Зинаида Санюк
Конспект НОД «Зимующие и перелетные птицы». Использование загадок для развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по теме:
«Использование загадок для развития речи дошкольников»
Цель :Развивать интерес к окружающей природе, к миру птиц, тренировать ребенка в использовании лексических и грамматических языковых средств, применяемых в загадках, способствовать развитию речи, воспитывать художественный вкус.
Задачи:
Речевое развитие:
1. Пополнить словарный запас по теме «Птицы».
Публикация «Конспект НОД „Зимующие и перелетные птицы“, Использование загадок для развития речи дошкольников» размещена в разделах
- Загадки для детей
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
2. Обогатить речь антонимами и синонимами.
3. Научить подбирать родственные слова.
4. Тренировать в правильном произношении звуков и слов, в освоении различных темпов речи, в развитии связной речи.
Познавательное развитие:
1. Развивать зрительное и слуховое внимание.
2. Развивать память.
3. Развивать мыслительные процесс.
Социально- коммуникативное развитие:
1. Воспитывать заботливое отношение к птицам; желание помогать птицам в трудный для них период;
2. Создать положительный эмоциональный фон, атмосферу доброжелательности в группе.
Художественно-эстетическое развитие:
Развивать воображение и фантазию.
Планируемые результаты:
Расширение и активизация речевого запаса детей на основе знакомства с загадками.
применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения.
Предварительная работа:
1. Подбор загадок, соответствующих теме «Зимующие и перелетные птицы»;
2. Составление загадок о птицах по картинке с опорой на алгоритм.
3. Подбор дидактического материала по теме.
4. Наблюдение за птицами на прогулке;
5. Рассматривание иллюстрации с птицами;
6. Разучивание подвижных игр о птицах "На птичьем дворе", "Ласточка без гнезда", "Перелёт птиц", «Зимующие и перелетные птицы».
7. Чтение художественной литературы о птицах: «Воробей на часах» Толстой Л. Н.
Оборудование: На доске картинки с изображением птиц зимующих и перелетных.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, я предлагаю вам послушать одно стихотворение.
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел,
Аист крыльями полощет-
Улетает, улетел.
Лист качается узорный,
В синей луже на воде.
Ходят грач с грачихой черные
В огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи,
Улетают, улетели, улетели и грачи. (Е. Благинина).
Ребята, о каких птицах стихотворение? (О перелетных птицах.)
Назовите птиц, которые здесь перечислены. (Журавли, кукушки, скворцы, аисты, грачи.)
Давайте найдем изображение этих птиц (Дети находят карточки с изображением перечисленных птиц на доске).
Первыми улетают от нас быстрокрылые птицы. Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки. Они улетают в конце августа, так как пропадают насекомые, которыми эти птицы питаются.
В золотые осенние дни собраются к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние, теплые страны.
Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Высоко летят стаи птиц, с неба слышим мы их прощальные клики. Словно они кричат: «До свидания, до радостной встречи весной!»
Физкультурная минутка:
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка. (Хлопаем в ладоши)
Эта птичка – соловей, (Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца)
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка, (Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с мизинца)
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан. (Держим большой палец левой руки)
Птички, птички – по домам! (Машем ручками, как крылышками)
Воспитатель показывает на доске картинки с изображением зимующих птиц.
Дети, перечислите птиц, каких вы видите на иллюстрациях. (Воробей, сорока, ворона, дятел).
Эти птицы улетают или остаются с нами? Как они называются? (Зимующие.) Чем питаются зимующие птицы? (Рябиной, семечками и т. д.)
Где живут птицы? Как о них заботится человек? (Устраивают кормушки.)
Сейчас мы будем придумывать загадки о птицах. Каждый подойдет к доске и выберет картинку с изображением птицы. Загадку придумываем по такой схеме:
Эта птица:
1. Большая или маленькая?
2. Какого цвета оперение?
3. Какой клюв у птицы?
4. Чем питается?
5. Где живет?
6. Перелетная или зимующая?
Воспитатель выслушивает составленные загадки, выделяет самые удачные.
А теперь дети поиграем в птиц.
Подвижная игра «Зимующие и перелетные птицы»
Ход игры: Дети надевают шапочки птиц (перелетных и зимующих). В середине площадки на расстоянии друг от друга стоят два ребенка в шапочках Солнышка и Снежинки. «Птицы» бегают врассыпную со словами:
Птички летают, зерна собирают.
Маленькие птички, птички-невелички.
После этих слов «перелетные птицы» бегут к Солнцу, а «зимующие» - к снежинке. Чей круг быстрее соберется, тот и выиграл.
Воспитатель: Итак, дети, мы сегодня с вами пополнили свои знания о птицах, разглядывали их изображение и теперь вы сможете узнать некоторых из них. Я предлагаю вспомнить о каких птицах мы сегодня говорили. (дети называют).Какие из них остаются зимовать?
Давайте помнить о том, что они рядом с нами и в лютую зиму этих птиц надо подкармливать и защищать!
Приложение:
Подвижная игра "На птичьем дворе»
Поставьте стулья в круг, плотно один к другому. Их должно быть ровно столько, сколько играющих. А те рассаживаются по стульям. Все, кроме одного, водящего, который в середине круга. Естественно, один стул остаётся пустым. Его-то водящий и старается занять. Но тот, кто сидит слева от пустого стула, не даёт ему сделать это - он сам быстро пересаживается на пустой стул, а его сосед - на его место и т. д.
Если водящему удаётся сесть на стул, оставшийся на какое-то мгновение без присмотра, водить идёт тот, кто прозевал (то есть сидящий слева).
Подвижная игра «Ласточка без гнезда»
Участники игры - их должно быть нечётное количество - исполняют роль ласточек.
В гнёзда - небольшие круги - залетают ласточки. Оставшаяся без гнезда ласточка - ведущая. По команде "Ласточки, летите!" играющие имитируют полёт ласточек и бегают по площадке. "Возвращайтесь домой!" означает, что ласточки должны вновь занять свои гнёзда.
Подвижная игра «Перелёт птиц»
"Стая птиц" собирается (дети стоят врассыпную). По сигналу водящего "Полетели!" дети-птицы "разлетаются", расправив руки-крылья и помахивая ими. По сигналу "Буря!" дети-птицы "летят к деревьям" (дети влезают на стулья, диваны). Когда водящий говорит: "Буря прошла!" - дети-птицы спокойно спускаются с "деревьев", продолжают летать.
Игра «Запомни пары слов»
Педагог, или сам ребёнок читает пары слов. Слова связаны между собой по смыслу.
Инструкция: слушай внимательно пары слов, чем эти слова связаны между собой. Педагог или ребёнок читает пары слов несколько раз.
Дятел – личинка
Цапля – болото
Воробей - крошки
Ястреб – цыплёнок
Утка – река
Сова – ночь
Журавль — клин
Короткие рассказы про птиц
Воробей на. Автор: Толстой Лев Николаевич
В саду на дорожке прыгали молодые воробушки.
А старый воробей уселся высоко на ветке дерева и зорко глядит, не покажется ли где хищная птица.
Летит по задворкам ястреб-разбойник. Он лютый враг мелкой пташки. Летит ястреб тихо, без шума.
Но старый воробей заметил злодея и следит за ним.
Ястреб ближе и ближе.
Зачирикал громко и тревожно воробей, и все воробьята разом скрылись в кусты.
Все смолкло.
Только воробей-часовой сидит на ветке. Не шевелится, глаз с ястреба не спускает.
Заметил ястреб старого воробья, взмахнул крыльями, расправил когти и стрелой спустился вниз.
А воробей камнем упал в кусты.
Ястреб ни с чем и остался.
Озирается он вокруг. Зло взяло хищника. Огнем горят его желтые глаза.
Встрепенулся разбойник и полетел дальше. Опять уселся воробей на той же ветке. Сидит и весело чирикает.
С шумом высыпали из кустов воробьята, прыгают по дорожке.
Поделки из природного материала по теме "Зимующие и перелетные птицы"Гусь и глухарь. Прощание перед отлетом"
Разгадывание загадок про птиц.