Татьяна Ботякова
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Дорогою добра»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по социально - коммуникативному развитию в старшей группе "Дорогою добра"
Цель. Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Формировать опыт поведения, соответствующий принятым этическим нормам, вырабатывать нравственные привычки. Формировать представления о хороших и плохих поступках. Воспитывать стремление совершать добрые поступки.
Публикация «Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе „Дорогою добра“» размещена в разделах
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Материал и оборудование. Ширма, воздушный шарик, письмо, корзина, картинки с изображением хороших и плохих поступков, листочки, цветы, плоды «доброты», картинка паука, солнышко, грибов маслят с изображением разного настроения, смайлик, клубок ниток, бумажные кораблики, река, кувшин с водой, макет дерева.
Предварительная работа.
Чтение стихов, рассказов о доброте, рассматривание и обсуждение иллюстраций с изображением хороших и плохих поступков, разучивание пословиц о добре.
Воспитатель.
Смайлики журавлики
В круг скорее становись,
Крепко за руки держись:
Подари улыбку-смайлик,
Пусть улыбка, как журавлик,
Полетит в сердца друзей…
Или стаей журавлей!
Будь же добрым, не скупись,
Щедро людям улыбнись.
От улыбки, всем известно,
Станет хмурый день прелестным!
(Н. Самоний)
Воспитатель. А теперь повернитесь вправо, влево и подарите улыбку своим соседям. От наших улыбок стало сразу светлее. И очень хочется совершить, что-то очень приятное и хорошее.
Воспитатель достает из – за ширмы письмо, прикрепленное к воздушному шару.
Воспитатель. Ребята, сегодня воздушный шарик принес нам письмо от маленьких Эльфов, которые живут в сказочном лесу. Давайте прочитаем его.
Текст письма.
Далеко, далеко, в одном сказочном лесу растет прекрасное дерево - Дерево доброты. Но злой волшебник лишил дерево чудесной силы и красоты. Мы хотим попросить вас о помощи. Помогите дереву обрести волшебную силу.
Воспитатель. Ну что, ребята, поможем Эльфам оживить дерево? Для этого мы отправляемся по дороге доброты. Как вы думаете, что такое доброта? (Ответы детей.)
Воспитатель. Доброта – это ласковое слово, улыбка подаренная людям, хорошие поступки, любовь к живой природе, хорошее настроение, любовь к своим близким, забота о них. Отправляемся в Волшебный лес. А с собой возьмем корзину, чтобы складывать в нее то, что поможет ожить дереву.
Едут на поезде под песню «Паровоз Букашка» муз. А. Ермолова, сл. А. Морозова.
Воспитатель. Итак, остановка. Мы приехали в волшебный лес. И здесь растут удивительные деревья «Добрых поступков». На каждом из них висят карточки с изображением разных поступков. Ребята, рассмотрите внимательно картинки и помогите мне выбрать из этих картинок только те, на которых изображены хорошие поступки. А за это каждое дерево подарит нам листья для дерева Доброты.
Игровое задание: «Плохие и хорошие поступки».
Воспитатель подходит к дереву, снимает картинку и разбирает с детьми, что изображено на ней. Дети дают оценку поступкам, обосновывают свой ответ.
Воспитатель. Всегда приятно общаться с добрыми людьми.
Добрым быть совсем не просто
Добрым быть совсем не просто
Доброта не зависит от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
(И. Лученок)
Воспитатель. Ребята, мы разобрали поступки и деревья дарят нам зеленые листочки для волшебного дерева.
Воспитатель кладет листочки в корзину.
Воспитатель. Вот мы вышли на Поляну «Добрых слов». Здесь растут сказочные цветы. В народе говорят: «Доброе слово лечит, а злое калечит». Пословицы – это народная мудрость, которая передается от поколения к поколению и они нас тоже учат добру. Цветы этой поляны подарят для нашего дерева чудесные цветы, если мы вспомним пословицы о доброте.
Дети становятся в круг, передавая мяч друг другу, произносят пословицы.
Добрый человек придёт – словно свет принесёт.
Доброго держись, а от злого отдались.
Добрые дела лучше мягкого пирога.
Учись доброму - плохое на ум не пойдёт.
Про доброе дело говори смело.
Жизнь дана на добрые дела.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
Добрые слова дороже богатства.
Не ищи красоты, ищи доброты.
Воспитатель и дети берут цветы с волшебной поляны, кладут в корзину.
Воспитатель. Вот спустился с ветки к нам паучок на тонкой нитке. Паучок очень расстроен, капелька росы порвала его паутинку. Как ему помочь? (Ответы детей.) А давайте поможем паучки свить паутинку, но не простую, а паутинку из добрых слов для друзей.
Игра «Паутинка добрых слов».
Дети и воспитатель садятся в круг на ковер. Воспитатель берет клубок ниток, держа конец нити в своей руке, передает его ребенку и называет доброе слово о нем: «Коля - доброжелательный». Ребенок передает клубок другому и говорит доброе слово о другом ребенке: «Ласковый», «Добрый», «Отзывчивый», «Милый» и т. д.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы назвали много добрых слов. Смотрите, какая паутинка у нас получилась! И мы получаем от паучка плоды «доброты» для дерева.
Воспитатель кладет плоды в корзину.
Физкультминутка.
«Раз, два, три, четыре, пять –
Вместе мы пойдём гулять,
(Шагают на месте.)
Ручки к солнцу потянулись,
(Тянут руки вверх.)
Мы друг другу улыбнулись.
(Поворачиваются друг к другу, улыбаются.)
Быстро за руки возьмёмся
(Берутся за руки.)
И в кружочек соберёмся
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
(Обнимают за плечи.)
Воспитатель.
А вот стоят на тропинке Маслята – ребята.
На посту стоят маслята,
Очень стройные ребята.
Хороши, как на подбор,
Украшают хвойный бор.
Воспитатель. Посмотрите, у всех ли грибочков одинаковое настроение? (Нет.) Давайте посмотрим внимательно на грибы и попробуем определить настроение Маслят – ребят.
Дети рассматривают грибы, рассказывают о настроении изображенных на них.
Воспитатель. Ребята, какое настроение грибов вам больше понравилось? (Ответы детей.) А теперь я буду называть, а вы изображать на своем лице настроение. (Настроение: веселое, грустное, сердитое, злое, доброе и т. д.)
Воспитатель. Чтобы дерево быстрее росло, ему нужна наша забота, любовь. Ребята, вы правильно определили и показали настроение. За это грибочки дарят для нашего дерева Доброты смайлик с улыбкой.
Воспитатель кладет смайлик в корзину.
Воспитатель. Сквозь ветки деревьев пробираются лучики солнца. Это лучики «Вежливых слов», которые идут от сердца. Сейчас я проверю, насколько хорошо вы знаете вежливые слова и умеете ими пользоваться.
Игра «Доскажи словечко»
Встречу, новый разговор
Мы со «Здравствуйте» начнем.
Друг пришел вдруг на обед –
Скажем мы ему «Привет».
Мне говорить совсем не лень
Своим знакомым: «Добрый день!»
А вечером при встрече
Скажу я: «Добрый вечер».
Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «До свиданья».
Если вы на именины
Друга Петю пригласили,
Он принес цветок красивый –
Скажем мы ему «Спасибо».
Если друг чихнуть готов,
Вспомни фразу «Будь здоров!».
Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «Спокойной ночи!»
Торт с конфетами едят.
Скажет вежливая дочь:
«Разрешите вам помочь!»
Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – «Извините».
Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита:
«Ешьте! Приятного вам аппетита!»
Если друг чихнуть готов,
Вспомни фразу «Будь здоров!».
Если испечем печенье,
Всем друзьям на угощенье,
Скажем мы им: «Не стесняйтесь,
На здоровье угощайтесь!».
Когда нас бранят за шалости,
Говорим: «Простите, пожалуйста!»
А вежливым быть очень просто:
Будь добрым-обычный совет,
Не важно, какого ты роста
И сколько тебе уже лет.
Воспитатель. Замечательно мои, маленькие друзья. Я очень рада, что вы знаете много добрых и вежливых слов. За это солнышко нам дарит для дерева частичку тепла – маленькое солнышко. Потому что всему живому нужно тепло.
Воспитатель берет солнышко и кладет в корзину.
Воспитатель. А вот течет река. Это непростая река, а река добрых дел. Закройте глазки и вспомните добрые дела и поступки, которые вы знаете, или сами совершили. Возьмите кораблик, произнесите вслух доброе дело и пустите кораблик по реке Добрых дел.
Дети берут заранее приготовленные кораблики, по очереди произносят фразу про добрые дела и ставят кораблик на Реку.
Воспитатель. За это река нам подарит живой воды для дерева Доброты. Как вы думаете, нужна вода дереву? Зачем? (Ответы детей.) Всему живому на Земле нужна вода. Она напоит дерево живительной влагой и придаст ему волшебной силы.
Воспитатель берет кувшин с водой.
Воспитатель. Мы собрали целую корзину Доброты. Давайте все вместе прикрепим на Дерево Доброты, то что мы собрали для него.
Дети подходят к дереву, крепят на него листья, цветы. Ставят рядом кувшин с водой, прикрепляют смайлик с улыбкой, солнышко.
Воспитатель. Ребята, посмотрите на наше дерево! Какое оно красивое! Вы вернули ему зеленые листья и вдохнули в него силу и волшебство. Как называется такой поступок, который вы совершили? (Хороший, добрый.)
Дети садятся в поезд и возвращаются в детский сад.
Воспитатель. Ребята, доброта живёт на свете только в добром сердце и в доброй душе. Доброе дело, всегда дружит с добрым словом. Давайте помнить об этом и стараться быть добрыми по отношению друг к другу.
Воспитатель предлагает детям после занятия по желанию сделать подарок, сердечко своим близким, друзьям.