Татьяна Корнева
Конспект НОД по экологии «Лаборатория воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД на тему «Лаборатория воздуха»
Образовательная область: познавательное развитие.
Цель:
Формирование представлений детей о воздухе, его свойствах через организацию совместной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
• Обогатить и уточнить знания детей о свойствах воздуха (бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется) и его роли в жизни человека;
Публикация «Конспект НОД по экологии „Лаборатория воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Активизировать словарь относительных прилагательных (запах апельсиновый, лимонный, луковый, чесночный); предикативный словарь (воздух шумит, гудит, словарь синонимов (прозрачный, невидимый, бесцветный).
• Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.
Развивающие:
• Развивать мышление, творческое воображение;
• Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
Воспитательная:
• Воспитывать интерес к исследовательской деятельности и желание находить ответ опытно-экспериментальным путём.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие,
Речевое развитие,
Физическое развитие,
Художественно-эстетическое развитие,
Социально-коммуникативное развитие.
Материалы и оборудование: аудиозаписи, целлофановые пакеты, трубочки для коктейля, стаканчики с водой, баночки, бутылочки, крышки от фломастера и из-под баночек, кусок резины и резиновый мяч, апельсин, лимон, лук, чеснок, гуашь синего, красного, желтого и зеленого цвета, альбомные листы.
Индивидуальная работа:
Словарная работа с (имена детей) по закреплению относительных прилагательных: апельсиновый, лимонный, чесночный, луковый.
Помощь в создании рисунка методом кляксографии.
Предварительная работа:
Презентация для детей «Какие бывают лаборатории?», беседа «Правила поведения в лаборатории».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)
Воспитатель: Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
(Коммуникативная игра)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Здравствуйте!
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— Доброе утро!
Воспитатель: Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (Да) Я знаю одну очень трудную загадку, попробуйте ее отгадать.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
Oн - невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Воспитатель: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Вы знаете сколько человек может прожить без еды? (примерно месяц) А без воды? (около 5 дней) А без воздуха? (не больше 3 минут) .
Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем мы будем сегодня беседовать? (Да, о воздухе)
А я предлагаю вам поговорить о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? (Лаборатория)
Воспитатель: Скажите, а как нужно вести себя в лаборатории, какие соблюдать правила? (Ответы детей)
Правильно. В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Вы хотите стать настоящими учеными – лаборантами? (Да)
Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты, но прежде немного разомнемся:
Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре, пять -
С вами мы идем гулять (дети шагают на месте)
Мы в окошко поглядели, (повороты головы влево - вправо)
Мы на солнце посмотрели,
Мы на солнце посмотрели
И панамочки надели (поднять руки вверх и положить кисти на голову)
Зашагали по дорожке -
Левой ножкой, правой ножкой, (дети шагают на месте)
Носом - вдох и выдох - ртом,
Воздух нам помощник в том (дети дышат носом)
Затем дети идут к столам проводить опыты…
Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Давайте мы с вами наденем нашу рабочую одежду, в которой будем работать как настоящие ученые. Я буду вашим научным руководителем, а вы моими помощниками-лаборантами. (Дети и воспитатель надевают халаты, бейджики.)
Воспитатель: Коллеги, можно ли увидеть воздух? (ответы детей)
Опыт № 1 «Видим воздух»
Возьмите трубочку, опустите один конец в воду, а в другой подуйте. Что вы видите? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему? (ответы детей). Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало.
Вывод: С помощью трубочки и воды можно увидеть воздух.
Воспитатель: Коллеги, как вы думаете, можно воздух поймать? (ответы детей)
Опыт № 2 «Можно ли поймать воздух?»
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? (воздух) Какой он? Вы его видите? (прозрачный, невидимый, бесцветный, легкий)
Хорошо! Давайте проверим. Раскрутите немного мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (ответы детей)
Вывод: воздух можно поймать и почувствовать.
Воспитатель: А можно ли воздух услышать? Как его можно услышать? (ответы детей)
Опыт № 3 «Слышим воздух»
Если подуть в баночку или в бутылочку, в крышки от фломастера, можно услышать, как шумит воздух.
В:Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки).
Вывод: воздух можно услышать.
Воспитатель: Коллеги, где в природе мы можем услышать, как шумит воздух? Да, когда дует ветер, он разгоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха. Послушаем? (Звучит аудиозапись со звуками ветра)
Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей) Нет, воздух не пахнет, но он переносит запахи.
Опыт № 4 «Узнай по запаху».
Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы и угадать, что это (апельсин, лук, чеснок). Какой это запах? (апельсиновый, лимонный, чесночный, луковый.)Вы замечательно справились.
Вывод: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить.
Опыт № 5 «Имеет ли воздух вес?».
Воспитатель: А давайте проверим.
(На столе разложены предметы: большой полый внутри резиновый мяч, маленький неполый резиновый мячик, ёмкость с водой)
Возьмем маленький мячик и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду большой резиновый мяч. Он не тонет.
Почему? Ведь большой мяч тяжелее маленького? Что внутри большого мяча?
(воздух)
Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
Воспитатель: Коллеги, а знаете ли вы, что воздухом можно ещё и рисовать? (ответы детей)
Эта техника называется «кляксография».
Попробуем порисовать?
Сейчас мы с вами будем рисовать при помощи воздуха, красок и трубочки. Надо капнуть каплю краски на лист бумаги и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (Дети рисуют)
Итак, коллеги, мы сегодня провели множество опытов. Скажите, где мы сегодня с вами были? Что мы делали? Какие опыты вам больше понравились? Что понравилось делать? Что нового мы сделали?
Я хочу вам подарить на память смайлики. Если вам понравились наши опыты, то возьмите себе веселого смайлика, если не понравились – то грустного.
Мы с вами очень хорошо сегодня поработали, все были активными.
Спасибо, коллеги.