Надежда Горюнова
«Чебурашка в гостях у ребят. Дифференциация звуков [Ч] — [Щ]». Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе на тему "Чебурашка в гостях у ребят. Дифференциация звуков Ч — Щ"
Цель: учить детей различать на слух и визуализацию сходные по артикуляции звуки,
Задачи:
- развивающие: развивать умение дифференцировать эти звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками Ч-Щ.
- обучающие: закреплять умение изменять темп речи и силу голоса, совершенствовать речевое дыхание и дикцию.
- воспитывать уважительное отношение к взрослым и сверстникам.
Материал и оборудование: медиа-файлы (картинки с изображением предметов в названии которых есть звуки ч и щ, игрушка чебурашка.
Ход занятия:
Я приветствую вас, дорогие ребята. И хочу, что бы вы отгадали, кто пришел к нам в гости.
Раньше был он — безымянная игрушка,
Не медведь, не слон, не погремушка.
А сейчас его знает каждая дворняжка.
Ведь это — друг Гены. (Чебурашка)
Дети, посмотрите, какой Чебурашка грустный. Он очень сильно устал и замерз с дороги. Давайте напоим нашего гостя горячим чаем и прочитаем тебе небольшое стихотворение.
(Дети накрывают на стол и усаживают гостя).
Чебурашка, не скучай,
Пей из чашки вкусный чай.
Кушай пряники, печенье-
Вкусны наши угощенья!
Пока наш гость отдыхает, послушайте стихотворение еще раз. (воспитатель повторяет стихотворение)
Ребята, какой одинаковый звук слышится в этом стихотворение. (ч)
Скажу вам по секрету, это один из самых любимых звуков Чебурашки.
А теперь давайте все вместе подумаем и постараемся вспомнить слова, начинающиеся на (ч).
Как много слов вы знаете, ребята. Молодцы. Я думаю Чебурашка запомнит их и когда вернется домой, они с Геной обязательно внесут их в свой словарь.
Сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Я буду называть вам слово, а вы должны будете изменить его так, чтобы в нем появился звук (ч). На-пример: роза-розочка. Прошу вас помнить о том, что для того чтобы дать свой ответ нужно спокойно поднять руку, а не выкрикивать. Начнем (Примеры слов: коза, василек, забор, жук, птица, кофта, палец, рука…
Вы прекрасно справились с заданием.
Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы догадайтесь, с каким звуком мы будем еще знакомиться?
Два щенка щека к щеке
щиплют щётку в уголке.
Да у щётки половой
палка есть над головой.
Палка щёлк щенков с плеча!
Два щенка ушли ворча.
С. Михалков.
Какой одинаковый звук слышится в этом стихотворение. (щ)
Пришло время немного отдохнуть и провести физминутку.
(воспитатель предлагает пройти детям на ковёр и проводится малоподвижная игра).
Если вы услышите слово со звуком «Ч», то вы хлопаете, если в слове услышите звук «Щ», то прыгаете, а если услышите слово без этих звуков – приседаете.
Предлагаемые слова: чемодан, собака, щука, ложка, чайник, книга, ящерица, шишка, черепаха, сосна, чек, щека, часы, помощь, молоток, человек.
Молодцы! Отдохнули. Поиграли в игру, а теперь снова садитесь на свои места.
Чистоговорки.
- А теперь давайте поучимся говорить чистоговорки со звуками ч и щ.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи - печет печка калачи.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча - как хочу я калача.
- С каким звуком чистоговорка? (ч)
Ща-ща-ща, ща-ща-ща - я тащу, тащу леща.
Що-що-що, що-що-що - щуку я тащу еще.
- С каким звуком чистоговорка? (щ)
(Дети говорят по одному, хором, быстро и медленно)
Игра "Четвертый лишний!
Воспитатель предлагает игру «Четвертый лишний».
На экране картинки со звуками ч или щ, где в названии одной картинки нет этих звуков. Дети проговаривают слова, находят лишнюю картинку и объясняют свой выбор.
Отлично у вас получается. Теперь я приглашаю вас занять свои места за столами. Перед каждым из вас лежат листы с трафаретом букв Ч и Щ, которым и принадлежат звуки ч и щ. Давайте нарисуем их по контуру с помощью пластилина. (выполнение работы, индивидуальная помощь)
Итог занятия.
Ребята, Чебурашке очень понравилось в нашей старшей группе, он многому научился. Давайте напомним Чебурашке какие звуки мы сегодня изучали и сравнивали. (ответы детей). Теперь наш гость никогда не спутает эти звуки.
Ребята, что вам сегодня понравилось больше всего?
Я хочу вас поблагодарить за то как дружно и внимательно вы вели себя на нашем занятии.