Елена Горбунова
Исследовательский проект для дошкольников средней группы «Наши помощники — органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательский проект для дошкольников средней группы
П Л А Н
1. Пояснительная записка….3
ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ…. 6
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ… 9
СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ…. 12
НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ…. 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 15
для дошкольников средней группы
Публикация «Исследовательский проект для дошкольников средней группы „Наши помощники — органы чувств“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Органы чувств человека и их назначение
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Тело человека, органы чувств. Проекты
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
«Наши помощники- органы чувств»
Пояснительная записка
Вид проекта :
По доминирующей деятельности: познавательно – исследовательский
По составу участников: групповой
Характер контактов: дети и родители подготовительной группы,
воспитатели, логопед.
По продолжительности: среднесрочный (2 месяца)
Проблема:
В дошкольном возрасте проявляется интерес детей к познанию своего организма. Ребенок должен получать элементарные знания о своем организме, о работе органов чувств, т. к. через познание себя он может бережно относиться к своему организму. В нашей группе возникла проблема смены зубов у детей и частые кровотечения из носа у некоторых ребят. Мы решили заняться решением данной проблемы через погружение детей в исследовательскую деятельность своего организма и в частности, изучением и ознакомлением со своими органами чувств, приучению к заботе и уходу за ними. Зная значение и функции органов чувств, можно, применив в работе с детьми специально подобранные игры, упражнения и занятия,научить детей их эффективно развивать и бережно к ним относиться.
Проблемная ситуация – метод 3-х вопросов.
Что мы знаем об органах чувств?
Носом - мы дышим.
Глазами – смотрим.
Ушами – слышим.
Кожей мы чувствуем.
Что мы хотим узнать?
• Как беречь органы чувств?
• Зачем человеку язык?
• Для чего человеку нужна кожа?
• Легко ли жить человеку без органов чувств?
Что для этого необходимо сделать?
Обратиться за информацией к разным источникам.
Разработать проект
Актуальность темы:
Изучение органов чувств входит в систему знаний ребенка дошкольного возраста. Восприятие окружающего нас мира происходит при помощи органов чувств. Поэтому одна из важнейших задач, которая должна решаться как в образовательных учреждениях, так и родителями в условиях семейного воспитания – это научить ребенка рационально ими пользоваться, заботиться, тренировать и развивать.
С помощью зрения мы имеем возможность видеть окружающий нас мир и поддерживать с ним тесную связь.
Слух помогает нам определять голоса, подражать звукам, и учиться разговаривать. При помощи слуха дети получают разнообразные навыки, общаются с другими людьми. Также слух помогает узнавать сигналы опасности. В отличие от зрения, слух действует непрерывно, даже во сне.
Развитие чувства обоняния имеет значение с точки зрения различения по запаху опасных для здоровья пищевых веществ и напитков.
Чувство осязания помогает нам ориентироваться в темноте, дает возможность определить не только наличие предмета, но и его форму, размеры, температуру, влажность, характер поверхности.
Благодаря органу вкуса, человек способен оценить вкус пищи. Важно с детства приучать детей к приему здоровой и полезной пищи, распознавать пищу не только по внешнему виду, но по вкусовым качествам.
Если сформировать у детей представления о роли органов чувств в жизнедеятельности человека, научить бережно относиться к своему здоровью, научить правилам ухода за своим организмом, то у детей возникнет желание в дальнейшем самостоятельно заботиться о своем здоровье, воспитается привычка к ведению здорового образа жизни.
Цель проекта :
При помощи специально подобранных игр, упражнений, занятий развивать интерес детей к изучению своего организма, сохранению и укреплению здоровья; формировать знания о строении и функции органов чувств, их роли в жизни человека.
Задачи проекта :
1. Привить детям элементарные способы сохранения здоровья органов чувств, воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.
2. Выявить имеющиеся у детей знания и расширить их знания об органах чувств человека – их строении, функциях.
3. Научить детей самостоятельно тренировать свои органы чувств и расширять возможности своего организма.
4. Развивать творческие способности детей. Закреплять умения отражать полученные впечатления в рисунках и творческих работах.
5. Воспитывать, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность к самому себе.
6. Воспитывать любовь и уважение к красоте своего организма.
7. Обогатить словарь детей, совершенствовать грамматический строй речи, связную речь по теме проекта.
Гипотеза проекта. В дошкольном возрасте проявляется интерес детей к познанию своего организма. Ребенок должен получать элементарные знания о своем организме, о работе органов чувств, т. к. через познание себя он может бережно относиться к своему организму. Элементарное ознакомление детей со строением своего организма, с органами является лишь средством для понимания и ощущения неразрывной связи человека и природы. Если сформировать у детей представления о роли органов чувства в жизнедеятельности человека, научить ребенка бережно относиться к своему здоровью, научить правилам ухода за своим организмом, используя при этом специальные игры, упражнения, занятия, то у ребенка:
- возникнет желание в дальнейшем самостоятельно заботиться о своем здоровье;
- воспитается привычка к ведению здорового образа жизни;
- разовьется восприятие.
- повысится познавательный уровень
Оборудование:
«Дорожка здоровья» : картинки: очки, бинокль, лупа, микроскоп, подзорная труба; будильник; на каждого ребё нка: 4 блюдца с сахарным песком, солью, горчицей, кусочком лимона. На каждом блюдце – ватные палочки, стакан с водой для смачивания палочек; баночки с пропитанными ватными дисками ( запахи: пихтовое масло, чеснока, лимона, йода, плотно закрытые; клей, кисточки, салфетки, готовые круги диаметром 10–12 см. ,1/2 цветного ватмана, фломастеры; аудиозапись «звуки природы»; слайды; кусочек меха, пёрышко, шпатель; космическая музыка.
Словарная работа: органы чувств, внутри, ощущает, смотрим, нюхаем, слышим, вкус, язык, нос, уши, глаза, руки, кожа.
Планируемые результаты:
- воспитанники имеют представление об органах чувств человека, знают их
основные функции;
- дети демонстрируют предпосылки поисковой и практической деятельности;
- с удовольствием проявляют интерес и желание к творческой деятельности;
- стараются беречь органы чувств, правильно за ними ухаживать;
Основные определения.
Тема «Глаза»
Орган зрения, глазное яблоко, радужная оболочка, зрачок, веки, ресницы, брови, зрительное восприятие.
Тема «Нос»
Орган обоняния, ноздри, носовой лабиринт, ворсинки, органы дыхания, бронхи, легкие.
Тема «Уши»
Орган слуха, ушная раковина, барабанная перепонка, козелок, слуховой нерв, молоточек, стремечко, наковальня, вестибулярный аппарат, улитка.
Тема «Язык»
Язык, орган вкуса, вкусовые сосочки, типун, органы пищеварения, желудок.
Тема «Кожа»
Орган осязания, эпидермис, дерма, жировой слой, нервные окончания, волосяные мешочки.
ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ
Сюрпризный момент.
Дети сидят на стульчиках полукругом. В гости к ребятам приходит Лунтик. Он показывает иллюстрацию «Органы чувств», спрашивает, знают ли дети что это такое и просит рассказать, для чего они нужны человеку.
Дидактическая игра «Как мы узнаем предмет?»
Цель: Закрепить знания о роли органов чувств. Напомнить, что у каждого есть помощники, которые нам помогают узнавать предметы, делают они это по-разному. Предложить найти определённый предмет.
С закрытыми глазами (на ощупь)
Понюхать и назвать предмет
С закрытыми глазами попробовать и определить овощи и фрукты.
Дидактическая игра «Отгадайте, какие предметы».
Найдите и назовите приборы, помогающие людям лучше видеть ( Картинки: очки, бинокль, лупа, микроскоп, подзорная труба)
Дидактическая игра «Определи запах».
В баночках лежат пропитанные ватные диски (Запах пихтового масла, чеснока, лимона, йода). Задание: понюхать и определить, что это такое.
Дидактическая игра «Отгадай по запаху». Цель: формировать умение различать запахи;стабилизировать психическое состояние;активизировать мышление и внимание;формировать навыки саморегуляции.
Игра «Тик-так».
Нужно найти спрятанный будильник. (Дети ищут будильник).
Дидактическая игра «Ласковые лапки».
На столе лежат 5 мелких предметов, различной фактуры: кусочек меха, кисточка, платочек, шпатель. Ребёнку предложить оголить руку по локоть и с закрытыми глазами определить, какой предмет прикасался к руке.
Игра «Кто самый внимательный».
По команде «ухо» дети должны схватиться за ухо. Можно усложнить, говорить «правое ухо». И так давать разные команды, педагог выполняет вместе с детьми, затем намеренно начинает ошибаться.
Д/ игра: «Определи на слух» . Цель: закреплять навык определять звуки, познакомить с важным органом – ухом (ушами). С помощью слуха определять звуки.
Пальчиковые игры «Есть пять помощников на службе у тебя» и «Кораблик»
Дидактическая игра «Волшебный мешочек с тактильными крышками».
Цель: Развивать тактильное восприятие, мелкую моторику, тактильные ощущения, мышление, речь.
Игровое упражнение «Фрукт или овощ?»
Цель: развивать умения познавать признак запаха и классифицировать объекты.
Материал: разложенные по стаканам кусочки фруктов и овощей (огурец, яблоко, банан, апельсин, лимон, лук и т. д.).
Ход игры: предложить детям определить по запаху с закрытыми глазами лежащие в стаканах продукты и разделить их на фрукты и овощи.
Игровое упражнение «Поможем обезьянке».
Цель: развивать умение детей определять по запаху съедобное — несъедобное.
Материал: разложены по стаканам продукты питания: хлеб, фрукты, овощи; предметы туалета: мыло, духи, зубная паста.
Ход игры: предложить детям от имени больной обезьянки, которая потеряла нюх и зрение, определить по запаху съедобные для нее продукты.
Игровое упражнение «Что приготовил повар на обед?»
Это игровое упражнение лучше проводить во время обеда.
Цель: развитие обоняния, вкуса.
Ход игры: предложить детям по запаху определить меню сегодняшнего обеда. Например: щи, гороховый или рыбный суп и т. д. Подтвердить запах вкусовыми качествами блюда.
Игровое упражнение «Коробочки с запахами».
Цель: дифференциация запахов с помощью обоняния.
Материал: два набора по 6 коробочек в каждом, наполненные остро пахнущими веществами (кофе, какао, гвоздика, корица, ванилин и т. д.).
Ход игры: 1 этап — предложить детям понюхать все коробочки одного набора, затем воспитатель вынимает коробочки из второго набора — предлагает понюхать и сравнить запахи двух наборов, до тех пор пока не найдется пара для каждой коробочки.
2 этап — предложить детям проделать подобное упражнение с закрытыми глазами (т. к. при отсутствии зрительного восприятия — возможность восприятия других органов чувств усиливается).
Игровое упражнение «У самовара…»
Цель: развитие вкусовых качеств у детей и обоняния.
Материал: чай из мяты, душицы, чабреца.
Предшествующая работа: познакомить детей с лекарственными травами — мятой, душицей, чабреца.
Ход игры: 1 этап — предложить детям чай из знакомых трав на пробу.
2 этап — ребенок выбирает понравившийся чай по запаху и вкусу и называет, из какой он травы.
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Опыт№ 1: «Определение вкусовых зон языка». Цель: Расширять знания детей об органах чувств, упражнять рецепторы детей, учить использовать полученные знания и умения в самостоятельной жизни.
Перед каждым ребёнком зеркало, блюдца с сахарным песком, солью, горчицей, лимоном. Дети придвигают 1-е блюдце, смачивают водой ватную палочку и обмакивают её в сахар. Далее ребёнок смотрит в зеркало и прикладывает палочку к разным частям языка. Дети называют в какой части языка живут «Сладкие рецепторы». И так определяются все рецепторы языка.
Опыт№2 «Зачем человеку глаза?»
Лунтик предлагает детям выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза? Вызывает одного ребенка и завязывает ему глаза:
– Скажи, что у меня в руках? (Ребенок не знает.)
– А что я делаю?
(Лунтик делает 2–3 бесшумных действия. Ребенок этих действий не видит и ничего о них сказать не может.)
– Теперь сними шарф и скажи: зачем человеку глаза?
(Ответ ребенка; его дополняют другие дети.)
– Как бы мы жили, если бы у человека не было глаз?
Опыт№3 «Для чего нам руки?»
Любят труд, не терпят скуки,
Всё умеют наши. (Руки)
В. : Правильно, руки! Для чего нам руки? Что мы ими делаем?
Воспитатель просит найти различия между двумя бутылками воды. Дети отмечают, что бутылки одинаковые. Воспитатель предлагает потрогать. Дети определяют, что одна бутылка холодная, а другая горячая.
Вопрос: - Какой орган чувств помог вам найти отличия?
- Руки.
Для чего нам нужны руки?
- Это осязание. Оно помогает нам понять, что камень твёрдый, а кошка пушистая.
Дети открывают ящик с осязанием и находят там рукавички. Игра в чудесный мешочек. В рукавичках сложно угадать, какая игрушка в мешочке, а без рукавичек легко.
Вопрос: С помощью какого органа чувств ты угадал?
- А как называется верхний слой, которым покрыты руки? Загадка вам поможет :
Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое:
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша…. (Ответы детей)
Кожа - это орган осязания. Именно кожей человек чувствует шероховатость или гладкость поверхности, к которой прикасается. Кожей мы ощущаем тепло и холод, ветер и жар. Кожа может помочь решить нам, что для нас хорошо, а что плохо. Кожа ещё один страж нашего организма.
Опыт №4
В. : Отгадайте загадку, чтобы узнать название этой станции:
Всегда во рту,
А не проглотишь.
Что это? (Язык)
- Зачем человеку язык? (Ответы детей)
- Язык - орган вкуса у человека.
- Дети, остался последний ящик, что там? (Контейнер с едой).
- Приглашаю всех на пикник. Но есть мы будем с закрытыми глазами. Что ты съел?
Вопрос: Какой орган чувств помог узнать, что вы съели?
- Рот. Язык.
- Для чего нам нужен рот, язык?
- Язык, это мышца, её, конечно, нельзя накачать, но она может определить вкусная ли еда.
Опыт №5 «Орган слуха»
Цель: Определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека.
Ребенок поворачивается спиной к воспитателю. Воспитатель просит его повторять услышанные слова. Каждое следующее слово воспитатель произносит более тихим голосом. Таким образом, он определяет для себя порог слуховой чувствительности ребенка. Затем предлагает двум другим детям (слева и справа) позвать друга. Ребенок угадывает, кто его позвал и с какой стороны. Потом ему закрывают одно ухо ватой и проводят аналогичные действия. Затем повторяют опыт у другим ухом.
Опыт №6 «Вижу – не вижу»
Цель: Доказать, что при попадании изображения на слепое пятно, человек перестает видеть данное изображение.
Материал: Карточка, в левом углу которой нарисован крест, а в правом нижнем два круга (маленький и побольше).
Ход: Ребенку предлагаю смотреть одним глазом на крест, второй глаз закрыть ладошкой.
При этом в поле зрения находятся два круга. Затем дошкольника просят попеременно приближать и удалять эту карточку, не переводя взгляда с креста. В какой-то момент один из кругов перестанет быть виден. Это значит, что его изображение попало на слепое пятно.
Опыт №7. «Реагируем на свет»
Цель: Определить реакцию зрачков на различное освещение.
Ход: Детям предлагают рассмотреть зрачки друг друга сначала в освещенной комнате, а потом в полумраке (при задернутых шторах). Дети самостоятельно приходят к выводу, что в освещенной комнате зрачки сужены, а после пребывания в комнате без света в течение нескольких минут зрачки расширяются. Расширяются зрачки для того, чтобы уловить свет и восстановить способность различать в этих сумерках предметы.
Воспитатель подчеркивает, что находясь в темной комнате, дети могут различать предметы, которые там располагаются, но не могут определить их цвет. Это обусловлено работой светочувствительных клеток – палочек. Прямо напротив зрачка на сетчатке находится желтое пятно, в котором очень много колбочек, и поэтому именно в этой части получается наиболее четкое изображение. От сетчатки по зрительному нерву сигналы об увиденном поступают в мозг. А рядом с желтым пятном есть слепое пятно. Оно лишено палочек и колбочек. Поэтому, когда изображение попадает на это место, мы не видим того, на что смотрим.
Опыт №8 «Воздух»
Цель: определение связи уха с носоглоткой.
Опыт проводится после рассмотрения схемы «Строение уха».
Воспитатель предлагает ребенку набрать воздуха и плотно закрыть рот, а указательными пальцами обеих рук закрыть слуховые проходы и попытаться выдохнуть воздух не открывая рта. При этом воспитатель закрывает носовые проходы ребенка своей рукой по принципу «прищепки». По окончании опыта ребенок делится впечатлениями. Дети отмечают, что почувствовали давление воздуха, попавшего в нос и в ухо, хотя воздух был набран ртом.
Опыт №9. «Запахи»
Цель: Упражнять детей в различении цветов и пищи по запаху.
Воспитатель предлагает ребенку, не глядя, определить, в какой вазе находятся розы, а в какой ландыши. Можно использовать различные продукты с характерным запахом (черный и белый свежий хлеб, свежая клубника или апельсин, лук или чеснок, котлета или рыба и т. п.).
Опыт №10 «Обоняние»
Цель: доказать необходимость вдоха для определения запаха.
Воспитатель кладет перед каждым ребенком плотный матерчатый мешочек, внутри которого спрятан кусочек туалетного мыла или флакончик из-под духов. Не трогая мешочка, воспитатель предлагает детям по запаху догадаться, что находится внутри.
После ответов детей воспитатель уточняет: для того чтобы почувствовать и определить запах, нужно сделать несколько глубоких вдохов подряд.
СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ
-Чтение художественной литературы
Цель:
- познакомить детей дошкольного возраста с произведениями художественной литературы и народного творчества валеологической направленности.
- развивать творческую фантазию, умение видеть красоту организма человека в целом и органов чувств, как единицу всего живого.
Чтение рассказа Е. Пермяка «Про нос и язык» (Азбука общения Стр. 170)
Чтение Э. Мошковская «Мой замечательный нос», «Шум», С. Капутикян «Ротик», Н. Кнушевицкая «Глаза»;
Чтение стихотворения Н. Кнушевицкой «Кожа».
Чтение стихотворения Н. Орловой «Ребятишкам про глаза»
«Песенка про Носы» муз. А. Островского, сл. Зоя Петрова
- Отгадывание загадок про органы чувств Цель : Расширять знания детей об органах чувств через восприятие произведений народного творчества
Два братца глядятся,
А друг друга не видят. (Глаза)
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
Есть у каждого лица
Два красивых озерца.
Между ними есть гора,
Назови их, детвора! (Глаза)
Если б не было его,
Не сказал бы ничего. (Язык)
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит. (Нос)
Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей. (Нос)
Всегда во рту,
Да не проглотишь. (Язык)
Слышат всё они вокруг,
Кто есть враг, а кто есть друг.
Люди носят в них серёжки,
У коровок рядом рожки.
На макушке у зверушки,
И зовут сестричек (Ушки)
Мы в неё зимой и летом
С головы до ног одеты.
Даже на ночь снять не можем,
Потому, что это (Кожа)
В этой одежде я родился,
В этой одежде в ванной помылся,
Эту одежду снять невозможно.
Эта одежда называется… (Кожа).
-Рассказ воспитателя детям о строении уха.
-Беседы
-Беседа по мотивам стихотворения Е. Каргановой «Олины помощники» (О. С. Ушакова «Придумай слово» С. 58)
-Беседы «Что для чего», «Как ухаживать за носом», «Как ухаживать за глазами» Цель: Раскрыть значение органов чувств в жизни человека
-Беседа о значении зрения в жизни людей. Цель: Закреплять представления детей о роли зрения в жизни человека. Учить понимать, какую информацию об окружающем можно получить с помощью зрения
НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ
_ Рассматривание себя в зеркало. Цель: описать свой портрет.
-Рассматривание плаката «Человек» Цель: Продолжить знакомство с телом человека.
-Фотовыставка: «Мы бережем своих помощников – органы чувств». Цель: привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.
-Рассматривание иллюстраций в альбоме «Органы чувств человека»;
-Просмотр мультфильмов «О здоровье глаз», «Уши для Ушарика».
- Наблюдения, экскурсии. Цель: Учить замечать изменения в окружающем мире, развивать зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, тактильное восприятие
Экскурсия в медицинский кабинет.
-Выставки детских работ. Цель: Учить передавать в рисунках образ человека, животных, форму глаз, носа, положение и форму ушей, губ, через рисунок передавать настроение, стимулировать желание участвовать в оформлении тематических экспозиций.
«Мой автопортрет», «Папин портрет», «Мамин портрет», «Моя семья»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 528 с.
2. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников/ О. В. Дыбина. – М. : ТЦ СФЕРА, 2015. – 192 с.
3. Авдеева Н. Н. Учебно-методическое пособие «Безопасность», «Детство-ПРЕСС», 2002.
4. Зайцев Г. К. Уроки Айболита. СПб. 1997.
5. Ричард Уокер Анатомия человека — иллюстрированный атлас для детей, Москва, «ОНИКС 21 век», 2001.
6. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Волгоград: Учитель,2010.
7. Григорьева Л. П., Вернадская М. Э., Блинникова И. В., Солнцева О. Г. Развитие восприятия у ребенка. Москва, Школа-Пресс, 2001.
9. Митюгин И. Ю. Тактильная память. Москва. Центр Эйдос, 1991.
10. Пиль А. Мое тело. Москва. «Планета детства», ACT, 2000.
11. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. Москва. Физкультура и спорт, 1992.
12. Козлова, С. А. Тематический словарь в картинках. Я и мое тело: Органы чувств человека (Программа «Я – человек»)/ С. А. Козлова. – М. : Школьная пресса, 2005. – 40 с.