МААМ-картинки

Использование загадок в дидактической игре

Галина Иванова
Использование загадок в дидактической игре
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей на тему:

Использование загадок в дидактической игре.

Воспитателя МБДОУ ДСКВ №102

Ивановой Галины Дмитриевны

г. Братска Иркутской области

Для решения задач умственного воспитания старших дошкольников, их познавательного развития, подготовке к обучению в школе большое значение имеет использование загадок. В дидактических играх с загадками развивается наблюдательность, умение самостоятельно решать умственные задачи. Дошкольники учатся отгадывать, узнавать по описанию животное, растение, транспорт и т. д. С помощью загадок обогащаются знания детей, формируются умения анализировать предметы и явления, сравнивать, обобщать, делать умозаключения. Важную роль в формировании интеллектуальных умений играет сравнение загадок об одном и том же предмете или явлении.

Публикация «Использование загадок в дидактической игре» размещена в разделах

Каждая загадка является логической задачей, содержащей в той или иной форме вопрос и признаки загаданного предмета или явления. В педагогической литературе загадки по своему строению делятся на три вида: с перечислением признаков, метафорические и построенные на основе отрицательного сравнения. Но такая классификация не дает представления о многих загадках, ведь в одной и той же загадке могут быть как точно названные, так и зашифрованные с помощью иносказаний признаки предметов и явлений. Поэтому лучше классифицировать загадки их структуре логической задачи:

1) загадки с только точно названными признаками;

2) загадки с только зашифрованными признаками;

3) загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными признаками;

4) загадки с отрицательными сравнениями и точно названными признаками;

5) комбинированные загадки с точно названными и зашифрованными признаками.

В загадках первого вида нет иносказаний, признаки названы четко: «Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло, спать ляжет в дупло» (Сова).

Во втором виде загадок признаки лишь обозначены с помощью иносказаний: «В золотой тарелке стоят домики, а улицы нет» (Подсолнух).

Для отгадывания загадок с отрицательными сравнениями (третий вид) целесообразно научить дошкольников применять прием перегруппировки признаков. Ребенок должен уметь выделить группу признаков, имеющихся у загаданного предмета или явления: «Жидко, а не вода, бело, а не снег» (Молоко).

В загадках четвертого вида имеются отрицания и иносказания «Не украшение, а серебряный, не пастух, а стадо овец пасет» (Месяц со звездами).

В комбинированных загадках – пятый вид – сочетаются точно названные и зашифрованные признаки. При отгадывании таких загадок рекомендуется использовать прием уточнения признаков, для чего выделяются уже имеющиеся точно названные признаки и раскрываются иносказания: «Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая» (Озеро).

Хотя в старшем дошкольном возрасте дети обладают определенными знаниями и интеллектуальными умениями, они не всегда верно отгадывают и сравнивают загадки. Вот некоторые примеры их ошибок:

- невнимательно слушают текст загадки;

- не запоминают полностью содержание загадки;

- полностью или частично не понимают текст загадки;

- при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;

- не имеют достаточно знаний о загаданном;

- не могут правильно проанализировать, сравнить, обобщить признаки, указанные в загадке.

Рассмотрим некоторые дидактические игры с загадками.

Игра «Такие разные животные»

Материал: игрушки животных, рисунки зверей о которых говорится в загадках, два цветных пластиковых ящика.

Описание игры: воспитатель простит напомнить детей о различиях между домашними и дикими животными, затем загадывает загадки. Когда животное угадано его картинка или игрушка кладется в ящик, каждый ящик символизирует домашних или не домашних животных. Дети помимо правильного ответа, должны доказать посему животное является домашним или диким.

- Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь (Осел)

- Длинное хвостище, рыжее волосище, сама хитрище (Лиса)

- Кто осенью холодной ходит хмурый и голодный (Волк)

- Сама пестрая, ест зеленое, дает белое (Корова)

- Часто умывается, а с водой не знается (Кошка)

- Пятак есть, а ничего не купит (Поросенок) и т. п.

Игра «Веселый транспорт»

Материал: картинки различного транспорта.

Описание игры: отгадывающий должен назвать вид транспорта и сказать, является ли он наземным, водным или воздушным; пассажирским, грузовым или специальным. Найти ответ среди картинок.

- Держусь я только на ходу, а если встану упаду (Велосипед)

- В железных сапогах по городу бежит, за веревочку держится (Трамвай)

- Трещит, а не кузнечик, летит, а не птица, везет, а не конь (Самолет)

- Руками не машет, а пену взбивает (Катер)

- Дом по улице идет, на работу нас везет (Автобус)

- Пьет бензин, как молоко, может бегать далеко (Машина)

- Какой конь землю пашет, а сено не ест (Трактор) и т. д.

Игра «Наш веселый огород»

Материал: картинки с изображением фруктов, овощей, я год.

Описание игры: воспитатель загадывает загадку о каком-либо фрукте и просит найти его изображение; дети сами придумывают и загадывают загадки о фруктах.

- На сучках висят шары, посинели от жары (Слива)

- Аленькая, маленькая, с косточкой и тросточкой (Вишня)

- Тяжелый и сладкий, в зеленой одежде с красной подкладкой (Арбуз)

- Заплатка на заплатке, а штопанного не видно (Капуста)

- Листики с глянцем, ягодки с румянцем (Земляника) и т. д.

Публикации по теме:

Использование дидактической игры как средства познавательной активности детей дошкольного возраста Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление она является и игровым методом обучения и самостоятельной игровой.

Демонстрационный материал для фланелеграфа к музыкально-дидактической игре «Птица и птенчик»Демонстрационный материал для фланелеграфа к музыкально-дидактической игре «Птица и птенчик» Вариантов «исполнения» и «представления» игры «Птицы и птенчики» множество. Предлагаю свой – «фланелеграфный». Для изготовления пособия.

Конспект занятия с использование дидактической игры «Овощи и Фрукты» Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. Играя, дети лучше сосредотачиваются.

Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр в обучении детей игре на музыкальных инструментах» Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах» музыкальный.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия к музыкально-дидактической игре «Птица и птенчики»Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия к музыкально-дидактической игре «Птица и птенчики» Для ознакомления детей с высокими и низкими звуками наиболее подходит игра «Птица и птенчики». раньше я показывала детям картинку, на.

Мастер класс по изготовлению пособия к музыкально-дидактической игре «Музыкальный домик»Мастер класс по изготовлению пособия к музыкально-дидактической игре «Музыкальный домик» Все мы знаем. что наглядные пособия - эффективное средство познания объективной действительности. Наглядность не только облегчает познавательную.

Обучение детей составлению загадок Обучение детей составлению загадок (Технология А. А. Нестеренко) Мы привыкли, что в детском саду дети традиционно отгадывают загадки. Загадки.

Развитие физических качеств в дидактической игреРазвитие физических качеств в дидактической игре Физиологи, гигиенисты, врачи, психологи и педагоги всего мира справедливо называют движение фундаментом настоящего и будущего здоровья детей,.

Развитие речи на занятии по математике с использованием загадок, скороговорок, чистоговорок, коротких стихов в игре «Танграм» Технологическая карта организованной учебной деятельности для подготовительной к школе группы № 5 «Алма» 13.01.2016г Воспитатель: Лебедева.

Семинар-выступление «Использование песен и попевок в процессе развития музыкальных способностей дошкольников в игре на ДМИ» Игра на ДМИ является одним из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности в детском саду. Каждая встреча с музыкальными инструментами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование загадок в дидактической игре
Опубликовано: 26 августа 2016 в 16:29
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование загадок в дидактической игре» (включая файлы) размещена пользователем Галина Иванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД