Наталья Владимировна Работина
Конспект НОД по теме «Эмоции в музыке» для детей разновозрастной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по теме для детей разновозрастной группы
Образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: Выявить имеющийся у детей запас знаний об эмоциях и чувствах. Учить детей эмоционально реагировать на музыку разного характера.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект НОД по теме „Эмоции в музыке“ для детей разновозрастной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
• Формировать культуру слушания классической музыки.
Обогащать словарный запас детей.
• Учить детей различать музыку разного характера, анализировать её.
• Учить передавать в пении характер и настроение музыки.
Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства (мимику, жесты, голос).
• Закреплять названия ударных музыкальных инструментов (треугольник, металлофон) и способы игры на них.
• Закреплять умение правильно двигаться по кругу.
Развивающие задачи:
• Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера.
• Развивать певческие умения и навыки.
• Развивать музыкальные способности детей в различных видах музыкальной
деятельности (чувство ритма, звуковысотный слух, ладовое чувство).
• Развивать у детей связную речь.
• Побуждать выразительно исполнять движения, согласовывая их с музыкой.
Воспитательные задачи:
Воспитывать умение переживать за других, сочувствовать, желание помочь.
Воспитывать у детей коммуникативные навыки, доброжелательное отношение друг к другу, умение общаться в коллективе.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Воспитывать интерес к музыкальным инструментам, желание играть на них.
Предварительная работа:
- Беседы про эмоции и чувства.
- Слушание муз. пр-ия П. И. Чайковского «Болезнь куклы».
- Разучивание артикуляционного упражнения «Язычок»
- Разучивание песенки-считалочки «Чемодан»
- Разучивание игры «4 тёти»
- Повторение ударных музыкальных инструментов (металлофона, треугольника,
способами игры на них.
Оборудование:
- Слайды к пьесе «Болезнь куклы» П. И. Чайковского;
- Музыкальные инструменты : металлофоны, треугольники;
- Расписной деревянный столик.
Ход занятия:
1. Под песню «А весной» сл. и муз. Н. П. Бобковой дети заходят в музыкальный зал, садятся на свои места.
Муз. рук. здоровается с детьми, поё т: «Здравствуйте, ребята»
( Дети в ответ поют: «Здрав-ствуй-те»)
«Как ваше здоровье? ( дети в ответ поют: «Хо-ро-шо»)
Муз. рук: А теперь давайте разбудим свои язычки и ротики, чтобы они сегодня хорошо
отвечали и пели. (Провожу артикуляционную гимнастику «Язычок», автор Бурнос Светлана Викторовна) :
1. У меня язык большой
Захочу, скручу трубой.
Захочу, постучу.
Захочу, помолчу.
2. Поболтаю языком,
Я как слон, с хоботком.
Я как рыба на волнах.
Я как шарик в небесах.
3. Поболтаю вверх и вниз,
Ну-ка, ротик улыбнись.
Зубки постучите,
Язык расчешите.
4. А теперь подуем мы,
Вот как дышим, посмотри.
И поём «ля-ля-ля»,
Вот какие мы друзья. Молодцы!
Муз. рук: Ребята, все мы с вами такие разные… каждый из нас имеет свой характер, испытывает свои эмоции, по-своему меняет настроение. А как вы думаете, музыка может передавать наше настроение? А повлиять на наше настроение? Конечно, может. Ведь когда у нас праздник, нам хочется слушать какую музыку? (ответы детей) Верно, весёлую, игривую, праздничную, танцевальную. А когда мы уставшие, нам помогает отдохнуть и расслабиться спокойная, тихая, лёгкая музыка. Ребята, а когда мы с вами слушаем музыку, мы испытываем
эмоции, чувства, переживания? Конечно да, каждая музыка имеет своё настроение, характер и даже может рассказать нам маленькую историю. Сейчас я исполню вам музыку, вспомните пожалуйста, её название и обратите внимание на то, какие чувства вызывает у вас эта музыка.
(Исполняется фрагмент пьесы «Болезнь куклы» П. И. Чайковского)
Все вспомнили название этой музыки? (ответы) Правильно, это пьеса «Болезнь куклы» русского композитора П. И. Чайковского. А как звучала музыка? (грустно, печально, медленно, уныло, жалобно) Что вы чувствовали, когда слушали эту музыку? (ответы детей) Верно, грусть, печаль и даже боль. Ведь когда болеет кто-то из наших родных, близких мы очень переживаем, грустим, у нас болит душа, мы хотим помочь больному и желаем скорейшего выздоровления. А куклы, да и другие игрушки тоже могут грустить и болеть, когда с ними плохо обращаются, ломают их или бросают. А на что похожи эти нотки? (играю) Правильно, на слёзы. Ведь когда мы сильно переживаем, мы расстраиваемся и даже плачем (Включаю Слайд) А для чего композитор изобразил слёзы, кто плачет? (ответы, читаю стихотворение из альбома). Да, плачет девочка, хозяйка куклы. Посмотрите, как она переживает, грустит, обняв куклу, уложив её на колени, склонила голову и плачет. Ребята, а как вы думаете, какие музыкальные инструменты лучше всего изобразят капельки слезы? (ответы) Правильно, ударные металлические инструменты – треугольник и металлофон. Сейчас ребята-музыканты вместе с нами очень тихо, осторожно будут играть на инструментах. А наш голосочек будет помогать и почти шёпотом пропевать слово «Кап».
(Игра на треугольниках и металлофонах под музыку «Болезнь куклы» П. Чайковского)
Ребята, я надеюсь, что вы очень хорошо прочувствовали эту музыку и надолго запомните её название. А теперь мы отдохнём и спинки свои разомнём! (дети встают возле стульчиков)
Песня-разминка «Бегемотики» ( автор: Бурнос Светлана Викторовна) :
1. Бежали бегемотики, (дети бегут на месте)
надутые животики.
Бежали и бежали
И дружно повторяли.
Ладонь, кулак, ты тоже делай так! – 2 раза (вытягивают руки вперёд – сжимают в кулак)
2. А маленькая змейка, (показывают перед собой «Змейку»)
В траве ползла шуршала.
А маленькая змейка
Со всеми повторяла.
Ладонь, кулак, ты тоже делай так! – 2 раза (вытягивают руки вперёд – сжимают в кулак)
3. Весёлые лягушки, (руки в стороны, ладошки вверх - в кулак)
Скакали на опушке.
Скакали и скакали,
И дружно повторяли.
Ладонь, кулак, ты тоже делай так! – 2 раза (вытягивают руки вперёд – сжимают в кулак)
4. К нам птички прилетали, (ладони перекрещены внизу, потом перед собой)
И крыльями махали.
Ладонь, кулак, ты тоже делай так! – 2 раза (вытягивают руки вперёд – сжимают в кулак)
Теперь я предлагаю встать в круг и продолжить наше занятие (все встают в круг)
Ребята, а какими мы с вами бываем ещё? (ответы) Верно, грустными, веселыми, сердитыми, даже злыми, обидчивыми, мечтательными, добрыми, ласковыми…И мы сейчас поиграем в шуточную игру «4 тёти». Каждая тётя со своим характером. А показать характер нам помогут мимика, выражение лица, жесты, движения, и конечно же наш голос, он тоже будет меняться в зависимости от характера героини. Итак, давайте сначала вспомним слова песни и вспомним правила игры (поём, вспоминаем правила)
ИГРА на закрепление эмоций «4 ТЁТИ» :
Тра-та-та! Тра-та-та! (идут по кругу, поют)
Растворились ворота.
А оттуда, из ворот, вышел маленький (разненький) народ (останавливаются)
Одна тётя – вот такая! (показывают «радость»)
А вторая – вот такая (показывают «грусть»)
Третья тётя – вот такая (показывают «мечтательность»)
А четвёртая такая (показывают «злость»)
Ребята, с каким характером наши 4 героини? (ответы) Верно, с радостным, плаксивым, злым и мечтательным. А помогал ли мне мой голосочек изображать их характер? А как? Верно, я пела разным голосом! Каким? (ответы) Ну, что поиграем еще раз, но мне нужен помощник! Давайте споём весёлую считалочку-небылицу и выберем ведущего!
Поём песню-считалочку-небылицу «ЧЕМОДАН» :
Плыл по речке чемодан,
В чемодане был диван.
А в диване спрятан Слон,
Кто не верит, выйди вон!
Вот и выбрали Ведущего, игра повторяется! (Играем заново)
Ведущий: 1,2,3, настроенье покажи! (дети показывают своё настроение)
Почти у всех настроение хорошее! А вот некоторые ребята грустные, и я знаю почему!
Они, наверное, устали от холодной, морозной зимы, всем хочется тепла, солнышка. Поэтому я предлагаю исполнить «песню-закличку» о весне, в которой мы будем провожать зиму и звать весну и солнышко.
Исполняется хоровод «А весной…» (Е. Тиличеевой)
Ну, вот, и подошло наше занятие к концу. Вы все хорошо занимались и заслужили нотки, а нотки не простые, а с весёлым смайликом! Пусть они вам подарят хорошее настроение на весь день (раздаю детям нотки). А теперь посмотрели глазками на меня, я с вами прощаюсь (пою «До свиданья, де-ти», дети поют «До-сви-да-ни-я»). Всем хорошего дня!
Под музыку дети выходят из зала.