Наталья Антипова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый человек крепче хранит память
благодарную, чем память злую.
Интегрированные образовательные области:
- Познание
- Коммуникация
- Социализация
- Музыка
Виды деятельности:
- Коммуникативная
- Игровая
- Познавательная
Цель:
Расширять и закреплять знания детей о культуре русского народа через сказки.
Задачи:
Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас, вспоминая знакомые сказки.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Путешествие в страну сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Познакомить с понятиями «сказки о животных», «волшебные сказки».
Развивать у детей желание помогать сказочным персонажам, преодолевать препятствия.
Воспитывать смелость, находчивость, доброжелательное отношение к окружающим, умение согласовывать свои действия с партнерами.
Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, разгадывать загадки.
Развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение.
Оборудование: Конверт с письмом и картой, домики лисы, Бабы-Яги, шапки-маски лисы, яблони, стол с макетами волшебных предметов, волшебная книга, костюм сороки, запись песен: «Приходи сказка», «Танец Бабка Ёжка».
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок, пословиц;
Разгадывание сказочных загадок;
Рассматривание иллюстраций к сказкам;
Показ кукольного театра;
Речевые игры с детьми;
Знакомство с миром наших предков (традиции, обычаи).
Ход НОД:
(Под музыку входят дети, садятся на стулья).
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поприветствуем их. (Здравствуйте) Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну сказок. А в какой стране мы живём? (Дети отвечают- В России.) Правильно Россия-большая страна, и её населяет много народов, раньше она называлась Русь. На Руси жили наши предки. Кто такие предки?
Дети: Это люди, которые жили перед нами.
Воспитатель: Верно и в те давние времена, люди совсем не знали букв, не умели писать, а сочиняли и рассказывали друг другу интересные истории на посиделках. Бабушка рассказывала внукам, внуки вырастали и рассказывали своим детям, так сказочные истории дошли до нас, отсюда название сказка от слова сказать.
(Влетает сорока с письмом) Здравствуйте, ребята! Кар-кар!
Воспитатель: Кто это ребята? (Сорока). А как мы можем назвать сороку какая она?
Дети: Белобокая, длиннохвостая, черноголовая.
Сорока (Ксения): Я прилетела издалека. Я письмо вам принесла! Кар-р! (улетает).
Воспитатель: Интересно, от кого оно, давайте его прочтем: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Василиса Прекрасная. Злая Баба-Яга разорвала мою волшебную книгу, да странички по лесу темному разбросала. Помогите мне ребята, пожалуйста, книгу собрать, да злую Бабу-Ягу победить. Ваша Василиса Прекрасная».
Ну что ребята, поможем Василисе Прекрасной? Только как нам лес этот сказочный найти? А может в конверте подсказка? Ребята, и правда в конверте есть карта. Итак, отправляемся в путь. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и произнесем волшебные слова:
В круг скорее становитесь. Крепко за руки держитесь
Раз, два, три, четыре, пять
Сказку будем начинать.
- Ребята, вот мы и в волшебном лесу. Вот тут нам и пригодится карта Василисы Прекрасной. Посмотрите по какой дорожке нам идти. (Дети по карте определяют направление, идут по дорожке)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, да это сказочный домик. Давайте постучим, поздороваемся, да узнаем, кто в домике живет. (Дети стучат, узнают, что там живет Лисичка-сестричка)
- Скажи-ка нам лисичка, не находила ли ты странички из волшебной книги Василисы Прекрасной?
Лиса (Настя): Страничку я нашла, вон под тем пеньком, только я вам ее так просто не отдам. Сначала задание моё выполните, отгадайте сказки. (Воспитатель загадывает загадки, а дети называют сказки)
1. Если б Петя-простота не выглянул в окошко,
Не унесла б его лиса за темные леса.
(«Кот, лиса и петух»)
2. Девочка зашла в избушку,
Видит, стоит стол, три стула.
На каждом стуле посидела,
Мишуткину похлебку съела.
(«Три медведя»)
3. Хитрая плутовка отправила его ловить рыбу хвостом.
Хвост примерз, и в результате он остался без хвоста.
(«Лисичка-сестричка и серый волк»)
4. Мама деточек учила,
дверь чужим не открывать,
не послушались детишки и попали к волку в пасть.
(«Волк и семеро козлят»)
5. У Алёнушки-сестрицы унесли братишку птицы.
Высоко они летят, далеко они глядят.
(«Гуси-лебеди»)
Воспитатель: Кто герои этих сказок?
Дети: Животные.
Воспитатель: Каких животных, героев сказок вы знаете?
Дети: Волк, лиса, заяц, медведь.
Воспитатель: Какая в сказках лиса (медведь, заяц, волк?
Дети: Лиса хитрая, волк глупый и жадный, медведь доверчивый, заяц трусливый.
Воспитатель: Наши предки раньше, занимались охотой, и поэтому они с уважением относились к животным, придумывали о них сказки. Сказки о животных считаются самыми древними.
Лиса: Молодцы ребята, задание моё выполнили, отдаю вам страничку из волшебной книги. (Дети благодарят и уходят, дальше по карте двигаются по дорожке, доходят до яблони, здороваются).
Воспитатель: Яблонька, нет ли у тебя страниц из волшебной книги Василисы Прекрасной?
Яблоня (Елизавета): Конечно есть, только помогите мне яблочки мои наливные собрать, а то ветки под их тяжестью ломаются, а на каждом яблочке интересное задание. (На яблоках изображены герои сказок).
Воспитатель: Ребята встаньте, пожалуйста, парами каждый в свою сказку. Вы из какой сказки? (Ребята срывают яблоки, выполняют задание, помогают друг другу).
Яблоня: Спасибо вам, ребята за помощь, вот вам страничка из волшебной книги. (Дети благодарят яблоньку).
Воспитатель: А сейчас, все вместе прочитаем стихотворение про следующего героя сказки.
Дети: В тёмном лесу есть избушка (дети шагают). Стоит задом наперёд (дети поворачиваются). В этой избушке есть старушка (грозят пальцем). Бабушка-Яга живёт (грозят пальцем другой руки). Нос крючком (показывают пальцем). Глаза большие (показывают). Словно угольки горят (покачивают головой). Ух, сердитая какая! (бег на месте). Дыбом волосы стоят (руки вверх).
Воспитатель: Про какого героя стихотворение? (Про Бабу-Ягу).
Воспитатель: Ребята, нам пора в путь, идём по дорожке. (Идем, на пути избушка на курьих ножках). Попробуйте вспомнить с какими словами герой в сказке обращается к избушке?
Дети: Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом. Встань по-старому, как мать поставила!
Воспитатель: И вот повернулась к нам избушка, глядит на нас старушка. (Появляется Баба Яга)
Баба Яга (София): Кто такие будете и зачем пришли? Зачем пожаловали?
Дети: за страничками!
Воспитатель: Погоди, погоди Баба Яга, что ж ты так гостей встречаешь? Помнишь как в сказке, сначала накорми-напои, да в баньке попарь, а потом и дело спрашивай, правда, ребята?
Баба Яга: Сначала испытать, вас надобно, как положено в сказке. Покажу вам предметы чудесные, волшебные, отгадайте из какой они сказки? (На столе волшебные предметы, дети выбирают предметы, называют из какой они сказки).
(Лук и стрела-«Царевна-лягушка», печка-«Гуси-лебеди», «По щучьему веленью», зеркальце-«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Серебряное блюдечко и золотое яблочко», яйцо-«Царевна-лягушка», «Курочка Ряба», козлёнок-«Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», дудочка «Пастушья дудочка», метла Бабы-Яги и т. д.)
Воспитатель: Ребята, как называются сказки, где происходит волшебство? (Волшебные).
Баба-Яга: Ладно, заслужили, вот вам страничка. А книгу не отдам.
Воспитатель: Почему же ты такая сердитая и злая?
Баба-Яга: Никто меня не любит, в гости не приглашают, а мне так одиноко.
Воспитатель: А ты с нами попляши. Повеселимся от души.
Баба-Яга: Так и быть повеселюсь. Я не куда не тороплюсь. Знайте Бабушку Ягу, я и доброй быть могу.
Танец Бабка Ёжка. (Баба-Яга отдаёт книгу)
Воспитатель: А теперь соберём все странички в книгу, посмотрим, что написано. «Доброму добрая память». Как вы понимаете название этой книги? Что всегда побеждает в сказках? (Добро). Назовите добрых героев сказок?
Дети: Иван-Царевич, Василиса Прекрасная, Илья Муромец, сестрица Алёнушка, животные помощники и т. д.
Воспитатель: Сделай добро и тебя помнить будут. А теперь в круг скорее становись. Крепко за руки держись. Раз, два, три, четыре, пять- вот и в садике опять.
На этом наше путешествие закончилось.