Елена Абрамова
Конспект НОД по социальному миру «Дымковская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство детей с народным промыслом – дымковской игрушкой.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить с историей происхождения дымковской игрушки.
• Познакомить с многообразием дымковских игрушек, спецификой декора, характерными элементами и цветовыми сочетаниями.
Развивающие:
• Развивать речь, память.
Воспитательные:
Публикация «Конспект НОД по социальному миру „Дымковская игрушка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
• Учить детей видеть красоту дымковской игрушки, ее выразительность, образность, яркость узора.
• Воспитывать любовь к народному творчеству.
• Воспитывать уважение к труду народных мастеров.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Используемые методы: сюрпризный момент, словесные методы (рассказ воспитателя, метод вопросов, беседа, метод повторения, игровые методы и приемы.
Оборудование: дымковские игрушки, Петрушка, фото и видео материалы, мяч.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Колокольчик наш звенит, собираться всем велит.
1,2,3,- в круг скорее подойди.
(Дети вместе с воспитателем встают в круг).
Встанем рядышком по кругу, скажем здравствуйте друг другу
Нам здороваться не лень, всем привет и добрый день,
Если каждый улыбнется утро доброе начнется.
Давайте друг другу улыбнемся и передадим хорошее настроение на сегоднешнее занятие.
2. Основная часть.
Ребята сегодня к нам в группу пришел гость, а кто это нам поможет загадка:
(в группе появляется игрушка)
Я веселая игрушка,
А зовут меня… (Петрушка).
Я самый веселый на свете,
За это и нравлюсь я детям.
Я пришел к вам не один,
Я привел своих друзей.
Но сначала мне скажите, ребята, у вас есть игрушки? А из чего они сделаны?
Дети: Наши игрушки сделаны из пластмасс, резины, металла, дерева, ткани.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые друзья – игрушки у нашего Петрушки. Вы узнали их?
Дети: Это лошадка, петушок, курочка, олененок.
Воспитатель: Игрушки приглашают нас познакомиться поближе (дети садятся на стульчики).
Физкультминутка «Дымковские игрушки»
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
У нас ручки крендельком,
Щечки будто яблочки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Петрушка обращается к детям: Ребята, вам понравились мои друзья?
Чем они вам понравились?
Дети: Красивые, яркие.
Воспитатель: Действительно, это очень красивые игрушки. Делают такие игрушки в селе Дымкого?
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
(В. Феофанов)
Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Мы сейчас с вами узнаем.
С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково (показывается картинка). Зимой, когда топятся печи, и летом в пасмурные дни, когда туман, вся слобода – будто в дыму, в дымке. Здесь, в далекую старину и зародилась эта игрушка. Зимой, когда у людей не было работы на полях, они лепили свистульки из глины. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки.
Физкультминутка.
Воспитатель: А сейчас Петрушка приглашает всех подвигаться (дети выходят на ковер) :
А сейчас, ребятки,
Я зову всех на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки в бок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим в припрыжку,
Молодцы все ребятишки!
Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно!
(Дети занимают свои места)
Воспитатель: Ребята, скажите, а что общего у всех этих игрушек?
Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
Воспитатель: А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.
Воспитатель: А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет?
Дети: Они взяли от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой!
Воспитатель: Правильно! Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета?
Дети: Потому что они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?
Дети: На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.
Воспитатель: Правильно. Если посмотреть на узор дымковской игрушки, он необычайно прост (демонстрируются элементы росписи).
Все игрушки не простые, а волшебно расписные.
Белоснежны как березки, кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.
Воспитатель: Давайте посмотрим как создается игрушка?
Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А когда рождается третий раз?
Дети: В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают красками.
Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.
Игра «Викторина»
Воспитатель: Один, два, три – вкруг скорее иди (дети строятся в круг). Давайте поиграем в игру, я буду бросать мяч и задавать вопрос, а кто поймал мяч – отвечай.
1. На какой фон наносят мастера яркие узоры? (белый)
2. Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)
3. На какие фигуры похожи дымковские узоры? (геометрические)
4. Как называется село, где делают эти удивительные игрушки? (Дымково)
5. Какими цветами украшают дымковские игрушки? (красный, синий, желтый, зеленый)
6. Где обжигают игрушки?
3. Подведение итогов.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Петрушка прощается с вами.
Ребята, вам понравился наш гость?
С чем он познакомил вас?
Что нового вы узнали?
Понравилось вам наше занятие?