Галина Иванова
Использование загадок в дидактической игре
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему:
Использование загадок в дидактической игре.
Воспитателя МБДОУ ДСКВ №102
Ивановой Галины Дмитриевны
г. Братска Иркутской области
Для решения задач умственного воспитания старших дошкольников, их познавательного развития, подготовке к обучению в школе большое значение имеет использование загадок. В дидактических играх с загадками развивается наблюдательность, умение самостоятельно решать умственные задачи. Дошкольники учатся отгадывать, узнавать по описанию животное, растение, транспорт и т. д. С помощью загадок обогащаются знания детей, формируются умения анализировать предметы и явления, сравнивать, обобщать, делать умозаключения. Важную роль в формировании интеллектуальных умений играет сравнение загадок об одном и том же предмете или явлении.
Публикация «Использование загадок в дидактической игре» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Каждая загадка является логической задачей, содержащей в той или иной форме вопрос и признаки загаданного предмета или явления. В педагогической литературе загадки по своему строению делятся на три вида: с перечислением признаков, метафорические и построенные на основе отрицательного сравнения. Но такая классификация не дает представления о многих загадках, ведь в одной и той же загадке могут быть как точно названные, так и зашифрованные с помощью иносказаний признаки предметов и явлений. Поэтому лучше классифицировать загадки их структуре логической задачи:
1) загадки с только точно названными признаками;
2) загадки с только зашифрованными признаками;
3) загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными признаками;
4) загадки с отрицательными сравнениями и точно названными признаками;
5) комбинированные загадки с точно названными и зашифрованными признаками.
В загадках первого вида нет иносказаний, признаки названы четко: «Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло, спать ляжет в дупло» (Сова).
Во втором виде загадок признаки лишь обозначены с помощью иносказаний: «В золотой тарелке стоят домики, а улицы нет» (Подсолнух).
Для отгадывания загадок с отрицательными сравнениями (третий вид) целесообразно научить дошкольников применять прием перегруппировки признаков. Ребенок должен уметь выделить группу признаков, имеющихся у загаданного предмета или явления: «Жидко, а не вода, бело, а не снег» (Молоко).
В загадках четвертого вида имеются отрицания и иносказания «Не украшение, а серебряный, не пастух, а стадо овец пасет» (Месяц со звездами).
В комбинированных загадках – пятый вид – сочетаются точно названные и зашифрованные признаки. При отгадывании таких загадок рекомендуется использовать прием уточнения признаков, для чего выделяются уже имеющиеся точно названные признаки и раскрываются иносказания: «Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая» (Озеро).
Хотя в старшем дошкольном возрасте дети обладают определенными знаниями и интеллектуальными умениями, они не всегда верно отгадывают и сравнивают загадки. Вот некоторые примеры их ошибок:
- невнимательно слушают текст загадки;
- не запоминают полностью содержание загадки;
- полностью или частично не понимают текст загадки;
- при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;
- не имеют достаточно знаний о загаданном;
- не могут правильно проанализировать, сравнить, обобщить признаки, указанные в загадке.
Рассмотрим некоторые дидактические игры с загадками.
Игра «Такие разные животные»
Материал: игрушки животных, рисунки зверей о которых говорится в загадках, два цветных пластиковых ящика.
Описание игры: воспитатель простит напомнить детей о различиях между домашними и дикими животными, затем загадывает загадки. Когда животное угадано его картинка или игрушка кладется в ящик, каждый ящик символизирует домашних или не домашних животных. Дети помимо правильного ответа, должны доказать посему животное является домашним или диким.
- Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь (Осел)
- Длинное хвостище, рыжее волосище, сама хитрище (Лиса)
- Кто осенью холодной ходит хмурый и голодный (Волк)
- Сама пестрая, ест зеленое, дает белое (Корова)
- Часто умывается, а с водой не знается (Кошка)
- Пятак есть, а ничего не купит (Поросенок) и т. п.
Игра «Веселый транспорт»
Материал: картинки различного транспорта.
Описание игры: отгадывающий должен назвать вид транспорта и сказать, является ли он наземным, водным или воздушным; пассажирским, грузовым или специальным. Найти ответ среди картинок.
- Держусь я только на ходу, а если встану упаду (Велосипед)
- В железных сапогах по городу бежит, за веревочку держится (Трамвай)
- Трещит, а не кузнечик, летит, а не птица, везет, а не конь (Самолет)
- Руками не машет, а пену взбивает (Катер)
- Дом по улице идет, на работу нас везет (Автобус)
- Пьет бензин, как молоко, может бегать далеко (Машина)
- Какой конь землю пашет, а сено не ест (Трактор) и т. д.
Игра «Наш веселый огород»
Материал: картинки с изображением фруктов, овощей, я год.
Описание игры: воспитатель загадывает загадку о каком-либо фрукте и просит найти его изображение; дети сами придумывают и загадывают загадки о фруктах.
- На сучках висят шары, посинели от жары (Слива)
- Аленькая, маленькая, с косточкой и тросточкой (Вишня)
- Тяжелый и сладкий, в зеленой одежде с красной подкладкой (Арбуз)
- Заплатка на заплатке, а штопанного не видно (Капуста)
- Листики с глянцем, ягодки с румянцем (Земляника) и т. д.