Лукашук Ольга
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Страна вежливых детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Способствовать нравственно-эстетическому развитию личности ребенка.
Задачи:
-Закреплять понятие «вежливость», показать в чем проявляется вежливость.
-Систематизировать и обобщать правила вежливого поведения.
-Воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.
-Развивать способность понимать действия, изображенные на картинке и соотносить их с действительностью.
-Развивать групповую сплоченность.
Публикация «Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию „Страна вежливых детей“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественное творчество», «Физическое развитие»
Методические приемы: беседа, вопросы, показ, создание мотивации, поощрение, дидактические игры, подвижные игры, игры, направленные на контакт с телом, сюрпризный момент.
Материалы и оборудование: картинки для составления слова «этикет», пазлы «Ключ», гимнастическая скамейка (для препятствия «мост», дуги для подлезания («ворота», удочки и рыбки-магниты с пословицами, мольберт, картинки с изображениями хороших и плохих поступков, гуашь разных цветов, ватман, трафареты для рисования цветов, «тычки» для нетрадиционного рисования, сундучок с воздушными шарами, портативная аудиосистема.
Предварительная работа: беседы с детьми о нормах и ценностях принятых в обществе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, разучивание стихов и пословиц на данную тему.
Ход НОД.
Психологический настрой.
Доброе утро, ребята!
Все скорее встаньте в круг,
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: - Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в страну, которой нет ни на одной карте.
-Ребята, а с каким настроением вы отправитесь в путь? Покажите на «термометре настроения», какое у вас сейчас настроение? (задать вопрос «Почему у тебя такое настроение?», тому у кого самое лучшее настроение и самое худшее)
-Я вижу, что у большинства хорошее настроение.
Целеполагание.
-А как вы думаете на чем можно отправиться в путешествие (ответы детей)
- А мы с вами поедем на поезде. А что нужно, чтобы попасть на поезд? (купить билет)
-Билет получает тот, кто назовет вежливое слово. (дети называют вежливое слово и получают билет)
-Кто из вас самый сообразительный и уже догадался о чем мы будем сегодня говорить? В какую страну отправимся?
-Я приглашаю вас в путешествие по волшебной стране ВЕЖЛИВЫХ ДЕТЕЙ.
-Кто мне скажет, что значит быть вежливым? (ответы детей)
-Ну, что ж отправляемся в путь! (дети под музыку «едут на поезде», поют песню «Поезд» румынская народная песня русский текст Ю. Хазанова обработка Т. Потапенко)
-Что же там впереди? (воспитатель смотрит вперед). (слайд «Волшебный город»)
-Я вижу город. Мы приближаемся к этому городу. Мы приехали.
Игра "Ребус"
Но название его зашифровано. Может быть вы его расшифруете? (детям предлагаются картинки: экскаватор, телевизор, индюк, корзина, енот, трактор).
(Участники расшифровывают название города по первым буквам слов).
- Вы правильно расшифровали. Этот город называется ЭТИКЕТ. А что такое этикет?
1 ребенок.
Что ж такое этикет?
Кто-то знает, кто-то - нет.
Это ПРАВИЛА такие
Надо знать их с малых лет.
2 ребенок
Что сказать, когда войти,
Как в гостях себя вести.
Что с волшебными словами
Делать дома и в пути.
3 ребёнок:
Если вежливыми стать
И воспитанными быть,
То всегда и всюду будут,
Уважать вас и любить!
Игра «Пазлы»
-Чтобы попасть в город этикета нам нужно открыть ворота.
Но ключ от ворот города сломался, чтобы его починить, нужно не только вспомнить вежливые слова, но и сказать в каких ситуациях, случаях их говорят.
За каждый правильный ответ вы получите деталь от ключа
(примерные ответы детей)
Спасибо – говорят, когда хотят поблагодарить
Пожалуйста – когда просят о чём–нибудь
Очень приятно –говорят при знакомстве
Простите – когда хотят извиниться
До свидания – когда прощаются
Здравствуйте – когда приветствуем друг друга
- Спокойно ночи – желают когда ложатся спать.
Приятного аппетита – желают когда кто – то кушает.
За каждый правильный ответ дети получают деталь «Ключ» (разрезанный на 7 частей).
- А теперь из деталей соберите ключ (дети собирают силуэт ключа).
- Теперь мы сможем попасть в город.
Дети подлезают под воротами-дугой, и встают в круг.
Вот мы с вами и попали в город.
- Ребята, что вы говорите когда встречаете друзей? (ответы детей)
- А вы знаете, что здороваться можно по-разному? Какими словами, жестами можно приветствовать друг друга? (Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день, кивнуть головой, улыбнуться)
- Молодцы, ребята, много знаете приветственных слов. ПРИВЕТСТВИЕ – это одно из самых важных правил этикета. У всех людей на земле есть обычай приветствия. В русском языке есть прекрасное слово «здравствуй». «Здравствуй», значит «будь здоров». Слово «здравствуйте» очень старое. Связано оно со словом «дерево». Когда-то давно, люди, произнося слово «здравствуйте», желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.
Давайте мы с вами поздороваемся и научим жителей города Этикет нашей игре.
Игра «Здравствуй друг»
-Повернитесь так, чтобы образовалась пара.
Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел! (разводят руки в стороны)
Хорошо! (обнимаются)
-Почувствуйте тепло соседа. Улыбнитесь друг другу и скажите «Ребята, давайте жить дружно!»
Игра «Всем, кто вежливым растет»
-Ребята, жителям города Этикет очень понравилась ваша игра, и они с удовольствием в нее поиграют. Они вам очень благодарны и предлагают всем вместе поиграть в еще в одну замечательную игру. И я вас хочу вежливо попросить: поиграйте, пожалуйста, в подвижную игру: «Всем, кто вежливым растет». Все дети встают в круг. Один идет за кругом. Все вместе говорим.
- Всем, кто вежливым растет
мимо друга не пройдет!
Даже в самой жуткой спешке
«Здравствуй» он произнесет.
-Тот, за чьей спиной остановился ведущий, выходит из круга. Они бегут в разные стороны при встрече быстро здороваются за руку.
-Всем сегодня хорошо и весело.
-Ну, что ж продолжаем наше путешествие по стране «Вежливых детей»
Игра «Мост»
-Ребята, перед нами препятствие.
Здесь нам надо обязательно потрудиться, иначе мы не сможем идти дальше. Думаю, что в этой реке много рыбы. Давайте попробуем ее поймать. Рыба в этой реке не простая, а с пословицами. Вы ее поймаете, я начну пословицу, а вы ее закончите пословицу о вежливости. (Выходят дети забрасывают удочку и достают рыбку на магните).
Молодцы, и здесь мы хорошо потрудились. Давайте отпустим рыбок снова плавать, чтобы другие путешественники могли тоже потрудиться, как мы.
Пословицы:
-Вежливости открываются все двери.
-Если доброта, как солнце светит, радуется и взрослые и дети.
-От худого слова, навек ссора.
- Доброе слова лечит, а худое калечит и т. д.
Улица «Заколдованная»
- Ребята, жителей заколдовала злая волшебница, они всё забыли и теперь не знают как поступать хорошо, а как плохо. Давайте им поможем.
(На мольбертах картинки с изображением хороших и плохих поступков (мальчик дёргает девочку за косу, девочка помогает старушке донести сумку, девочка сама ест яблоко и т. д.).
- Как вы думаете каким цветом можно обозначить плохие поступки (чёрным, тёмным).
- А хорошие (жёлтым, светлым).
- На верхнюю полочку, где чёрный квадрат выставим плохие поступки (карточки, к жёлтому квадрату хорошие и объясните почему.
(Это поступок плохой. Девочка сама ест яблоко, а с детьми не делиться. Нужно яблоко разделить на всех.)
- Куда ты его поставишь? (К чёрному квадрату.) и т. д.
Коллективное рисование «Цветы вежливости» (музыкальное сопровождение «Вальс цветов» П. Чайковский)
-Жители города Этикет просят вас еще немного им помочь. Они хотят на своей волшебной поляне посадить цветы вежливости. Поможем им?
-Тогда подходите к столу. Вам нужно нарисовать цветы вежливости. (используют трафареты, нетрадиционный способ рисования – тычок)
-Какого цвета краску вы брали для своего цветка? (Солнечные, яркие, красные, розовые, радостные)
-Я тоже нарисовала свой цветок. Он похож на цветок вежливости?
-А как бы вы его назвали? (цветок грубости) Почему? (ответы детей)
-Может ли мой цветок расти на этой поляне среди ваших цветов? (ответы детей)
-Да действительно, ваши цветы красивее.
-Какая замечательная поляна, на ней цветы словно волшебные, чудесные и жители очень рады, что у них есть такая поляна.
Игра: «Подскажи словечко».
-Наше путешествие подходит к концу и мне еще раз хочется убедится как вы много знаете вежливых слов.
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого (спасибо)
- Зазеленеет старый пень
Когда услышит (добрый день) .
- Когда виноваты, сказать поспешите:
«Прошу Вас, пожалуйста (извините)
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы (спасибо) .
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим { прости, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят. (до свидания) .
Рефлексия.
-Чему вы учились сегодня?
-Что вам больше всего понравилось? Что вызвало затруднение?
-Покажите на «термометре настроения», какое у вас сейчас настроение?
(задать вопрос «почему у тебя такое настроение?» (при ответах детей добиться самооценки)
-Мне тоже понравилось, как вы сегодня работали. Мы с Вами будем еще многому учиться и работать, чтобы о всех вас сказали: «Это воспитанные и вежливые дети».
-А чтобы вам это путешествие запомнилось жители волшебной страны дарят вам сундучок.
Сюрпризный момент
(играет мелодия группы Барбарики «Друзья») Детям предлагаются шары, которые лежат в сундучке.
Итог.
- И закончить сегодняшнее занятие мне хотелось бы такими строками:
Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив.
Ведь это основа - основ.
А вежливым быть очень просто:
Будь добрым - обычный совет,
Не важно, какого ты роста
И сколько тебе уже лет.
-А сейчас возьмём сундучок с шариками и поедем в группу, их там надуем и поиграем с ними. (Суворова Т. А. марш «Поезд»)