Зинаида Санюк
Конспект НОД «Осень». Использование загадок для развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по теме :
«Использование загадок для развития речи дошкольников»
«Осень»
Цель : Развивать интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывать художественный вкус, тренировать ребенка в использовании лексических и грамматических языковых средств, применяемых в загадках, способствовать развитию речи.
Публикация «Конспект НОД „Осень“, Использование загадок для развития речи дошкольников» размещена в разделах
- Загадки для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Задачи:
Речевое развитие :
1. Пополнить словарный запас по теме «Осень».
2. Обогатить речь антонимами и синонимами.
3. Научить подбирать родственные слова.
4. Тренировать в правильном произношении звуков и слов, в освоении различных темпов речи, в развитии связной речи.
Познавательное развитие :
1. Развивать зрительное и слуховое внимание.
2. Развивать память.
3. Развивать мыслительные процессы.
Социально- коммуникативное развитие :
Создать положительный эмоциональный фон, атмосферу доброжелательности.
Художественно-эстетическое развитие :
Развивать воображение и фантазию.
Планируемые результаты:
Расширение и активизация речевого запаса детей на основе знакомства с загадками.
применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения.
Актуальность:
К малым фольклорным жанрам относятся небольшие по объему произведения: пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, скороговорки, небылицы и пр.
Особое место среди этих жанров занимают загадки. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Занимательная форма загадки делает обучение интересным и увлекательным, позволяет легко и непринужденно тренировать ребенка в использовании лексических и грамматических языковых средств.
Выделяют несколько видов деятельности детей в играх с загадками.
1. Загадывание загадок.
2. Отгадывание загадок.
3. Доказательство правильности отгадок.
4. Сравнение загадок об одном и том же.
5. Сравнение загадок о разном.
Предварительная работа:
1. Изучение методической литературы по использованию малых форм фольклора в ДОУ;
2. Подбор загадок, соответствующих теме и жанру;
3. Заучивание загадок;
4. Привлечение родителей для помощи детям в заучивании загадок;
5. Подбор картин на тему «Золотая осень»;
6. Подбор музыки «Времена года. Октябрь.» П. И. Чайковского;
7. Сбор материала для «Овощного магазина».
Ход занятия:
Воспитатель: Доброе утро, дети! Сегодня я начну занятие с загадки :
Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? (Осень).
Воспитатель: Какие приметы осени перечислены в этой загадке? Какие еще изменения в природе говорят о наступлении осени?
Воспитатель обращает внимание детей на репродукцию картины
А. Куриненко «Золотая осень».
А теперь взгляните на картину, как в ней передана осенняя природа, совпадает ли сюжет картины, настроение с тем, что сказано об осени в загадке?
Сейчас мы с вами прослушаем еще одну загадку — музыкальную.
Звучит музыкальная композиция П. И. Чайковского из альбома
"Времена года" Октябрь - Осенняя песня.
Ребята как вы думаете, что представлял себе композитор, сочиняя эту музыку?
В музыке, на картине, в загадке мы с вами почувствовали одно настроение - наступление осени. Лучше всего настроение передают стихи, вот послушайте стихотворение А. С. Пушкина:
Унылая пора!
Очей очарованье!
Приятная мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Воспитатель: Хочу загадать еще одну загадку :
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я -(Осень).
О чем идет речь в этой загадке? Почему поля вновь засеваются и чем, кто знает? Какие урожаи приносит осень?
Воспитатель: Да, осень самое щедрое время года. Посмотрите какое изобилие у нас сегодня.
Воспитатель выносит корзину с овощами и фруктами.
Воспитатель предлагает детям поиграть в необычный магазин "Фрукты и овощи", где для покупки нужны не деньги, а загадки.
Материал и оборудование. Фрукты и овощи или их муляжи, рисунки.
Правила игры. Дошкольники делятся на "продавцов" и "покупателей" : первые загадывают, вторые отгадывают их. Перед сравнением загадок ребенок их повторяет.
Описание игры. Дети загадывают и отгадывают загадки, используя известные и придумывая свои. Затем они сравнивают загадки об одном и том же фрукте или овоще.
Воспитатель подводит итоги занятия: Итак, ребята, мы сегодня с вами узнали много загадок про осенний урожай, про фрукты, овощи, про осень. Загадывая загадки друг другу мы с вами увидели насколько красив, своеобразен язык загадок. Как об одном и том же предмете можно сказать по- разному, например загадки про морковь :
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая.
(Морковь)
Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая.
(Морковь)
Хотелось бы чтобы вы запомнили сегодняшнее занятие и отобрали для себя нужные слова, чтобы ваша речь была образной, красивой.