Ирина Костерина
Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В гостях у сказки»
Пояснительная записка:
Всем известно, что истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Рука ребенка физиологически несовершенна, как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Очень часто мы замечаем, что у детей с вялыми мышцами рук отмечается слабость мышц артикуляционного аппарата. У детей с высокой упругостью мелких мышц рук наблюдается повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата. Таким образом, без развития мелкой моторики рук детей нельзя достичь развития связной речи детей, грамматического строя их речи, артикуляционной четкости. Исходя из такой взаимосвязи, я строю занятие на интеграции различных видов деятельности, а именно: игровая, познавательная, художественно - творческая деятельность, взаимодействие детей с взрослым. ФГОС ДО и Примерная общеобразовательная программа ДО «От рождения до школы» предполагают принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Используемые технологии:
-здоровье сберегающие технологии: пальчиковые игры-упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение, самомассаж - целью самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц. дыхательная игра - важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. оздоровительные упражнения- обучению правильному дыханию, оптимизацию мышечного тонуса, развитие чувства ритма, формирование пространственных представлений, профилактика верхних дыхательных путей.
-технология исследовательской деятельности - цель исследовательской деятельности сформировать способность к исследовательскому типу мышления, характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели «обучение через открытие» (процесс приготовления «колобка» из муки)
-личностно-ориентированные технологии - педагог и воспитанник совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. (отправляются на поиски «колобка»)
-игровые технологии – строятся как целостное образование, охватывающее определённую часть процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем (с котом «Мурлыкой» путешествуют по сказке, проговаривают стихи, чистоговорки, скороговорки)
Конспект организованной образовательной деятельности во второй младшей группе по образовательной области «речевое развитие»
Тема: «В гостях у сказки»
Цель: Развитие всех компонентов устной речи детей.
Программное содержание:
Образовательные: Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. Учить сохранять правильную осанку, согласовывать слова и движения. Поощрять исследовательский интерес к процессу изготовлению теста.
Развивающие: Развивать моторику речевого двигательного аппарата, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Развивать интонационную выразительность речи детей, память, мыслительную операцию, мелкую моторику рук.
Воспитательные: Воспитывать интерес к родному языку. Создать радостное настроение, вызвать положительные эмоции. Воспитывать у детей умение согласовывать движения, ориентироваться в пространстве
Словарная работа: Русская народная сказка, тесто, серый, пушистый, злой, хитрая, рыжая.
Предварительная работа: Чтение сказки «Колобок», рассматривание колобка, иллюстрации к сказке, игра с кукольным театром по сценарию сказки, заучивание потешки «Как у нашего кота», отгадывание загадок про животных.
Оборудование: маска кота, жилетка, мука, сметана, миска для теста, фонограмма «музыка колокольчиков», презентация по сказке «Колобок», мультимедийный проектор, ноутбук. столы для лепки, дощечки с готовыми заготовками солёного теста для лепки детям, салфетки, конфеты по количеству детей
Методы и приемы:
Наглядно – словесный, игровой, практический, показ, демонстрация, сюрпризный момент, рефлексия.
Ход занятия :
Воспитатель: (Самомассаж на самопознание- дети повторяют за воспитателем)
Уши, щёки, нос, глаза,
Нос, рот, голова,
Плечи, плечи, шея, грудь,
Не забыть бы что – нибудь
Ножками топ-топ
Ручками хлоп-хлоп.
Закрывайте, детки, глазки
И окажемся мы в сказке.
(Музыка колокольчиков) (воспитатель одевает маску кота, шубку и за-за ширмы появляется кот «Мурлыка»)
Кот Мурлыка: Здравствуйте, ребята! Я кот Мурлыка очень люблю когда меня гладят по шубке и хвалят - вы хотите меня погладить? (развитие тактильных ощущений) Дети гладят шубку и рассказывают потешку :
«Как у нашего кота - шубка очень хороша,
Как у котика усы - удивительной красы.
Глазки - смелые,
Зубки - белые»
Кот «Мурлыка»: Спасибо, ребята. Меня к вам послали дедушка и бабушка, а из какой сказки вы догадайтесь сами: Из муки он печён, на сметане мешен,
На окошке он студился, по дорожке укатился.
Был он весел, был он смел, и в пути он песню пел!
Кто же это…
Дети: Колобок
Кот «Мурлыка»: А, из какой он сказки?
Дети: Из русской народной сказки «Колобок». Кот «Мурлыка: Ребята, а давайте вместе проговорим чистоговорку:
ОК-ОК-ОК-пришел в гости Колобок.
Кот Мурлыка : Молодцы, а как начинается сказка?
Дети: Жили-были дед да баба (показ слайда с изображением деда и бабы) Кот Мурлыка: Из чего бабушка испекла колобка?
Дети: Из теста испекла.
(Дыхательная гимнастика «Ветерок»)
Сильный ветер вдруг подул,
С Колобка весь жар он сдул. (показ слайда с изображением колобка, дети дуют на него и изображение исчезает) Кот Мурлыка: А что произошло дальше с Колобком?
Дети: Он от бабушки и дедушки ушел
Кот Мурлыка: А куда он покатился?
Дети: В лес.
Кот Мурлыка: Ребята, помогите дедушке и бабушке найти колобка -(дети идут по узкой дорожке) А сейчас, если вы правильно отгадаете загадку,то узнаете, кто первый повстречался Колобку в лесу:
Есть в лесу большой трусишка,
Цветом он похож на мышку,
Любит кушать он морковку,
Очень ловко скачет в горку.
Дети: Заяц (показ слайда с зайцем) Кот Мурлыка с детьми выполняют пальчиковую гимнастику «Зайчик»
Пошел зайка погулять
И морковку сорвать.
(разводить указательный и средний пальцы руки – «уши»). АЙ-АЙ-АЙ-зайку ты скорей встречай. (дети повторяют)
Кот Мурлыка: Ребята, расскажите какой зайка в сказке? (серый, пушистый)
Кот Мурлыка: Ребята, а что произошло дальше?
Дети: Колобок спел песенку зайцу и покатился дальше.
Кот Мурлыка Давайте мы споем песенку Колобка.
Пальчиковая гимнастика.
Я Колобок, Колобок (катаем по ладони)
Я по сусекам скребён, (правой рукой скребем по левой)
По амбару метён, (имитируем подметание)
На сметане мешён, (делают круговые движения правой рукой)
На окошке стужён, (показывают две руки, вытянутые вперед)
Я от дедушке ушёл (указательным и средним пальцами
левой руки идут по ладони правой руки)
Я от бабушки ушёл, (указательным и средним пальцами правой руки идут по ладони левой руки)
От тебя заяц не хитро уйти! (машут пальчиками).
(Дети вместе с котом проходят препятствия по «кочкам») Кот Мурлыка: Теперь давайте отгадаем еще одну загадку и узнаем кого повстречал Колобок дальше:
На собаку он похож,
Зубы острые, как нож,
Он голодный день и ночь,
На овцу напасть не прочь.
Дети: Волк (показываем слайд встречи с волком).
Кот Мурлыка: Правильно, давайте проговорим чистоговорку:
ЖУ-ЖУ-ЖУ - волк не страшен лишь ежу,
ГИ-ГИ-ГИ –от волка беги.
Кот Мурлыка: Колобок убежал от волка?
Дети: Да!
Кот Мурлыка: Ребята, давайте с вами поиграем и узнаем кого же он встретил дальше в лесу.
Физкультминутка на формирование правильной осанки «Мишка».
Мишка, Мишка, лежебока!
Спал он долго и глубоко-потягивание
Но зарядку не проспал- руки на поясе, повороты в стороны Мишка ушки разминает,- потереть ушки ладонями
И ладошки растирает,- растирать ладони
Гладит мишка свой живот,- круговые поглаживания живота
Мишка наш гулять идёт…- идут по залу
Кот Мурлыка: Молодцы, так кого же встретил Колобок в лесу?
Дети: Медведя (показываем слайд встречи с медведем).
Кот Мурлыка: А кого же дальше повстречал Колобок, давайте отгадаем загадку:
Ходит по лесу она,
Щурит хитрые глаза,
Смотрит рыжая она,
Чем бы поживиться.
Дети: Лиса (показываем слайд встречи с лисой).
Кот Мурлыка: И что же случилось дальше с Колобком?
Дети: Колобок сел Лисе на нос, спел песенку и она его съела.
Кот Мурлыка: Ребята, какая лиса в сказке? (хитрая, рыжая, злая) Вам жалко колобка? Давайте сделаем нового? А как вы думаете, если я возьму одну муку - получится колобок? (ответы детей) Правильно не получится, вот мы и добавим сметану. (Дети становятся вокруг стола, где лежат заготовки для теста. Кот Мурлыка показывает, как замешивается из муки и сметаны колобок, детям дают заранее подготовленное тесто) Кот Мурлыка:
Крутим, крутим кругляшок
Крутим, крутим кругляшок
Получился (кто, ребятки)
Ко – ло – бок! (Хоровые ответы.)
Посмотрите, какой у нас получился колобок!
Рефлексия:
Кот Мурлыка: В какой сказке мы побывали? Кого мы встретили? Дорогие ребята, мне очень понравилось путешествовать с вами по сказке, вы такие все молодцы.
Вы сегодня, малыши, поиграли от души.
Кот вас всех благодарит, и спасибо говорит.
И за это он вас, детки, угощает всех конфеткой. (Раздаёт конфеты)
(Кот уходит и уносит «колобков» запекать на кухню)