Елена Васильева
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Осенние задания»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.
Задачи:
Образовательные:
Связная речь: развивать монологическую речь, учить связно, по смыслу составлять предложения об осени.
Звуковая культура речи: учить детей дифференцировать на слух звуки [з], [с].
Грамматический строй речи: активизировать употребление в речи прилагательных, совершенствовать умение согласовывать слова в предложении.
Формирование словаря: упражнять в подборе слов по теме.
Развивающие: систематизировать и закрепить представления об осени, сезонных изменениях, приметах, осенней погоде.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Осенние задания“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
Воспитательные: приобщать детей к восприятию художественных и поэтических произведений об осени.
Здоровьесберегаюшие:
создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Оборудование:
• конверт с письмом и заданиями от Осени;
• 3 осенние картины (золотая осень, дождливая и поздняя);
• листочки, вырезанные из салфеток;
• изображения символов звуков С и З- чайника и комара;
• наборы картинок для создания рассказа об осени;
• аудиозапись «Звуки осеннего леса»;
• несколько половинок ватмана с изображением голых деревьев с одним листиком;
• много вырезанных листьев из цветной бумаги;
• клей-карандаш по количеству детей;
• угощение для детей - грибочки.
Ход НОД:
I. Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно?
Тогда отгадайте загадку:
Несу я урожаи,
Птиц к югу отправляю,
Деревья укрываю,
Но не касаюсь только
Я елочек и сосен,
Кто я такая?
- Да, ребята, это письмо от Осени.
Давайте посмотрим, что же в конверте?
Письмо:
«На лесной опушке я краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клены,
И зазолотились листья у берёзы.
Ребята, я вас приглашаю в осенний лес.»
- Принимаем приглашение осени?
II. Тогда - в путь. Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути.
Ребята идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу
- Вот мы пришли в осенний лес.
Осенний лес - какое чудо!
Листва ковром лежит повсюду.
Деревья стройные стоят,
Ветвями на ветру шумят.
- А давайте сейчас послушаем лес и определим его звуки. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать.
(Звучит аудиозапись «Звуки леса»)
-Открываем глаза. Ребята, кто что услышал?
- Шорох листьев, звук шагов в лесу, завывание ветра, шум деревьев, шум дождя.
-Вот как нас встретил лес - зашумел, зашуршал, загудел.
Чем-то пахнет в осеннем лесу? Вдохните поглубже. Чем же пахнет осенний лес?
- Опавшей листвой, грибами.
- Посмотрите, как много в лесу опавших листьев.
III. Дыхательная гимнастика "Подуй на осенний листик" (из жёлтой салфетки)
Дети берут по одному листику, делают вдох носом, а выдох через рот губы трубочкой. Дети дуют на листик так, чтобы он как можно дольше продержался в воздухе и не падал.
Давайте присядем на этот осенний ковёр.
А зачем деревья сбрасывают осенью листву?
- Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.
- Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя.
А ещё дерево всё лето с усердием запасает в стволах и на ветках крахмал, который при морозе превращается в сахар, вот этим веществом и питается дерево всю зиму.
- Ребята, в конверте ещё что-то лежит. Посмотрите, какие-то карточки. Это Осень предлагает нам поиграть в игру «Знатоки природы». А вы любите играть?
IV. Вначале проведём разминку.
Раз и два повернись, вновь по лесу ты пройдись. (Повторяют за воспитателем)
Три, четыре – приседай, быстро ноги разминай (кружатся, идут, приседают)
Ветер по лесу летал, ветер листики считал (Бегут на носочках, выполняя взмахи кистями рук)
лист кленовый, лист дубовый, лист березовый резной, лист осины,
лист рябины – вот какой букет лесной (затем загибают пальцы в кулак).
V. 1 задание «Отгадай загадку»
Первое задание называется «Отгадай загадку». Ребята, посмотрите вокруг, какой в лесу порядок!
1).Кто же ухаживает за лесом? И как его называют?
- Лесник! Лесничий.
2) Как назвать доброго сказочного героя, живущего в лесу?
- Лесовик!
3)Первый весенний лесной цветок - Пролесок
VI. 2 задание «Какое слово спряталось»
- Ребята, какое слово спряталось в словах лесной, пролесок, лесник, Лесовик, лесничество, лесочек, лесок? (воспитатель проговаривает медленно, выделяя слово лес).
- А ведь во всех этих словах спряталось слово лес: (воспитатель ещё раз проговаривает медленно, выделяя слово лес).
VII. 3 задание называется «Правильные слова».
Воспитатель показывает картинки-символы звуков С (чайник кипит) и З (комар летит)
Дети вспоминают эти звуки.
-Я буду называть слова, если в слове есть звук [з], вы поднимаете красный листок, а если звук [с] – желтый листок. Давайте попробуем. (зззабор, ссссамолёт, ззззвезда, ссссумка, ззззаяц, ссссолнышко, ззззамок, ссссобака, ссссорока)
Молодцы, все справились, давайте соберем наши листья в букет и поставим их в тарелочки.
Садятся на пенёчки-стульчики на поляне.
VIII. (Далее воспитатель обращает внимание детей на 3 различных изображения осени)
- Ребята, а теперь посмотрите, на эти три картины. Что вы видите на них?
- Жёлтые деревья. Земля покрыта листьями. Светит солнце.
Первая картинка солнечная, весёлая.
А на второй картинке?
- Листьев на деревьях меньше, на небе тучи, идёт дождь.
Эта картина уже не такая весёлая.
А на третьей картинке?
- Деревья стоят голые. Землю покрывает первый снег.
-Какое время года изображено на первой картине?
Осень. Начало осени.
- А на этой?
Осень. Середина осени.
- А какое время года на третьей картине?
Осень. Конец осени.
- Почему про осень нарисованы три разных картинки?
Осень бывает разной. (Начало осени, середина осени - золотая осень, поздняя дождливая холодная осень и даже снежная)
IX. Итак, последнее задание: посмотрите, у вас на столах разложены листы с изображением голых деревьев. Осень предлагает вам составить осенние картины в память о нашем путешествии. Только будьте внимательными! Приклеивайте на дерево только его листики. На дуб - дубовый, на берёзу - берёзовый, на клён - кленовый, на липу - липовый. (Дети приклеивают на деревья листики)
Итог занятия
Молодцы! Со всеми заданиями Осени справились. Пора возвращаться в детский сад.
Раз, два, три повернись, в детском садике очутись. (Дети повторяют слова, кружатся.)
- Ребята, посмотрите на столе, где раньше лежало письмо, лежат грибочки. Это Осень постаралась.
Чем мы с вами, ребята, сегодня занимались? (Мы путешествовали по лесу, выполняли задания Осени.)
А ещё мы вспомнили, что осень бывает разной.
Ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени. И показали себя настоящими знатоками природы!