Ольга Куряева
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Красавица Осень»
▼ Скачать +Заказ
Задачи:
Образовательные:
Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе (осень,
учить понимать и видеть признаки и приметы осени, обобщать представления о связи живой и неживой природы в осенний период.
Развивающие :
Развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы, расширять и активизировать словарь, развивать память, внимание.
Воспитательные:
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе „Красавица Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Воспитывать доброе отношение к природе, культуру речевого общения друг с другом, с воспитателем.
Предварительная работа:
Беседы об осени (сезонные изменения, жизнь зверей и птиц, труд людей осенью, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихов, примет, пословиц, экскурсии в лес.
Материалы и оборудование:
Конверт с листьями разных деревьев, картинки «Ранняя осень», «Поздняя осень», шкатулка, поднос с овощами и фруктами, две корзинки, лист ватмана, клей, кисточки, салфетки, клеёнка, осенние листочки для аппликации, музыкальная фонограмма.
Ход НОД:
Дети сидят полукругом на стульях, Воспитатель показывает письмо детям.
Воспитатель (В.) :Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо. Отгадайте от кого оно пришло? Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь ёлочек и сосен. Я…
Дети (Д) : Осень!
В. :Верно! Письмо от Осени! Но перед тем как посмотреть, что в конверте, скажите, осень-это хорошо? За что нам осень нравится?
Д. : Очень красиво, за листопад, большой урожай.
Игра «Осень-это хорошо, осень-это плохо»
В. : Осень-это плохо? За что нам она не нравится?
Д. : Льет дождь, холодно.
В. : А теперь давайте поиграем. (Дети встают полукругом). Я буду читать вопросы, а вы будете хлопать, если ответ «да», а если «нет» - поставьте руки на пояс.
Игра «ДА-НЕТ»
Осенью растут грибы? (Да) Тучки солнце закрывают? (Да) Холодный ветер прилетает (Да)
Туманы осенью плывут (Нет) Ну, а птицы гнёзда вьют? (Нет)А букашки прилетают (Нет)
Звери норки закрывают? (Да)Урожай все собирают? (Да) Птичьи стаи улетают (Да)
Часто-часто льют дожди? (Да) Достают ли сапоги (Да) Солнце светит очень жарко (Нет)
Можно детям загорать (Нет) Ну а что же надо делать? (Куртки, шапки надевать)
В. : Молодцы, ребята! Вы были очень внимательными. Как вы думаете, вся ли осень одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?
Д. : Ранняя осень, поздняя осень.
В. : Посмотрите на картины: какое время года изображено? Почему вы так думаете? На какой картине изображена ранняя осень? На какой картине осень поздняя? Почему вы так думаете? Чем отличается ранняя осень от осени поздней?
(Дети рассматривают картинки, рассказывают, объясняя свой выбор.)
В. : Ребята, мне очень понравились ваши ответы! Вы знаете, что у каждого времени года есть свои приметы. Есть они и у осени. Вот послушайте!
1ребёнок. Осень подойдёт неслышно
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни
На дорогу упадёт.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
2ребёнок. А вторая-куст малины
В нитях белой паутины,
Чуть короче станет день
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурной река.
3 ребёнок. Третья верная примета-
Осень бродит близко где-то.
Ранним утром на поляны
Лягут белые туманы.
А потом уж жди - не жди
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь
Значит, наступила осень.
Воспитатель показывает детям шкатулку.
В. : Посмотрите, какая копилка мудростей у меня есть. В ней хранятся пословицы и приметы о временах года. А вы хотите положить туда свои знания?
Д. :Да!
В. : В круг ребята становитесь,
Крепче за руки держитесь.
Я шкатулочку возьму
И приметы соберу.
Пословицы и приметы:
Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.
Лето - со снопами, осень - с пирогами.
Красна весна цветами, а осень пирогами.
Гром в сентябре – тёплая осень.
Осенью паутина на ясную погоду.
Много жёлудей на дубе – к лютой зиме.
Большие муравьиные кучи – к мягкой зиме.
Если орехов много, а грибов нет – зима снежная.
В. : ребята, наша шкатулочка пополнилась мудростями – вы назвали много примет и пословиц.
Дети садятся на стулья.
В. : Расскажите, чем занимались люди осенью?
Д. :Собирали урожай в саду, в огороде, в лесу собирали грибы, делали на зиму заготовки, перекапывают огород и т. п.
В. : Давайте и мы соберём урожай. (Показывает две корзинки и поднос с муляжами овощей и фруктов.)
Игра «Собираем урожай»
Дети подходят к подносу, берут овощ или фрукт, называют его, объясняют свой выбор и кладут в корзинку.
В. : Молодцы! Вы все справились с этим заданием. Теперь можно поиграть!
Игра «Урожай»
Дети берутся за руки, образуя круг, произносят слова и выполняют движения по тексту.
В огород пойдём (Идут по кругу)
Урожай соберём.
Мы морковки натаскаем «Таскают»
И картошки накопаем. «Копают»
Срежем мы кочан капусты «Срезают»
Круглый, сочный, (Показывают руками круг)
Очень вкусный.
Щавеля нарвём немножко «Рвут»
И вернёмся по дорожке. (Идут друг за другом)
Дети садятся на стулья.
В. : А сейчас отгадайте загадки.
Кто на ёлке на суку счёт ведёт «ку-ку, ку-ку»?
Д. : Кукушка.
На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его.
Д. : Скворец.
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней
Кто же это?
Д. : Соловей.
Всех перелётных птиц черней
Чистит пашню от червей.
Д. :Грач.
В. : О ком были загадки? Что произошло с птицами осенью? Почему они улетели? Как называются такие птицы? Назовите птиц, которые улетели.
Д. : Загадки были о птицах. Осенью птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.
В. : Ребята, вы всё правильно сказали. А что вы можете рассказать о животных? Как они подготовились к зиме?
Д. : Медведи, ежи впадают в спячку, зайцы, белки меняют цвет шёрстки и т. д.
В. : Молодцы, ребята! Как много вы знаете об осени! Но мы чуть не забыли про письмо! Давайте же посмотрим что в конверте.
Дети и воспитатель заглядывают в конверт и находят листочки с деревьев.
В. : Какие красивые листочки прислала нам Осень! Давайте расскажем о листочках: какого они цвета, размера, с какого дерева.
Дидактическая игра «С какого дерева листок?»
В. : А теперь мы станем листочками и потанцуем.
Игра «Осенние листочки»
Дети под тихую музыку произносят стихотворение, имитируют действия.
Мы – листики осенние
На веточках сидели
Ветер дунул – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял
Повертел их, покружил
И на землю опустил.
В. : Какие красивые листочки! Давайте оставим память о золотой осени и сделаем из листочков ковёр. Подходите к рабочим столам и приступайте к заданию.
Дети приклеивают листочки к листу ватмана.
В. : Посмотрите, какой золотой ковёр у нас получился! Теперь мы будем долго вспоминать Осень, глядя на него.
Рассматривание коллективной работы.
. В: Ребята, в конверте есть послание от Осени, послушайте:
«Ребята, с вами я прощаюсь
В путь – дорогу собираюсь.
Зимушке теперь черёд
В гости к вам зима идёт.
Вам даю корзинку я,
В ней чудесные подарки
Ожидают вас, друзья!»
Воспитатель достаёт корзину с угощениями, занятие заканчивается.
Список используемой литературы
1. Акимова Ю. И. "Знакомим дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью". - ООО ТЦ "Сфера", 2007.
2. Губанова Н. Ф. "Игровая деятельность в детском саду". - М. : Мозаика-Синтез, 2006.
3. Павленко И. Н., Родюшкина Н. Г. "Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ". - ООО ТЦ "Сфера", 2006.
4. Коломина Н. В. "Занятия по экологии в детском саду". - ООО ТЦ "Сфера", 2008.