Варюшина Инна Николаевна
Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе «Составление рассказа по сюжетной картине «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема: в Африке нет зимы
Игровая мотивация: придумаем рассказ о зиме и перешлём его африканскому мальчику Абу.
Цель: повторение и закрепление признаков зимы и простейших природных закономерностей.
Задачи:
Дидактическая: закрепление умения составлять рассказ по сюжетной картине, образовывать родственные слова, существительные от прилагательных; обучение распространять предложения прилагательными.
Развивающая : развитие у детей общей и мелкой моторики, мышление.
Воспитательная: воспитание любви и интереса к окружающему миру.
Публикация «Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе „Составление рассказа по сюжетной картине „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима, зимние забавы. Составление рассказа по картине
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Активизация словообразования по теме «зима».
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение рассказов, стихов, загадок на тему «Зима»; познавательная ООД на темы «Зима», «Зимующие птицы», «Как звери в лесу зимуют», рисование, аппликация на тему «Снежинка».
Материал: картинка с изображением негритянского мальчика, конверт, в нём письмо и картинка с небылицей (на картинке вместо снега с неба падают ромашки, картина «Зима», альбомного листа, фломастеры синего и голубого цвета, подкладные листы.
Методические приё мы:
1. Вводная часть
Моделирование игровой ситуации.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять,
загибают пальчики по одному
Мы во двор пришли гулять.
«идут» по столу указательным и средним пальцами
Бабу снежную лепили,
«лепят» комочек двумя ладонями
Птичек крошками кормили,
«крошат хлебушек» всеми пальцами
С горки мы потом катались,
ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки
А ещё в снегу валялись.
кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной
Все в снегу домой пришли,
отряхивают ладошки
Съели суп, и спать легли.
движения воображаемой ложкой; руки под щеку
Введение в проблему
Игра «Четвёртый лишний». На мольберт выставляется 4 картинки с изображением времен года, где лишней каждый раз оказывается зима. Дети определяют лишнюю картинку. Воспитатель отмечает, что речь сегодня пойдет именно о зиме.
Воспитатель: Дети, посмотрите, нам пришло письмо (показывает конверт). Письмо пришло из Африки от мальчика по имени Абу. Давайте прочитаем:
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Абу. Я живу в далекой и жаркой Африке. Я много слышал про зиму, которая бывает в вашей стране, но я никак не могу понять, что это такое. Пожалуйста, расскажите мне о ней. До свидания».
Воспитатель: Ну, что, ребята, расскажем Абу о зиме?
2. Основная часть
Поэтапное решение проблемы
Воспитатель: Ребята, а что такое зима? Сколько у зимы месяцев? С какого месяца зима начинается? А заканчивается каким месяцем? А какой посередине? Назовите приметы зимы. Какая погода бывает зимой? Как живут звери зимой? А птицы? Чем мы можем помочь птицам? За что мы любим зиму?
Ответы детей.
Игра с мячом.
Воспитатель: Дети, давайте поиграем и расскажем Абу о том, что если днем идет снег, то день какой? - снежный.
Воспитатель кидает мяч детям по очереди и задает вопросы, дети отвечают и возвращают мяч.
Если днём мороз, день какой? – (морозный)
Если ветер, день какой? – (ветреный)
Если холод, день какой? – (холодный)
Если солнце, день какой? – (солнечный)
если идет дождь, день какой? – (дождливый)
Воспитатель: В русском языке есть слова-родственники. Расскажем Абу, какие слова-родственники есть у зимы? У снега?
Воспитатель: А какая бывает зима? Давайте расскажем Абу, а поможет нам в этом волшебный мяч. Вы берете мяч, называете одно слово, какая может быть зима и передаете его товарищу, стоящему рядом. Например, зима снежная, пушистая и т. д. Снег зимой какой? Что зимой делают люди? А птицы?
Физминутка.
Давай, дружок, смелей, дружок, кати по снегу свой снежок.
(дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой ком снега)
Он превратится в толстый ком,
(останавливаются, «рисуют» двумя руками ком)
И станет ком снеговиком.
(«рисуют» снеговика из трех кругов разного размера)
Его улыбка так светла!
(показывают руками на лице улыбку)
Два глаза, шляпа, нос, метла.
(показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу)
Но солнце припечет слегка –
(медленно приседают)
Увы! – и нет снеговика.
(пожимают плечами, разводят руками)
Воспитатель выставляет картину «Зима». Дети молча рассматривают 2-3 минуты.
Воспитатель: Ребята, по этой картинке мы расскажем Абу о зиме. А помогут нам маленькие картинки – они будут подсказывать. Послушайте внимательно.
Даёт образец рассказа с одновременным выставлением предметных картинок :
«Наступила холодная, морозная зима. Выпал первый белый пушистый снег. Деревья стояли голые, а теперь они укрыты снегом, будто одеялом. Люди одеваются теплее – мальчики и девочки одеты в шубы, шапки, шарфы, сапоги, варежки. Птичкам очень холодно и голодно – ведь корм под снегом, но дети сделали кормушку и насыпали им зернышек и теперь синички и снегири клюют зерна. Зимой много развлечений. Мальчики катаются на коньках по замерзшему пруду. Вот один мальчик упал – наверное, он еще плохо умеет кататься. Другие дети катаются на санках и лепят снеговика. Детям очень весело зимой! (на те слова, которые подчеркнуты, выставляются предметные картинки)
Воспитатель: Катя, теперь ты расскажи о зиме. Тебе помогут маленькие картинки. Не забывай, что Абу ничего не знает о зиме и ему всегда надо говорить, какая зима, какой снег… (рассказывают ещё 2-3 ребёнка)
Игра «Снежинки и ветерок»
Дети делятся на две команды «снежинки» и «ветерок». Снежинки кружатся, бегают на носочках; «ветерок» в это время отдыхает. После слов «ветер проснулся», дети на выдохе произносят «ш-ш-ш» и снежинки прячутся от ветра, оседают. Игра продолжается 4-5 раз; после чего дети в командах меняются ролями.
Воспитатель: Дима, мы уже дети взрослые и ты попробуешь рассказать о зиме без помощников-картинок (рассказывают ещё 2-3 ребёнка)
3. Заключительная часть
Решение проблемы
Что перепутал художник? Небылица.
Воспитатель: посмотрите, в конверте что-то ещё есть. Абу прислал нам картинку. Ее нарисовал африканский художник. Посмотрите, правильно ли он все нарисовал? (на картинке нарисована зима, но вместо снега с неба падают ромашки)
Воспитатель предлагает детям нарисовать по одной снежинке. Дети фломастером выполняют задание.
Воспитатель: Вот мы и рассказали Абу о зиме. А теперь я предлагаю выбрать самый лучший рассказ – тот, который мы запишем в письмо. Вложим в конверт и наши снежинки и пошлём их Абу на память о русской зиме.