Приложение МААМ

Конспект НОД «Осень». Использование загадок для развития речи дошкольников

Зинаида Санюк
Конспект НОД «Осень». Использование загадок для развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по теме :

«Использование загадок для развития речи дошкольников»

«Осень»

Цель : Развивать интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывать художественный вкус, тренировать ребенка в использовании лексических и грамматических языковых средств, применяемых в загадках, способствовать развитию речи.

Публикация «Конспект НОД „Осень“, Использование загадок для развития речи дошкольников» размещена в разделах

Задачи:

Речевое развитие :

1. Пополнить словарный запас по теме «Осень».

2. Обогатить речь антонимами и синонимами.

3. Научить подбирать родственные слова.

4. Тренировать в правильном произношении звуков и слов, в освоении различных темпов речи, в развитии связной речи.

Познавательное развитие :

1. Развивать зрительное и слуховое внимание.

2. Развивать память.

3. Развивать мыслительные процессы.

Социально- коммуникативное развитие :

Создать положительный эмоциональный фон, атмосферу доброжелательности.

Художественно-эстетическое развитие :

Развивать воображение и фантазию.

Планируемые результаты:

Расширение и активизация речевого запаса детей на основе знакомства с загадками.

применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения.

Актуальность:

К малым фольклорным жанрам относятся небольшие по объему произведения: пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, скороговорки, небылицы и пр.

Особое место среди этих жанров занимают загадки. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Занимательная форма загадки делает обучение интересным и увлекательным, позволяет легко и непринужденно тренировать ребенка в использовании лексических и грамматических языковых средств.

Выделяют несколько видов деятельности детей в играх с загадками.

1. Загадывание загадок.

2. Отгадывание загадок.

3. Доказательство правильности отгадок.

4. Сравнение загадок об одном и том же.

5. Сравнение загадок о разном.

Предварительная работа:

1. Изучение методической литературы по использованию малых форм фольклора в ДОУ;

2. Подбор загадок, соответствующих теме и жанру;

3. Заучивание загадок;

4. Привлечение родителей для помощи детям в заучивании загадок;

5. Подбор картин на тему «Золотая осень»;

6. Подбор музыки «Времена года. Октябрь.» П. И. Чайковского;

7. Сбор материала для «Овощного магазина».

Ход занятия:

Воспитатель: Доброе утро, дети! Сегодня я начну занятие с загадки :

Пусто в поле, дождь идёт.

Ветерок срывает листья.

С севера туман ползёт,

Тучи грозные нависли.

Птицы движутся на юг

Чуть крылом касаясь сосен.

Догадайся, милый друг,

Что за время года? (Осень).

Воспитатель: Какие приметы осени перечислены в этой загадке? Какие еще изменения в природе говорят о наступлении осени?

Воспитатель обращает внимание детей на репродукцию картины

А. Куриненко «Золотая осень».

А теперь взгляните на картину, как в ней передана осенняя природа, совпадает ли сюжет картины, настроение с тем, что сказано об осени в загадке?

Сейчас мы с вами прослушаем еще одну загадку — музыкальную.

Звучит музыкальная композиция П. И. Чайковского из альбома

"Времена года" Октябрь - Осенняя песня.

Ребята как вы думаете, что представлял себе композитор, сочиняя эту музыку?

В музыке, на картине, в загадке мы с вами почувствовали одно настроение - наступление осени. Лучше всего настроение передают стихи, вот послушайте стихотворение А. С. Пушкина:

Унылая пора!

Очей очарованье!

Приятная мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Воспитатель: Хочу загадать еще одну загадку :

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек.

Я -(Осень).

О чем идет речь в этой загадке? Почему поля вновь засеваются и чем, кто знает? Какие урожаи приносит осень?

Воспитатель: Да, осень самое щедрое время года. Посмотрите какое изобилие у нас сегодня.

Воспитатель выносит корзину с овощами и фруктами.

Воспитатель предлагает детям поиграть в необыч­ный магазин "Фрукты и овощи", где для покупки нужны не деньги, а загадки.

Материал и оборудование.  Фрукты и овощи или их муляжи, ри­сунки.

Правила игры.  Дошкольники делятся на "продавцов" и "покупате­лей" : первые загадывают, вторые отгадывают их. Перед сравнением загадок ребе­нок их повторяет.

Описание игры.   Дети загадывают и отгадывают загадки, используя известные и при­думывая свои. Затем они сравнивают загадки об одном и том же фрукте или овоще.

Воспитатель подводит итоги занятия: Итак, ребята, мы сегодня с вами узнали много загадок про осенний урожай, про фрукты, овощи, про осень. Загадывая загадки друг другу мы с вами увидели насколько красив, своеобразен язык загадок. Как об одном и том же предмете можно сказать по- разному, например загадки про морковь :

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь) 

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая,

На вкус - как сахар сладкая.

(Морковь)

Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая.

(Морковь)

Хотелось бы чтобы вы запомнили сегодняшнее занятие и отобрали для себя нужные слова, чтобы ваша речь была образной, красивой.

Публикации по теме:

Использование загадок на занятиях по ознакомлению с художественной литературой дошкольников с интеллектуальными отклонениям Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих и чувств и взаимопониманий. Она развивает.

Использование педагогом-психологом ДОУ светового стола и техники «рисования песком» для развития речи старших дошкольников Ни для кого не секрет, что современные дети очень много времени проводят у телевизора и компьютера. Это негативно сказывается на всех сферах.

Использование загадок в дидактической игре Консультация для родителей на тему: Использование загадок в дидактической игре. Воспитателя МБДОУ ДСКВ №102 Ивановой Галины Дмитриевны.

Картотека загадок по лексической теме «Осень» (Осень; сентябрь; октябрь; ноябрь; дождь; снег; листопад; лужи; зонт; птицы; рябина; запасы на зиму; урожай; плащ) * Пусты поля, мокнет.

Конспект занятия по развитию речи для детей 4 лет по теме «Осень» Конспект занятия по развитию речи для детей 4 лет. Тема : Осень. Цели занятия: - учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать.

Конспект образовательной ситуации с элементами развития речи по теме «Дикие животные» в средней группе Основные цели: • уточнение понятия «животные», закрепление знаний детей о диких животных (белка, лиса, еж, медведь, волк, заяц) и их детенышах;.

План самообразования по теме «Мнемотехника — эффективное средство развития связной речи дошкольников» Тема: «Мнемотехника – эффективное средство развитие связной речи дошкольников» № Срок выполнения содержание 1 В течении года Октябрь 2015.

Самоанализ по теме «Мелкая моторика и координация движений пальцев рук как условие развития речи у младших дошкольников» по теме: «Мелкая моторика и координация движений пальцев рук, как условие развития речи у детей младшего дошкольного возраста» Воспитатель:.

Самообразование педагога ДОУ по теме «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников» САМООБРАЗОВАНИЕ 2016-2017 УЧ. ГОД ТЕМА: Дидактическая игра, как средство развития речи дошкольников. Дата начала работы: сентябрь 2016 год.

Выступление на ГПО «Использование фольклора для развития речи дошкольников» Детство — это время, когда происходит подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Родной язык играет уникальную роль.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Осень». Использование загадок для развития речи дошкольников
Опубликовано: 9 ноября 2016 в 19:51
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Осень». Использование загадок для развития речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Зинаида Санюк (УИ 268119) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД