Лучший педагог года

Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе «Знатоки осенней природы»

Кривенко Елена Евгеньевна
Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе «Знатоки осенней природы»
▼ Скачать +Заказ

Выполнила: воспитатель старшей логопедической группы

Кривенко Елена Евгеньевна

Цель: обобщить знания детей по теме: «Осень».

Задачи:

Коррекционно - образовательные задачи:

- Расширить активный словарь детей по теме: «Осень».

- Обобщить и систематизировать знания детей о времени года «Осень».

Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе „Знатоки осенней природы“» размещена в разделах

- Формировать грамматический строй речи: упражнять в образовании прилагательных, глаголов, существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, Притяжательных местоимений «Чей? Чья? Чьё?», в составлении предложений.

- Упражнять в чётком произношении чистоговорки.

Коррекционно - развивающие задачи:

- Развивать речевую активность детей: диалогическую и связную речь; общую и мелкую моторику; слуховое и зрительное восприятие, внимание, мышление, память; координацию слова и движения.

- Продолжать учить отвечать полными ответами.

- Развивать познавательную активность, любознательность; интерес к выполнению заданий.

- Коррекционно - воспитательные задачи:

- Совершенствовать у детей умения внимательно слушать, отвечать на вопрос, выполнять поставленную задачу.

- Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

- Продолжать формировать навыки сотрудничества, активности, самостоятельности.

Здоровьесберегающие технологии:

- Создание эмоционального комфорта и психологической разгрузки – психогимнастика.

- Применение – пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики, массаж пальцев и рук, физминутка с движениями.

Интеграция образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Методы и приёмы:

-Художественное слово (загадки, стихи, пословицы, поговорки); пальчиковые игры; сюрпризный момент, дыхательные упражнения, психогимнастика, показ слайдов, объяснение, вопросы, сравнение, дидактическая игра, игровизор, мнемотаблица, чистоговорка с музыкальным сопровождением.

Оборудование:

- Демонстрационный материал: экран, проектор, компьютер, презентация

«Знатоки осенней природы», указка; осенние деревья, поляна, грибы.

- Раздаточный материал: шишки, тарелки, фломастеры, листики для дыхательного упражнения, игровизор «Соедини листик с деревом», картинки «Дикие животные», мольберт, фланелеграф, картинки для создания картины «Осень», угощение.

Предварительная работа: наблюдение за сезонными изменениями в природе, беседа о времени года «Осень», рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций; чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок, загадок, стихов; составление рассказа с помощью картинок «Осень»; разучивание пальчиковых игр, дыхательных упражнений, массажа, физминуток; проговаривание чистоговорок, психогимнастики; экскурсия в парк «Победы» осенью.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Дети стоят в кругу с логопедом.

Логопед. К нам сегодня на занятие пришли гости, посмотреть, что вы знаете и умеете.

Стук в дверь. Входит Осень.

Логопед. А вы кто?

- Я сейчас загадаю загадку, а когда вы её отгадаете, тогда и узнаете кто я.

Жёлтой краской крашу я

Поле, лес, долины

И люблю я шум дождя,

Назовите – ка меня? (Осень)

Давайте поприветствуем друг друга.

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам,

Доброе утро всем!

- Ребята, я слышала, что вы много знаете о моём времени года осень. Хочу предложить вам рассказать о ней. Готовы?

- Да.

- Тогда я приглашаю вас поиграть в игру с заданиями «Знатоки осенней природы» (звучит запись «Игра»). В этой игре вы сможете показать свои знания и умения о Осени.

Готовы? Чтобы у нас было хорошее настроение выполним психогимнастику. (Под музыку)

Утором солнышко проснулось (улыбнулись)

Ручки к солнцу потянулись (поднимаем руки вверх)

Пальчиками заиграли, (шевелим пальчиками)

Лучики засияли.

Но туч тучка набежала, (соединяем руки волной)

Дождь осенний нам послала,

Кап-кап-кап-кап. («капельки)

Ветерок сильней подул (ш-ш-ш-) (руки вверх)

И листочки с деревьев сдул (с-с-с-). (фонарики вниз)

Птицы в стаи собираются, («птички»)

И в тёплые края отправляются.

А мы друзей позовём (шагаем)

И играть пойдём.

- Сейчас сядет тот, кто ласково назовёт осенние слова (передаём осенний листочек друг другу – солнце - солнышко, туча, облако, дождь, ветер, гриб, лист, лужа, дерево, лес, птица)

- Итак, внимание! Начинаем игру. Всё внимание на экран!

Слайд 1 (осень, осенние месяцы)

- Задание 1. Назовите 3 осенних месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Как в народе называют сентябрь (летопроводец); октябрь (грязник); ноябрь (ворота зимы)

Слайд 2 (периоды осени)

- В сентябре осень какая? (ранняя, золотая или поздняя) (картинка - ранняя осень)

Что происходит в сентябре в природе? (Погода тёплая, листья и трава ещё зелёная)

В октябре осень какая? (золотая) (картинка – золотая осень)

Кто желает про золотую осень рассказать? (Листья на деревьях золотые, багряные, трава жёлтая, часто идут дожди).

- А в ноябре осень какая? (поздняя) (картинка – поздняя осень)

Что происходит поздней осенью в природе? (Погода холодная, деревья голые, выпадает первый снег).

- Задание 2. Давайте вспомним пословицы про Осень с помощью картинок. Внимание на экран.

Слайд 3 (пословицы)

1. весна, осень, день, погода, 8.

Весна и осень – на день погод восемь.

2. весна, красный, цветы, осень, пироги.

Весна красна цветами, а осень пирогами.

3. осень, лето, поворот.

От осени к лету поворота нету.

4. осень, воробей, богатство.

Осенью и воробей богат.

Молодцы ребята!

- Следующее задание 3.

Ребята, а почему листья с деревьев опали? (листья теряют свою силу)

Как наз. явление, когда опадают листья? (листопад)

Какого цветя бывают листья осенью? (золотые, багряные)

Возьмите игровизор и соедините листик с деревом.

Слайд 4 (шишка)

- Но прежде мы сделаем массаж пальцев и рук.

Шишку в руки я возьму

И в другую положу

Ладонями шишку крепко прижму

Теперь покатаю и обниму

Шишка колется немножко,

Мне массирует ладошки.

- Шишка, это плод какого дерева? (ель, сосна). Ёлка и сосна – это хвойные деревья или лиственные? (хвойные). Почему? (потому что у них вместо листьев хвоинки (иголочки).

- Ну, а теперь, приступаем к выполнению задания. Соедините листик с деревом.

(по ходу спрашиваю, н-р; лист дуба какой? – дубовый и т. д., в конце спрашиваю – клён, осина и т. д. какие деревья – лиственные, почему? Потому что у них на ветках растут листья)

Л. Е. – Молодцы, ребята. Вы справились с заданием.

Слайд 5 (листопад)

- А сейчас выполним дыхательное упражнение с листиками, встанем и подуем на листья, сильно – тихо. (вдох – выдох) (под музыку)

- Для выполнения следующего задания 4, отправимся на полянку. (под музыку).

Раз, два, три, четыре, пять,

Это каждый должен знать. (шагают)

Лето, осень и зима

А потом придёт весна. (хлопают)

Мы теперь друг друга спросим (развести руки в стороны)

- Что настало нынче?

- Осень! (присесть и подпрыгнуть)

- Ребята, на полянке находятся части животных, давайте их соберём. Игра «Чей? Чья? Чьё?» (по ходу игры спрашиваю, н-р; это чей хвост – лисий, а голова – лисья, как называется животное и т. д. ; как называются зайчики, кот. рождаются осенью – листопаднички; как наз. жилище волка – логово; что делает мишка зимой – ложится в спячку и т. д.). (сразу складываю части в чёрный ящик)

Молодцы ребята!

Слайд 6

- Ребята, давайте расскажем чистоговорки. (Дети под музыку изображют повадки животных).

Яц-яц-яц – быстро скачет заяц.

Са-са-са – в лесу бегала лиса.

Олк-олк-олк – в лесу рыщет волк.

Едь-едь-едь – в берлогу спать идёт медведь.

Слайд 7 (птицы)

- Следующее задание 5.

Что происходит с птицами осенью? (они улетают в тёплые края)

Я предлагаю вам поиграть в игру «Четвёртый лишний»

Слайд 8

Ласточка, журавль, аист, снегирь (снегирь – зимующая птица).

Слайд 9

Дятел, синица, голубь, аист (аист – перелётная птица).

Слайд 10.

- Следующее задание составление рассказа.

Ребята, сейчас мы с вами нарисуем картину, но не красками, а предложениями, которые вы составите с помощью картинок.

1. Наступила Осень.

2. День становится короче, а ночь длиннее.

3. По небу плывут серые тучи.

4. Часто идут дожди.

5. Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают.

6. Насекомые от холода спрятались под кору деревьев.

7. Перелётные птицы улетели в тёплые края.

8. Дикие животные делают запасы на зиму.

9. В садах и огородах люди собрали урожай овощей и фруктов.

10. Люди осенью надевают тёплую непромокаемую одежду.

11. Хорошо осенью!

Вызываю 1 ребёнка повторить рассказ.

Слайд 11 (Осень)

- Ребята, а вам осенью было хорошо или плохо? Почему? Игра ТРИЗ «Что хорошо – плохо».

- За знания, старания и умения,

Вам от меня угощение! (под музыку).

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Путешествие в страну гласных звуков» в старшей логопедической группе Цель: развитие двигательного воображения через дидактические игры по развитию речи. Задачи: Развивающие: 1. Развивать фонематический слух.

Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе «Обувь. Головные уборы».Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе «Обувь. Головные уборы». Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе «Обувь. Головные уборы». Программные задачи: -учить детей составлению описательного.

Конспект совместной деятельности в формате игры-викторины «Знатоки природы» в старшей группеКонспект совместной деятельности в формате игры-викторины «Знатоки природы» в старшей группе Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Игра- викторина «Знатоки природы»» Цель: расширить и закрепить знания.

Конспект экологической викторины «Знатоки природы» в старшей группеКонспект экологической викторины «Знатоки природы» в старшей группе Цели: 1. Познакомить ребят с эколятами – защитниками природы. 2. Закрепить знания детей о природе. 3. Вырабатывать умение быстро находить.

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Перелётные птицы»Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Перелётные птицы» Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе: «Перелётные птицы".Цель OОД:Формирование грамматического строя речи.

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе по теме «Одежда» Конспект итогового занятия за 1 квартал по развитию речи в старшей логопедической группе №2 по теме «Одежда». Задачи: образовательные:.

Фотоотчет о занятии по развитию речи в старшей логопедической группе «По ягоды»Фотоотчет о занятии по развитию речи в старшей логопедической группе «По ягоды» Занятие по лексической теме в старшей группе "Ягоды,грибы" Задачи: Расширить и активизировать словарь по теме "Ягоды,грибы", формировать.

Занятие НОД по развитию речи с элементами моделирования в старшей логопедической группе «Экскурсия в лесной кинотеатр»Занятие НОД по развитию речи с элементами моделирования в старшей логопедической группе «Экскурсия в лесной кинотеатр» Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования в старшей логопедической группе «Экскурсия в лесной кинотеатр» Воспитатель:.

Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе «Путешествие по русскому фольклору»Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе «Путешествие по русскому фольклору» Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе №11 «Путешествие по русскому народному фольклору» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:.

Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе «Домашние птицы и их птенцы» Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей логопедической группы. Білім беру аумаы / Образовательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе «Знатоки осенней природы»
Опубликовано: 30 ноября 2023 в 10:44
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе «Знатоки осенней природы»» (включая файлы) размещена пользователем Кривенко Елена Евгеньевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД