Галина Рябишина
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Зимняя прогулка»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Образовательные:
- уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах;
- уточнить и активизировать словарь по теме «Зима», расширять представление о родственных словах.
Развивающие:
- развитие внимания, речевого слуха и фонематического восприятия, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.
Воспитательные:
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, воспитание любви к природе.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Зимняя прогулка“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние прогулки и наблюдения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Материалы: снежинки из тонкой белой бумаги большие и маленькие, елочки и заснеженные деревья разной величины (для оформления интерьера, иллюстрации (картинки) на зимнюю тему, зимние пейзажи с изображением снегопада, метели и отдельно кружащихся снежинок, кукла в костюме Снегурочки, набор снежинок на ниточках по количеству детей для дыхательной гимнастики.
Предварительная работа: наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом; чтение стихов «Снег» Н. Бромлей, «Первый снег» Е. Трутневой, «Снег идёт» М. Познанской; чтение рассказов и сказок о снеге: «Зачем зимой снег?», «Почему зимой не бывает дождика, а всё снег, да снег».
Словарная работа: снег, снежинка, снеговик, снегурочка, снегирь, подснежник, снежки, снегопад, снежный ком, метель, вьюга.
Ход занятия
Воспитатель: Белым снегом все покрыто и деревья, и дома,
Что случилось, что случилось?
В гости к нам пришла…
Дети: Зима.
Воспитатель: Вот сейчас мы и побеседуем с вами о зиме, как о прекрасном времени года, но вначале поиграем с язычком.
1. Артикуляционная гимнастика «Сказка про язычок»
- Жил-был язычок. Проснулся он как-то утром и выглянул в окошко вот так
(показ артикуляционного упражнения «Иголочка» дети повторяют за воспитателем) и увидел, как много снега намело и захотелось ему погулять, но перед прогулкой нужно подкрепиться и решил язычок попить чаю с вареньем, а варенье было такое вкусное и он облизнулся вот так (показ артикуляционного упражнения «Вкусное варенье»).
- Потом язычок снова выглянул в окошко и посмотрел по сторонам вот так (показ артикуляционного упражнения «Часики»).
- Увидел большую снежную горку и захотел прокатиться на саночках вот так (показ)
Воспитатель: Язычками мы поиграли, а наши пальчики тоже хотят поиграть.
2. Пальчиковая игра «Зимой»
Снег пушистый лег на ветки.
(Изображаем руками деревья: сгибаем руки в локтях и высоко поднимаем их.
Пальцы растопыриваем, изображая ветви дерева).
И гулять бегут все детки.
(Указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу, как ножки)
Лепят бабу под окном,
(Делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим)
Дружно катят снежный ком.
(Соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики»)
Лыжи,
(Скользить по столу ладонями вперед-назад)
Санки
(Ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать синхронные движения вперед-назад)
И коньки
(Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу в противофазе)
Мчатся наперегонки.
3. Беседа о зиме.
Ребята, а какое сейчас время года?
- Как вы догадались?
- Какой день зимой?
- Какая ночь?
- Что можно сказать о снеге?
- Какой бывает лед?
- Перечислите зимние месяцы.
4. Сюрпризный момент.
Воспитатель: «Сегодня, ребята, я пришла в детский сад очень рано. Вы все хорошо помните березку, которая растет у нас на участке? И знаете, что я увидела у нее на ветках? Вот этот странный конверт, на нем написан адрес: «Детский сад», детям средней группы. Без вас я не стала вскрывать конверт и читать письмо. Хотите - прочтем его вместе?»
Дети: Да! Хотим!
Воспитатель: (читает письмо)
«Здравствуйте, дорогие дети! Пишет вам Дед Мороз.
Скоро Новый год, и я собираюсь приехать к вам в детский сад на праздник вместе со своей внучкой Снегурочкой. Прежде отгадайте мои загадки чтобы ускорить нашу встречу. Послушайте первую загадку.
Мягкий он, а не подушка.
Белый он, а не пушок.
Он холодный, как лягушка,
А согреешь – ручеёк.
(Снег)
Ответы детей.
В. – Да, это снег. А что такое снег? Откуда он берется? С поверхности водоёмов и земли испаряется вода, она поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется в ледяные кристаллы, которые соединяются друг с другом, образуя красивую звездочку. Как называется эта звездочка вы догадаетесь, если отгадаете следующую загадку
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(Снежинка)
Д. – Это снежинка.
В. – Снег состоит из снежинок. А какой бывает снег?
Д. – Снег бывает белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, мягкий, липкий. Снег также похож на ковёр, одеяло, на деревьях лежит шапками.
В. – А какой бывает снежинка?
Д. - Снежинка бывает белая, лёгкая, ажурная, прозрачная, красивая. Снежинки умеют летать, кружиться, падать, «танцевать», таять на ладошке.
В. - В морозную безветренную погоду снежинки медленно падают, кружатся в воздухе и опускаются на землю, образуя снег. В теплую зимнюю погоду, если много падает снега с неба, снежинки слипаются, снег идет хлопьями Это явление называется снегопад. А когда снежинки кружатся, ветер их несёт, снег идет стеной. Это явление называется вьюгой, метелью. В такую погоду опасно гулять, можно не найти дорогу домой. А давайте поиграем.
Физкультминутка:
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке,
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
(Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения,
словно ловят снежинки).
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
(Потягивания – руки в стороны).
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются).
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий, рыжий мячик.
(Прыжки на месте).
Ну а мы идём, идём
(Ходьба на месте).
И к себе приходим в дом. (Дети садятся на стульчики).
В. – А теперь давайте попробуем с вами «создать» вьюгу, подуем на снежинки.
Дыхательная гимнастика: дети держат снежинки на верёвочке и дуют на них с разной силой: то сильнее, то слабее.
В. - Ребята, наша вьюга так разыгралась, что произошло чудо: в снежной буре возникла девочка. (Показывает куклу) Как вы думаете, как её зовут?
Д. – Снегурочка
В. – Снегурочка пришла к нам в гости и хочет с вами поиграть. А от какого слова произошло имя Снегурочки?
Д. – Снег.
В. – Правильно, ребята! Снегурочка предлагает нам игру «Назови ласково».
Воспитатель: Ребята, а вы любите, когда вас называют ласково? Давайте мы подберем ласковые слова к зимним приметам и явлениям. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.
Снег-снежок Сосулька — сосулечка
Мороз- морозец Дерево- деревце
Ветер- ветерок Горка — горочка
Лёд- ледок Холод- холодок
Зима- зимушка Санки- саночки
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.
В. – Вы хорошо поиграли, все слова назвали правильно. Теперь вы знаете, что такое снег, какой он бывает, из чего состоит, что такое снегопад, метель.
В. Ребята, наша гостья что-то загрустила. Кажется, я знаю почему. Снегурочке жарко у нас в группе, она может растаять, ей пора уходить в снежную страну. Давайте попрощаемся со Снегурочкой.
Дети прощаются со Снегурочкой и приглашают ее и Деда Мороза на праздник.