Терехова Татьяна
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Как образовались слова?
Цель: Упражнять детей в образовании слов. Научить различать значение слов. Развивать психические процессы: мышление, внимание, память. Воспитывать положительное отношение к занятию. Формировать речевую активность.
Материалы:рабочие тетради по развитию речи у малышей средней группы (Денисова Д. ,Дорожин Ю. ,цветные карандаши.
Ход занятия.
Здравствуйте,ребята!
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в средней группе» размещена в разделах
Сегодня к нам на занятие опять пришел наш знакомый-Желтый Гномик. Однажды он услышал,как очень высокий дом назвали «небоскребом».Гномику стало очень смешно,потому что он ту же представил себе,как этот высокий дом достал до неба и скребет его. С этого дня Гномик начал внимательно вслушиваться в слова и пытался понять почему некоторые предметы называются так или иначе. Многие предметы называются так исходя из действий которые с ними делают или от действий самих предметов. Например,слово скакалка-почему мы называем так предмет?Потому что мы прыгаем через него,скачем. Так же можно вслушаться и в другие слова.
Посмотрите внимательно на рисунок в ваших тетрадях и попробуйте разгадать почему именно так названы предметы,изображенные на нем (Самовар,раскладушка,самолет,чайник,скакалка,луноход,пугало, хлопушка,покрывало,блинница,круговорот,электровоз,дырокол,кофеварка,обувница,пылесос,мухобойка,вешалка,выключатель,самокат.)
Ребята, как вы думаете, из чего состоит наша речь?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, наша речь состоит из слов. С помощью слов мы общаемся друг с другом, мы можем объяснить, что мы хотим, что нам нравиться, что не нравиться. Слов очень и очень много. Слова могут одинаково звучать, но обозначать разные предметы.
Коса (волосы) – коса (трава).
Кран (подъемный) – кран (вода течет).
Труба (на крыше) – труба (муз. инструмент).
Вилка (еда) – вилка (на электроприборах).
А бывают слова разные по звучанию, но они обозначают одни и те же предметы.
Варежка – рукавица.
Глаза – очи.
Градусник – термометр.
Солдат – воин, боец.
Ключ – родник.
Замок – дворец.
Любое слово можно разделить на части. Часть слова называется «слог».
А вот послушайте стихотворение:
"Плим" - Ирина Токмакова
Ложка — это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка — это кошка,
У кошки семь котят.
Тряпка — это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Шапка — это шапка,
Оделся и пошел.
А я придумал слово,
Смешное слово — плим.
И повторяю снова:
Плим, плим, плим!
Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим.
И ничего не значит
Плим, плим, плим!
Есть слова,которые мы просто придумываем и они ничего не значат,просто забавно звучат.
Устали?Давайте отдохнем.
Физминутка «Елка»
Горит огнями елочка, под нею тени синие, Поднимаем руки вверх
Колючие иголочки, как будто в белом инее. Опускаем через стороны, вниз
Огни на елке яркие повсюду зажигаются. Наклоны вправо, влево
Во всех домах, по всей стране ребята улыбаются Ходьба на месте, улыбка.
На этом наше занятие окончено. Всем большое спасибо!