Кривенко Елена Евгеньевна
Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе «Знатоки осенней природы»
▼ Скачать +Заказ
Выполнила: воспитатель старшей логопедической группы
Кривенко Елена Евгеньевна
Цель: обобщить знания детей по теме: «Осень».
Задачи:
Коррекционно - образовательные задачи:
- Расширить активный словарь детей по теме: «Осень».
- Обобщить и систематизировать знания детей о времени года «Осень».
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе „Знатоки осенней природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Формировать грамматический строй речи: упражнять в образовании прилагательных, глаголов, существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, Притяжательных местоимений «Чей? Чья? Чьё?», в составлении предложений.
- Упражнять в чётком произношении чистоговорки.
Коррекционно - развивающие задачи:
- Развивать речевую активность детей: диалогическую и связную речь; общую и мелкую моторику; слуховое и зрительное восприятие, внимание, мышление, память; координацию слова и движения.
- Продолжать учить отвечать полными ответами.
- Развивать познавательную активность, любознательность; интерес к выполнению заданий.
- Коррекционно - воспитательные задачи:
- Совершенствовать у детей умения внимательно слушать, отвечать на вопрос, выполнять поставленную задачу.
- Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
- Продолжать формировать навыки сотрудничества, активности, самостоятельности.
Здоровьесберегающие технологии:
- Создание эмоционального комфорта и психологической разгрузки – психогимнастика.
- Применение – пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики, массаж пальцев и рук, физминутка с движениями.
Интеграция образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Методы и приёмы:
-Художественное слово (загадки, стихи, пословицы, поговорки); пальчиковые игры; сюрпризный момент, дыхательные упражнения, психогимнастика, показ слайдов, объяснение, вопросы, сравнение, дидактическая игра, игровизор, мнемотаблица, чистоговорка с музыкальным сопровождением.
Оборудование:
- Демонстрационный материал: экран, проектор, компьютер, презентация
«Знатоки осенней природы», указка; осенние деревья, поляна, грибы.
- Раздаточный материал: шишки, тарелки, фломастеры, листики для дыхательного упражнения, игровизор «Соедини листик с деревом», картинки «Дикие животные», мольберт, фланелеграф, картинки для создания картины «Осень», угощение.
Предварительная работа: наблюдение за сезонными изменениями в природе, беседа о времени года «Осень», рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций; чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок, загадок, стихов; составление рассказа с помощью картинок «Осень»; разучивание пальчиковых игр, дыхательных упражнений, массажа, физминуток; проговаривание чистоговорок, психогимнастики; экскурсия в парк «Победы» осенью.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Дети стоят в кругу с логопедом.
Логопед. К нам сегодня на занятие пришли гости, посмотреть, что вы знаете и умеете.
Стук в дверь. Входит Осень.
Логопед. А вы кто?
- Я сейчас загадаю загадку, а когда вы её отгадаете, тогда и узнаете кто я.
Жёлтой краской крашу я
Поле, лес, долины
И люблю я шум дождя,
Назовите – ка меня? (Осень)
Давайте поприветствуем друг друга.
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам,
Доброе утро всем!
- Ребята, я слышала, что вы много знаете о моём времени года осень. Хочу предложить вам рассказать о ней. Готовы?
- Да.
- Тогда я приглашаю вас поиграть в игру с заданиями «Знатоки осенней природы» (звучит запись «Игра»). В этой игре вы сможете показать свои знания и умения о Осени.
Готовы? Чтобы у нас было хорошее настроение выполним психогимнастику. (Под музыку)
Утором солнышко проснулось (улыбнулись)
Ручки к солнцу потянулись (поднимаем руки вверх)
Пальчиками заиграли, (шевелим пальчиками)
Лучики засияли.
Но туч тучка набежала, (соединяем руки волной)
Дождь осенний нам послала,
Кап-кап-кап-кап. («капельки)
Ветерок сильней подул (ш-ш-ш-) (руки вверх)
И листочки с деревьев сдул (с-с-с-). (фонарики вниз)
Птицы в стаи собираются, («птички»)
И в тёплые края отправляются.
А мы друзей позовём (шагаем)
И играть пойдём.
- Сейчас сядет тот, кто ласково назовёт осенние слова (передаём осенний листочек друг другу – солнце - солнышко, туча, облако, дождь, ветер, гриб, лист, лужа, дерево, лес, птица)
- Итак, внимание! Начинаем игру. Всё внимание на экран!
Слайд 1 (осень, осенние месяцы)
- Задание 1. Назовите 3 осенних месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Как в народе называют сентябрь (летопроводец); октябрь (грязник); ноябрь (ворота зимы)
Слайд 2 (периоды осени)
- В сентябре осень какая? (ранняя, золотая или поздняя) (картинка - ранняя осень)
Что происходит в сентябре в природе? (Погода тёплая, листья и трава ещё зелёная)
В октябре осень какая? (золотая) (картинка – золотая осень)
Кто желает про золотую осень рассказать? (Листья на деревьях золотые, багряные, трава жёлтая, часто идут дожди).
- А в ноябре осень какая? (поздняя) (картинка – поздняя осень)
Что происходит поздней осенью в природе? (Погода холодная, деревья голые, выпадает первый снег).
- Задание 2. Давайте вспомним пословицы про Осень с помощью картинок. Внимание на экран.
Слайд 3 (пословицы)
1. весна, осень, день, погода, 8.
Весна и осень – на день погод восемь.
2. весна, красный, цветы, осень, пироги.
Весна красна цветами, а осень пирогами.
3. осень, лето, поворот.
От осени к лету поворота нету.
4. осень, воробей, богатство.
Осенью и воробей богат.
Молодцы ребята!
- Следующее задание 3.
Ребята, а почему листья с деревьев опали? (листья теряют свою силу)
Как наз. явление, когда опадают листья? (листопад)
Какого цветя бывают листья осенью? (золотые, багряные)
Возьмите игровизор и соедините листик с деревом.
Слайд 4 (шишка)
- Но прежде мы сделаем массаж пальцев и рук.
Шишку в руки я возьму
И в другую положу
Ладонями шишку крепко прижму
Теперь покатаю и обниму
Шишка колется немножко,
Мне массирует ладошки.
- Шишка, это плод какого дерева? (ель, сосна). Ёлка и сосна – это хвойные деревья или лиственные? (хвойные). Почему? (потому что у них вместо листьев хвоинки (иголочки).
- Ну, а теперь, приступаем к выполнению задания. Соедините листик с деревом.
(по ходу спрашиваю, н-р; лист дуба какой? – дубовый и т. д., в конце спрашиваю – клён, осина и т. д. какие деревья – лиственные, почему? Потому что у них на ветках растут листья)
Л. Е. – Молодцы, ребята. Вы справились с заданием.
Слайд 5 (листопад)
- А сейчас выполним дыхательное упражнение с листиками, встанем и подуем на листья, сильно – тихо. (вдох – выдох) (под музыку)
- Для выполнения следующего задания 4, отправимся на полянку. (под музыку).
Раз, два, три, четыре, пять,
Это каждый должен знать. (шагают)
Лето, осень и зима
А потом придёт весна. (хлопают)
Мы теперь друг друга спросим (развести руки в стороны)
- Что настало нынче?
- Осень! (присесть и подпрыгнуть)
- Ребята, на полянке находятся части животных, давайте их соберём. Игра «Чей? Чья? Чьё?» (по ходу игры спрашиваю, н-р; это чей хвост – лисий, а голова – лисья, как называется животное и т. д. ; как называются зайчики, кот. рождаются осенью – листопаднички; как наз. жилище волка – логово; что делает мишка зимой – ложится в спячку и т. д.). (сразу складываю части в чёрный ящик)
Молодцы ребята!
Слайд 6
- Ребята, давайте расскажем чистоговорки. (Дети под музыку изображют повадки животных).
Яц-яц-яц – быстро скачет заяц.
Са-са-са – в лесу бегала лиса.
Олк-олк-олк – в лесу рыщет волк.
Едь-едь-едь – в берлогу спать идёт медведь.
Слайд 7 (птицы)
- Следующее задание 5.
Что происходит с птицами осенью? (они улетают в тёплые края)
Я предлагаю вам поиграть в игру «Четвёртый лишний»
Слайд 8
Ласточка, журавль, аист, снегирь (снегирь – зимующая птица).
Слайд 9
Дятел, синица, голубь, аист (аист – перелётная птица).
Слайд 10.
- Следующее задание составление рассказа.
Ребята, сейчас мы с вами нарисуем картину, но не красками, а предложениями, которые вы составите с помощью картинок.
1. Наступила Осень.
2. День становится короче, а ночь длиннее.
3. По небу плывут серые тучи.
4. Часто идут дожди.
5. Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают.
6. Насекомые от холода спрятались под кору деревьев.
7. Перелётные птицы улетели в тёплые края.
8. Дикие животные делают запасы на зиму.
9. В садах и огородах люди собрали урожай овощей и фруктов.
10. Люди осенью надевают тёплую непромокаемую одежду.
11. Хорошо осенью!
Вызываю 1 ребёнка повторить рассказ.
Слайд 11 (Осень)
- Ребята, а вам осенью было хорошо или плохо? Почему? Игра ТРИЗ «Что хорошо – плохо».
- За знания, старания и умения,
Вам от меня угощение! (под музыку).