Наталия Архипова
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Зимняя прогулка»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад «Ивушка»
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию
на тему: «Зимняя прогулка» для детей средней группы.
воспитатель: Архипова Н. В.
г. Тамбов
2018г.
Цель: развитие связной речи.
Образовательные задачи:
-закрепить представления об основных признаках зимы;
-упражнять детей в подборе эпитетов к словам;
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в средней группе „Зимняя прогулка“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние прогулки и наблюдения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
-формировать навыки связной речи с опорой на наглядный материал;
- активизировать словарь по теме, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
- совершенствовать грамматический строй речи.
Развивающие задачи :
- Развивать у детей умение логически выстраивать своё высказывание.
- Развивать воображение, мышление и зрительное внимание.
- Развивать память.
Воспитательные задачи:
- формировать эстетическое восприятие окружающей действительности;
- воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы друг друга;
- закрепить правила безопасности в зимнее время года.
Интеграция образовательных областей: Познавательное. Социально-коммуникативное. Речевое. Физическое развитие.
Оборудование: схема- опора для подбора эпитетов, аудио запись вьюги, музыка для физминутки, мнемотаблица: «Зима», снежинки.
Ход совместной деятельности.
I. Организационный момент.
Дети находятся в группе, воспитатель берёт в руки колокольчик, звонит и зазывает детей.
Воспитатель: Колокольчик, колокольчик, Вот как звонко он поёт, Все скорей сюда бегите, Поиграть со мной хотите?
Дети подбегают к воспитателю.
Воспитатель: Ну а теперь минуточку внимания! Послушайте моё задание - Хочу задать я вам вопрос: Вы любите гулять?
Дети: Да мы любим гулять.
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас на прогулку.
Звучит музыка (вой вьюги) воспитатель предлагает детям угадать, что это за звуки? Дети дают ответы (ветер, вьюга) подход к окну.
Воспитатель: Какое время года за окошком? А почему вы так думаете?
(ответы детей, дети поворачиваются и находят разбросанные на полу снежинки)
Сколько снежинок принес нам ветер? (дети считают снежинки)
1. Упражнение на дыхание «Снежинка»
Воспитатель: Давайте сделаем так, чтобы снежинки «полетели», глубоко вдохните через нос, вытяните губы трубочкой и медленно выдохните через рот.
(Дети выполняют задание воспитателя)
2. Игровое упражнение: «Вьюга»
Воспитатель: Что вы слышали? (вой вьюги ответы детей) давайте изобразим зимнюю вьюгу. По сигналу "Вьюга начинается" вы тихо произносите: "У-у-у". «Вьюга усиливается» сила голоса нарастает. По сигналу "Сильная вьюга" говорите громко: "У-у-у". По сигналу "Вьюга кончается" произносите тише и смолкаете по сигналу "Вьюга кончилась".
Воспитатель: Как у вас здорово получилось показать вьюгу! А вы любите отгадывать загадки? Послушайте загадку.
С неба падают пушинки,
Распушив лучи-ворсинки.
Это кружат балеринки,
Белоснежные…
Дети: Снежинки.
Воспитатель: Как вы думаете, какое время года прислало нам снежинки?
Дети: Это время года - зима.
Воспитатель: Да, верно, зима.
Воспитатель: Как вы думаете, какую краску любит зима?
Дети: Белую краску.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что зимой много снега.
Воспитатель: Правильно, зимой всё белое. А давайте поиграем с вами в игру. Я называю любой зимний предмет или явление, а вы мне называете, какой он этот предмет?
3. Игра «Какой, Какая?»
1. Что это? ( Ответ: Это снег) Снег какой? Снег – (белый, пушистый, мягкий, холодный, лёгкий, липкий, искристый);
2. Это что? ( Ответ: Это лед). Лед какой? Лед – (холодный, твердый, скользкий);
3. Как вы думаете, это что? Какой он? Ветер – (сильный, холодный);
4. Что изображено? Мороз какой? Мороз – (жгучий, холодный, злой, крепкий, слабый);
5. Что это? Охарактеризуйте снежинки. Снежинки – (белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, прозрачные, холодные);
6. Снеговик – Какой снеговик? - (холодный, снежный, круглый);
7. Горка – А какая горка зимой бывает? (длинная, скользкая, ледяная или снежная);
8. Что мы одеваем зимой, когда собираемся на улицу? - одежда (зимой)– (теплая, зимняя).
Воспитатель: Как мы можем описать зиму. Какая она? Зима (какая она)
Дети: (Ответы) Зима морозная. Она приносит много снега. Зимой очень холодно. Морозная, холодная, вьюжная, метельная и т. д.
II. Основная часть:
Воспитатель: Теперь давайте собираться на прогулку и для этого нам с вами необходимо надеть теплые вещи.
4. Тактильная игра-массаж: “ Собираемся на прогулку”
С помощью имитации
надеваем штаны, брюки, носки; Дети делают легкое поглаживание ног,
надеваем кофты; Поглаживание рук, живота,
надеваем валенки; Поглаживание ног от пальцев до колена,
надеваем шапки; Поглаживание головы, легкий массаж, имитация завязок,
застегиваем пуговицы на пуховиках, Точечные движения от шеи до живота,
завязываем шарфы. Имитация завязывания.
(Дети отправляются под музыку по кругу или дорожке по предотвращению косолапия).
Воспитатель: Посмотрите сколько снега намело, все белым бело. В какое время года это бывает? Какие времена года вы знаете!
(ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите, вьюга перепутала все картинки. Найдите картинки, которые относятся к зиме и объясните, почему эта картинка относится к зимнему времени года? (дети садятся за столы)
5. Игра: «Снежное поле»
(Дети выбирают и закрывают картинками «снежное поле» и составляют предложения по опорным картинкам.)
Ребенок 1: Зимой дети катаются на лыжах.
Ребенок 2: Зимой встречаем праздник Новый год.
Ребенок 3: Зимой дети играют в снежки, строят снежные городки.
Ребенок 4: Прилетает зимняя птица – снегирь.
Ребенок 5: Зимой дети катаются на санках.
Ребенок 6: Зимой можно рассматривать снежинки.
Ребенок 7: Зимой дети лепят снеговика.
Воспитатель: Правильно! Молодцы! А сейчас поиграем.
Физкультминутка:
Здравствуй зимушка-зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый, (встаем, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки (имитируем движение лыжников и конькобежцев)
И на елке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пока мы с вами играли к нам на подоконник прилетела птичка и принеса письмо. Это специально для детей о правилах поведения зимой, чтобы вы не замерзли и всегда были здоровы, что нужно делать?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: задает наводящие вопросы по теме, дети отвечают на вопросы полными предложениями.
- застегивать все пуговицы, надевать рукавички, шапку нужно до выхода на улицу, поскольку воздух может проникнуть под одежду.
- нельзя оставаться на улице, когда метель или сильный мороз и ветер.
- нельзя грызть сосульки и есть снег, так как снег грязный в нем могут быть микробы. Да, и можно запросто простудиться.
- нельзя прикладывать язычок к металлу.
- нужно ходить посередине тротуара, подальше от крыш домов. Ведь с крыши дома может упасть большая глыба снега вместе с сосульками.
- когда на тротуаре сплошной лед, ходить нужно меленькими шагами, наступая при этом на всю подошву.
- нельзя стоя кататься на санках, а на лыжах и коньках кататься нужно в специально отведенных местах.
- если на горке много детей, нельзя толкаться и драться, соблюдать очередь.
- снежки лепи небольшие, кидай их не очень сильно, а в лицо кидать запрещено.
(подходят к мольберту)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?
Дети: Это дерево.
Воспитатель: Давайте вспомним, какая зима? Вы сказали, что зима холодная, морозная, значит, она всех морозит, сейчас мы с вами попробуем укрыть дерево от холода снежными словами., чтобы оно не замерзло. Я вам буду читать стихотворение, а вы помогайте, добавлять слова и каждым снежным словом мы будем укрывать наше дерево. А слова, которые вы будете называть я попрошу запомнить, чтобы ответить в конце игры на вопрос.
6. Дидактическая игра «Доскажите словечко».
На поселки, на лужок –все снижается… (снежок).
Вот веселье для ребят – все сильнее… (снегопад).
Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки).
Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик).
Рядом – снежная фигурка. Это девочка - … (Снегурка).
На снегу-то, посмотри – с красной грудкой… (снегири).
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег).
(воспитатель читает стих-ие и вместе с детьми вывешивает на дерево картинки)
Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте вспомним, каким словами мы укрывали дерево.
( Дети повторяют еще раз слова: снежок, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири, снег). Что мы можем сказать о этих словах, что у них общего? (слова-родственники). От какого слова получились у нас эти слова-родственники? (слова снег). Посмотрите какое красивое дерево у нас получилось. Как вы думаете, какую пользу приносит снег живой природе?
Дети: Он согревает деревья и кустарники, землю, чтобы они не замерзли. Воспитатель: Давайте поиграем, соберем снеговика.
7. Игра «Собери снеговика» (дети делятся на две команды и из бумаги собирают снеговика)
Воспитатель: Какие красивые снеговики получились, итак, ребята, напомните мне, на какую прогулку мы с вами ходили?
Дети: На зимнюю прогулку.
Воспитатель: Ребята, а давайте с вами составим рассказ о нашей зимней прогулке. Но мы должны придумать название нашему рассказу.
( ответы детей: рассказ о зиме, зимняя прогулка, «Зимушка-зима»)
8. Составление рассказа и демонстрация опорных картинок.
-Вопросы к картинкам-схемам:
Какое наступило время года?
Где лежит снег?
Какой снег?
Какая погода на улице?
Куда пошли дети?
Как они оделись?
Что делали дети на прогулке?
Нравиться ли детям гулять зимой?
-Ответы детей на вопросы по картинкам-схемам и составление рассказа.
1. Наступила зима. 2. Всюду белый, пушистый снег. 3. Холодно на улице. 4. Дети оделись тепло, и пошли гулять. 5. 6. 7. 8. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. 9. Хорошо зимой!
III. Заключительная часть. Подведение итогов.
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на прогулке?
(Ответы детей)