Мария Григорьевна Заботина
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Теремок. Сравнение народной и авторской сказки методом моделирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе
«Теремок. Сравнение народной и авторской сказки методом моделирования»
Подготовила: воспитатель
МБДОУ детский сад № 29
«Колосок» мо Абинский район,
Краснодарского края
Заботина М. Г.
Цель: познакомить детей с методом моделирования, научить пересказывать текст при помощи этого метода.
Задачи: Образовательные:
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе „Теремок, Сравнение народной и авторской сказки методом моделирования“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
расширять знания об обитателях леса;
учить сравнивать два текста;
дать представления об авторской и народной сказке;
закреплять умение пересказывать текст.
Развивающие:
развивать познавательный интерес, любознательность;
развивать речь, внимание, умение анализировать вопросы и задания;
развивать умение давать полный содержательный ответ на вопрос.
Воспитательные:
формировать дружеские отношения, умение работать в команде;
повышать интерес к художественной литературе.
Оборудование: фланелеграф, модели: оранжевый круг с большим хвостом, чёрный круг с клювом, чёрный круг с красным пятнышком и клювом, коричневый круг с крыльями и когтями, большой коричневый круг с ушками, много связанных маленьких кружков, круг с зубами.
Предварительная работа: отгадывание загадок о природе; рассматривание иллюстраций и беседы на тему «Лесные обитатели», «Птицы России», «Животные средней полосы». Подвижная игра «Медведи и пчёлы»; чтение русских народных сказок, рассказов В. Бианки.
Ход:
Воспитатель: Ребята, я сегодня хочу вас порадовать и удивить. Вы любите отгадывать загадки? Тогда отгадайте:
Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов
Дети: Теремок!
Воспитатель: Верно! А вы помните, какие жильцы поселились в теремке? В каком порядке они приходили?
Дети: Первая пришла мышка-норушка, потом лягушка-квакушка, за ней зайчик-побегайчик, потом лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и мишка косолапый.
Воспитатель: Молодцы, никого не забыли! А зачем звери приходили к теремку?
Дети: Чтобы вместе жить!
Воспитатель: Напомните мне, как начинается эта сказка?
Дети: Стоит в поле теремок, он не низок, не высок.
Воспитатель: Верно. А как заканчивается?
Дети: Полез медведь на крышу, теремок и развалился, только звери выскочить успели!
Воспитатель: А вы помните, кто придумал эту сказку, кто её автор?
Дети: Люди. Русский народ. Это народная сказка.
Воспитатель: Правильно. Это народная сказка и она настолько понравилась детскому писателю Виталию Бианки, что он тоже решил написать сказку «Теремок». Теремок, да не такой! А вот чем он отличается, мы сейчас узнаем! Будьте внимательны, слушайте и запоминайте!
Воспитатель читает сказку В. Бианки «Теремок», показывает иллюстрации.
Воспитатель: Понравилась вам сказка? Чем она похожа она на народную?
Дети: В этой сказке тоже звери к теремку приходят! В теремке жить хотят.
Воспитатель: А какой здесь теремок? В народной сказке такой же?
Дети: Нет, другой! Здесь теремой — это дерево, дуб! А в другой сказке — домик!
Воспитатель: А откуда взялись в сказках теремки? Кто их построил?
Дети: Дятел, а в народной сказке никто, он уже стоял в поле.
Воспитатель: А что в сказке Бианки делают звери, приходя к теремку?
Дети: Они выгоняют тех, кто жил в теремке и поселяются сами.
Воспитатель: Давайте попробуем пересказать эту сказку, а чтоб было легче используем модели, похожие на героев сказки. Посмотрите на эти знаки, кого они вам напоминают?
Дети: Оранжевый круг с большим хвостом похож на белку, чёрный круг с клювом — скворец, чёрный круг с красным пятнышком и клювом — дятел, коричневый круг с крыльями и острыми когтями - сова (сыч, самый большой коричневый круг с ушками — медведь, много маленьких кружков — пчёлы, а круг с зубами — куница.
Воспитатель: Молодцы, всех узнали! Ну что, попробуем рассказать сказку? Кто начнёт?
Дети, опираясь на модели, пересказывают текст.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Всё по порядку рассказали! Устали наверное? Давайте разомнёмся немного.
Физкультминутка
Медведь по лесу бродит
Медведь по лесу бродит.
От дуба к дубу ходит. (Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками)
Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет. (Изображать, как он достает и ест мед)
Облизывает лапу
Сластена косолапый,
А пчелы налетают, (Отмахиваться от пчел)
Медведя прогоняют.
А пчелы жалят мишку: (Отвести руку вперед и поочередно касаться носа, щек)
Не ешь наш мед, воришка! (Прослеживаем за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы)
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу. (Ходьба «вперевалочку»)
Ложится, засыпает (Присесть, руки под щеку. Глаза закрыть)
И пчелок вспоминает.
(И. Лопухина)
Воспитатель: Хорошо размялись? А теперь скажите, понравилась вам сказка Виталия Бианки? Похожа эта сказка на народную? Чем?
Дети отвечают.
Воспитатель: А в чём их различие?
Дети отвечают.
Воспитатель: А кто-нибудь заметил, сколько героев в каждой сказке?
Дети опираясь на модели пересчитывают и сравнивают количество героев.
(Если дети не заметили, то обращаю внимание на слово рой — множество пчёл, невозможно сосчитать).
Воспитатель: Какие вы внимательные! А как заканчиваются эти сказки?
Дети: Одинаково! Медведь пришёл и весь теремок развалил.
Воспитатель: Верно. Окончание, вроде бы, одинаковое, но всё же различие есть! Кто его заметил?
Если дети затрудняются, то обратить внимание на отношение зверей друг к другу.
Дети: В народной сказке звери могут построить теремок заново, а в другой сказке — нет, они ссорились, там окончательно теремок развалился!
Воспитатель: А какая сказка вам понравилась больше и почему?
Дети делятся впечатлениями.
Воспитатель: А были ли у вас затруднения при сравнении сказок? Если да, то какие?
Дети отвечают.
Воспитатель: А что вам показалось самым интересным, необычным?
Дети отвечают.
Воспитатель: Вы молодцы! Сегодня мы с вами сравнивали две сказки при помощи моделей. Чем интересен этот способ? А вам было бы интересно самим нарисовать модели к сказке?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда предлагаю вам дома нарисовать модели к вашей любимой сказке и предложить друзьям угадать её название. Благодарю вас за внимание и активность!