любовь свиридова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Пересказ РНС «Волшебные лапоточки» и заучивание стихотворения
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
«Познавательное развитие». Познакомить детей с самой древней обувью на Руси – лапти. Формировать потребность в познании рукотворного мира, о родовитых понятиях, предметах народного быта (лаптях) : их цвете, форме, величине, материале. Знать: лапти – древний вид обуви; различаются: по способу плетения, материалу, из которого они сплетены, по назначению; об инструментах для плетения; о народных обычаях и поверьях.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе, Пересказ РНС „Волшебные лапоточки“ и заучивание стихотворения» размещена в разделах
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
«Социально-коммуникативное развитие». Поддерживать интерес детей к истории своего народа через РНС «Волшебные лапоточки». Развивать находчивость, желание прийти на помощь товарищам. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
«Речевое развитие». Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками. Развивать связную речь. Учить пересказывать сказку по серии сюжетных картинок, Заучивать стихотворение по схеме- таблице. Обогатить словарь детей словами: лапти, лапоточки, драть лыко, лыченица, прялка, светца, щеголять, оберег.
«Физическое развитие». Формировать потребность в двигательной активности, координировать речь и движения с теннисным мячом, дыхательные упражнения с трубочкой и шариком.
Материалы и оборудование:
Макет деревенского дома. лапти разной формы и размера, прялка,кукла-домовёнок, сюжетные картинки к РНС «Волшебные лапоточки». картинки с изображением лаптей. схема – таблица для заучивания стихотворения. теннисные мячи на каждого ребёнка, трубочки с шариками на каждого ребёнка.
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках воспитатель начинает свой рассказ. показывая детям картинки с изображением лаптей.
Лапти – самая древняя обувь на Руси. Материал для лаптей всегда был под рукой: их плели из лыка липы, вяза, ракиты, вереска, из бересты и мочала. Плели лапти на деревянной колоде, пользуясь железным или костяным крючком – кочедыком. Лапти лаптям были рознь. Будничные лапти плели из грубого широкого лыка. Куда наряднее выглядели розовые (или красноватые) лапти из вязового лыка. Они считались самыми подобающими к праздничному выходу. Чтобы укрепить и утеплить свои лапти, крестьяне «подковыривали» их подошвы конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не замерзали и не промокали.
Отправляясь на покос, обувались в лапти редкого плетения, не удерживающие воду, - рачки.
Для работы по хозяйству удобны были ступни – подобие галош, только плетёные. Верёвочные лапти назывались чуни, их надевали дома или для работы в поле в жаркую, сухую погоду. В некоторых деревнях ухитрялись плести лапти из конского волоса – волосяники. Держались лапти на оборах – кожаных узких ремешках или верёвках из конопляного волокна (моченцах). Ноги оборачивали в холщёвые портянки, а потом закутывали в суконные онучи (показ репродукций картин)
Обуви вообще придавалось огромное значение в древности. Она передавалась из поколения в поколение и означала, что дети идут по пути отцов – наследуют традиции. Если человек ссорился с родней, про него говорили – «сбился с пути». Чтобы вернуть «беспутному» ум-разум, на его ноги следовало надевать старые «фамильные» лапти. Люди верили, что в каждом доме живёт Домовой, который любит подарки. Лапти - один из любимых его подарков. Вешаются они на видном месте, а ночами домовой (кукла домового и маленькие лапти) обувает их, форсит. В знак благодарности он сам перестает шалить, досаждать семье, оберегает жилище и в течение года исполняет одно желание.
Вот в таких домах жил простой народ (показ макета и домашней утвари).
Вы очень внимательно меня слушали, а теперь отдохнём.
Речевое упражнение с теннисным мячом.
На каждое слово подкидываем мяч на верх : Павка на лавке, плетёт лапти Клавке.
Мяч об пол на каждое слово: Не годятся лапти Клавке на ножки.
Мяч на верх: А годятся лапти,
Мяч вниз: На лапки кошке.
Молодцы!
А теперь послушайте РНС» Волшебные лапоточки», в этом нам помогут сюжетные картинки, чтобы лучше понять и запомнить сказку. Воспитатель рассказывает детям сказку, показывая действие героев на сюжетных картинках. Дети стараются пересказать сказку, используя серию картинок.
Дыхательное упражнения с трубочками и мячиками.
Сегодня я приготовила для вас стихотворение русского поэта Ивана Захаровича Сурикова про лапти. Вы много навых слов услышите, я попробую вам их растолковать.
В уголке, согнувшись,
Лапти дед плетёт.
Матушка за прялкой,
Молча лён прядёт.
Избу освещает
Огонёк светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца…
Матушка за прялкой, воспитатель показывает прялку. Вот на такой прялке раньше пряли лен, потом из этого льна шили одежду.
Огонёк светца-воспитатель показывает картинки с изображением горящей лучины или свечки на подставке (светец). В старину так освещали дома.
А чтобы вам легче было запомнить стихотворение, я приготовила для вас схему – таблицу:
Дети заучивают стихотворение. В конце занятия подводим итоги, что нового сегодня узнали с какими словами познакомились. Понравилось занятие. Ответы детей.