи красного, желтого, зеленого и синего цвета.
- Дождик, лей веселей!
Теплых капель не жалей
Для лесов, для полей,
И для маленьких детей,
И для мам, и для пап,
Кап – кап! Кап – кап!
Будет, будет лето
В радугу одето.
Жаркое солнце яркого цвета,
Яркого, красивого, желтого и синего,
Зеленого и красного и любого разного.
(П. Синявский)
Дети становятся в обручи, цвета ленточек.
- Итак, после весны, какое время года наступает?
Правильно, лето.
Капельки попали в маленькие ручейки, а ручейки слились в большие ручьи.
На земле много разных рек – большие и маленькие, все они куда-то бегут.
Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков.
Хотите сделать свою большую речку?
(Перед детьми кладутся широкая и длинная полоски голубого цвета)
- Как вы думаете, широкая и длинная полоска ткани – это что? Правильно, это главная река, а узкие голубые ленты – это что? Правильно, это ручейки.
Расположите их так, чтобы ручейки впадали в большую реку.
(Дети берут полоски в руки и составляют их («ручейки впадают в реку»).
- А как вы думаете, куда впадают ручейки и реки?
Правильно, в моря, в океаны.
Давайте превратимся в маленькие капельки. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли.
Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки).
Встретились ручейки и стали большой речкой. Давайте возьмемся с вами за руки и «потечем» как большая речка. (Капельки соединяются в одну цепочку)
Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла река и попала в море, океан. (Дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу).
Дети играют с тканью – морем, показывают спокойное, волнующее, бурлящее море.
- И теперь наши Кап и Ля плавают в море, в океане.
- Скажите, ребята, а какое солнце летом?
И, как вы думаете, что происходит с водой летом?
Вода испаряется. Давайте это проверим.
( Проводится опыт: термос с кипятком, зеркальце)
- Итак, мы с вами получили пар.
А теперь посмотрим, от чего зависит испарение воды.
Мы с вами поставили заранее три стакана с равным количеством воды. Куда мы поставили стаканы?
Правильно, один стакан (с голубым кружочком) поставили на подоконник к окну, второй (с красным кружочком) – на батарею, третий (с желтым кружочком) закрыли крышкой и оставили на полочке при комнатной температуре.
Что вы можете сказать о воде в стаканах? Куда она исчезла? (Частицы воды испарились, поднялись в воздух)
Где испарение происходит быстрее – в теплом или холодном месте?
Почему влага испаряется хуже, если ёмкость закрыта?
Итак, испарение воды зависит от разных условий, в том числе температуры.
Итак, вода испаряется с поверхности рек, озёр, прудов, морей. Днём влага испаряется и с поверхности зелёных листьев, и с поверхности почвы.
Вода превращается в водяной пар. Как вы думаете, пар какой? Правильно, лёгкий, невидимый.
Водяной пар всегда есть в воздухе! Если его много – воздух становится влажным, а если мало – сухим.
В виде пара крошечные капельки – невидимки поднимаются вверх и попадают в более холодные слои. Здесь частицы пара снова превращаются в мельчайшие капельки воды.
Собравшись вместе, эти капельки образуют облака.
Скажите, какие облака? Они лёгкие, пушистые.
На что похожи облака? (на вату, сливки, пух, пену, мороженое и т. д.)
- Вспомните стихотворение «Облака»
(Дети рассказывают стихотворение по схеме)
На что похожи облака?
На мягкие игрушки
У них пуховые бока
И бархатные ушки.
Вот носорог, вот бегемот,
Вот беленький козлёнок
Вот лебедь по волнам плывёт,
Бежит за львицей львёнок.
Плывут по небу облака,
Меняя очертанья,
И отразит на миг река
Воздушные созданья!
- Когда капелек собирается очень много, они делаются крупнее, тяжелее и выпадают на землю дождём.
Зимой капельки вода замерзают и превращаются в крошечные льдинки. Собираясь вместе, они преображаются в приметные кристаллики снежинок. И капли снова падают в реки, моря, в океаны, они питают землю, дают жизнь всему живому.
И так повторяется бесконечно.
Это называется круговорот воды в природе.
- Посмотрите, мы вместе с Кап и Ля совершили путешествие.
- Давайте ещё раз просмотрим круговорот воды в природе. (Дети самостоятельно кратко излагают путь воды)
- Молодцы, итак мы опять оказались на берегу моря, но что я вижу, здесь какие – то камушки.
Давайте разрисуем наши камушки, чтобы они стали у нас яркие, волшебные, сказочные. (работа детей)
- А теперь давайте выложим морское дно.
(Дети на песке выкладывают камешками морское дно)