Екатерина Комиссарова
Конспект занятия по развитию речи для детей 4 лет по теме «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи для детей 4 лет. Тема : Осень.
Цели занятия :
- учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже.
- развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением;
- уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей 4 лет по теме „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
- закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;
- упражнять в образовании множественного числа имен существительных.
- воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;
- формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.
Оборудование: сюжетная картинка с изображением осени, на которой допущены неточности (изображены приметы лета, зимы и весны); предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, облаков, ветра, пшеницы, овощей, фруктов.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель: Если листья пожелтели и опадают, часто идет дождь, на улице много луж, а люди надели куртки и ботинки, то как называется это время года? (Ответы детей.)
2. Объявление темы.
Воспитатель: Сегодня мы отправляемся в царство золотой осени. А королева этого царства приготовила для нас сложные задания. Мы должны выполнить все задания и вернуться обратно в детский сад. Вы согласны? (Ответы детей.)
3. Вводная беседа.
Воспитатель: Сейчас я вам расскажу, что же такое осень.
Осень
Осень приходит после лета. В солнечные, теплые дни листья окрашиваются в багряные, оранжевые, желтые и золотистые цвета, приобретают очень нарядный и красивый вид. Золотой осенью называется это время. До трескучих морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Начинается листопад!
Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди - долгие, моросящие. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая ее золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта - промокнешь. Да и без куртки и сапог уже холодно.
4. Развитие лексико-грамматических категорий.
Воспитатель: Ребята! Королева Осень прислала нам рисунок, на котором нарисована осень. Она очень недовольна, что художник неправильно изобразил ее царство и дает нам задание исправить ошибки художника.
Игра «Чего не бывает осенью?». Дети рассматривают картину и говорят о том, чего не бывает осенью.
Осенью не растут подснежники.
Осенью не загорают.
Осенью не надевают шубы. И т. д.
Воспитатель: Ребята! Королеве Осени очень нравится, когда о ней много знают. Она прислала нам загадки и просит отгадать, о чем идет речь. А чтобы нам было легче, у меня есть подсказки. (Воспитатель выставляет на доску предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, облаков, ветра.)
Игра «Узнай по описанию». Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы.
Холодное, бледное, тусклое, неяркое (что) -. (Солнце.)
Тяжелые, серые, темные, дождливые (что) -. (Облака.)
Долгий, моросящий, холодный, затяжной, осенний, мелкий (что) -. (Дождь.)
Холодный, пронизывающий, колючий, порывистый (что) -. (Ветер.)
Желтые, золотистые, красные, багряные, разноцветные, пестрые, красочные (что) -. (Листья.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отгадали все загадки осени. А теперь давайте расскажем, какая же сама осень.
Игра «Подбери признак». Дети подбирают признаки к слову «осень».
Осень (какая) -. (Холодная, дождливая, золотая, багряная, щедрая, красочная и т. д.)
Физкультминутка «Осенью». Выполнение движений по тексту стихотворения.
Туча небо кроет, солнце не блестит, (взмахи руками над головой)
Ветер в поле воет, дождик моросит. (взмахи руками перед собой)
Воды зашумели быстрого ручья, (топают ногами на месте)
Птички улетели в теплые края. (изображают улетающих птичек)
Опустел скворечник, улетели птицы, (машут руками, как крыльями)
Листьям на деревьях тоже не сидится. (приседают)
Целый день сегодня все летят, летят… (встают, идут по кругу, машут руками)
Видно тоже в Африку улететь хотят. (бегут по кругу)
Воспитатель: Ребята! Королева Осень хоть и строгая, но щедрая. Щедра осень на урожай. Посмотрите внимательно на картинки. Что там изображено? (Пшеница, овощи, фрукты.) А теперь закончите мои предложения.
В поле собирают урожай (чего) -. (Пшеницы.)
В огороде собирают урожай (чего) -. (Овощей.)
В саду собирают урожай (чего) -. (Фруктов.)
5. Итог занятия.
Воспитатель: В чьем царстве мы побывали?
Какая она, королева Осень?
Что собирают осенью?
Где собирают урожай пшеницы (овощей, фруктов? Назовите приметы осени.
Задания для закрепления вне занятий.
• Игра «Один - много». Дерево-деревья. Лист - листья. Трава - травы. И т. д.
• Игра «Скажи наоборот». Тепло - холодно, пасмурный день - солнечный день, длинный день - короткий день, сухой - мокрый, ранняя осень - поздняя осень, листья вырастают - листья опадают, прилетают - улетают. И т. д.
• Игра «Подбери признак». Небо осенью (какое) -. Солнце -. Погода -. Деревья -. Трава -.