Гузяль Шарипова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Дикие животные весной»
▼ Скачать + Заказать документы
Шарипова Гузяль Раисовна
Конспект по развитию речи в старшей группе по теме :
"Дикие животные весной"
Программное содержание:
Образовательные: расширять и уточнять знания детей о весне, о жизни животных весной, их внешнем виде и образе жизни; закреплять в речи обобщающие понятия : "весна", "дикие животные"; формировать навыки связной речи у детей, умение составлять рассказы по опорным картинкам - схемам; совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в образовании существительных с суффиксом - ат, - ят (детёнышей животных); формировать интерес к поэтическому слову. Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, закличками, загадками). Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться; развивать мелкую моторику рук путём различных движений и упражнений.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Дикие животные весной“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Дикие животные весной
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательные: воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе: лесу и его обитателям (диким животным)
Словарная работа: линяют, линька.
Оборудование: иллюстрации, опорные картинки, конверт с письмом, набор карточек с картинками диких животных, мольберт, картина с изображением весеннего леса, картинки животных и птиц, макеты деревьев, карточки - пазлы, игрушечный медведь, мешочки с сюрпризом, ленточки для тропинок, клубок, магнитофон.
Ход НОД
1. Организационный момент.
Дети, какое сейчас время года? (Весна) Что происходит в природе весной? (Обобщаю) Показ слайдов.
К нам весна шагает быстрыми шагами
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины на полях видны
Видно очень тёплые ноги у весны.
И. Токмакова
2. Сюрпризный момент.
И вот в такой весенний денёк в нашей группе произошло необычное событие. Когда я утром вошла в группу, на столе лежал конверт, а в нём письмо. послушайте его.
"Ау.
Весело аукнула из лесу весна
Ей медведь откликнулся, проурчав со сна.
Поскакали зайки к ней, подлетел к ней грач,
Покатился ёжик к ней, как колючий мяч.
Всполошилась белочка, глядя из дупла,
Дождалась, пушистая, света и тепла!"
Я. Аграчева
"Дорогие дети, приглашаем вас к нам в гости, в лес. Дикие животные"
3. Игра "Четвёртый лишний"
А каких диких животных мы можем встретить в нашем лесу? Для того чтобы вспомнить животных, мы поиграем в игру "Четвёртый лишний".
- Кабан, кролик, лиса, белка. (кролик - домашнее животное)
- Заяц, волк, ёж, белый медведь. (белый медведь - дикое животное Севера)
- Олень, лось, бурый медведь, слон. (слон - дикое животное жарких стран).
Почему этих животных называют дикими? (Они сами заботятся о себе) Что происходит в жизни диких животных весной? (Пробуждаются, линяют, у них появляются детёныши).
Линька - это когда весной густая, тёплая шерсть сменяется на более лёгкую и редкую. А у некоторых животных меняется цвет шерсти.
4. Молодцы! Много знаете тогда в путь!
Собирайтесь скорее
В необычный поход.
Ждут вас тайны лесные,
Вдоль тропинка зовёт.
Только помните, что лес - это дом для птиц и животных, а мы в лесу гости, поэтому вести себя нужно хорошо, чтобы не напугать обитателей леса. В лес мы отправимся вот по этой тропинке.
В лес по сказочной тропинке
Попадём мы прямиком.
Но пройти её придётся
Нам, ребята, с клубком.
Дети встают друг за другом, идут за воспитателем. (Слышен шум леса, журчание ручья, щебет птиц) Произносим вместе: "Мы идём в весенний лес, полон он чудес". Вот мы и в лесу!
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
5. В какой лес мы пришли? (весенний, красивый, таинственный, чудесный, дремучий) Почему вы решили, что лес весенний? В лесу лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь вижу цветы. Может быть, это лето? (Дети доказывают что это весенний лес)
Ребята, а что дарит улыбку весне? (Солнце) Давайте, чтобы солнце грело нас больше, добавим ей лучики. Для того чтобы прикрепить лучик, мы должны назвать какое солнышко. (ласковое, доброе, милое, тёплое,.)
6. А по дороге в лес, мы услышали шум весеннего леса.
- Как шумели деревья в лесу? ш-ш-ш Какой это звук? (согласный)
- Как журчит речка? с-с-с Какой это звук? (согласный)
- Как завывает ветер? у-у-у Какой это звук? (гласный)
7. А вот и полянка. Посмотрите, кто же пригрелся на солнышке? Здесь заколдованы картинки. Давайте попробуем их расколдовать. (На полянке лежат конверты с разрезными картинка животных).
- Дети складывают картинки, чтобы получилось изображение животного.
-Хочется ли вам узнать у кого какая картинка?
8. Отгадывание загадок.
" В густом лесу под ёлкой, обсыпанный листвой, лежит клубок с иголками, колючий и живой" (Ёж) Кто это? Как догадались?
"Неуклюжий, косолапый, кто всю зиму сосёт лапу?" (Медведь)
Кто это? Как догадались? Что делает медведь весной?
"Хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе орешки я грызу". (Белка) Кто это? Как догадались?
"Я, сознаюсь, виновата, я хитра и плутовата, я в курятник вечерком часто бегаю тайком". (Лиса) Кто это? Как догадались?
"Кто зимой холодной бродит злой, голодный, серый, зубастый. По полям рыщет, телят да зайцев ищет?" (Волк) Кто это? Как догадались?
"Не барашек и не кот носит шубу круглый год. шуба серая для лета, для зимы другого цвета?" (Заяц) Кто это? Как догадались? А какая шуба у зайца для зимы? Почему белая?
Молодцы, все загадки отгадали. И мы теперь видим, кто пригласил нас в гости. Волк, ёж, медведь, заяц, лиса, белка - кто это? (Дикие животные)
9. Дидактическая игра "Какой? Какая?"
Хорошо с животными мы определились, а теперь назовём как можно больше слов, описывая каждого из жителей.
Волк (Какой) - злой, голодный, серый.
Медведь (какая) - большой, сильный, бурый.
Лиса (Какая7) - хитрая, осторожная, рыжая.
Заяц (Какой) - трусливый, маленький, серый.
Белка (Какая) - запасливая, юркая, пушистая.
10. Физкультминутка (Координация речи с движением)
Как легко дышится в весеннем лесу, давайте сделаем зарядку.
"У нас славная осанка, мы свели лопатки,
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята и как мишка косолапый,
И как серый волк - волчишко, и как заинька - трусишка.
Вот свернулся ёж в клубок, потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся, ёжик сладко потянулся".
Молодцы! Диким животным понравилось, как вы о них рассказывали, а теперь вспомним, кто из них, где живёт?
11. Дидактическая игра "Кто, где живёт?
- В дупле живёт. (белка)
-В логове живёт. (волк)
- Под кустом живёт. (заяц)
- Зимой в берлоге спит. (медведь)
- В норе живёт. (лиса)
- В хатке под водой. (бобр)
12. Дидактическая игра "Чей это хвост?"
У зайца хвост лисы - он (лисий)
У волка хвост зайца - он (заячий)
У белки хвост волка - он (волчий)
У лисы хвост медведя - он (медвежий)
У медведя хвост белки - он (беличий)
Молодцы дети, хорошо справились с заданием (собираю картинки)
13. Сюрпризный момент.
Ой, ребята! А что это такое? (Дети приподнимают ткань, заглядывают под неё и обнаруживают там игрушечного медведя лежащего на боку).
В лес давно весна пришла, а медведь до сих пор спит в своей берлоге! Давайте-ка разбудим его - расскажем закличку, который в старину весну зазывали.
Весна, Весна!
Приди, красна,
С ясным солнышком,
Колоколнышком,
Принеси урожай
В наш родимый край.
Медведь зашевелился! Ой, он говорит, что у него есть для вас подарки, а что за подарки - необходимо их отгадать на ощупь. В первом мешочке - набухшие почки. Если заварить их вместо чая, нет лучшего лекарства от простуды. В другом мешочке - земля. В эту землю мы посадим семена и вырастим рассаду цветов. Ну а содержимое третьего мешочка мы с вами определим на вкус. Закройте глаза, я угощу вас. Какое оно на вкус? Кислое? Твёрдое?
Сладкое! Мягкое! Это мёд.
Молодцы! Давайте поблагодарим медведя за чудесные подарки и отправимся в детский сад.
14. Итог.
Вот мы и в своей группе. Вам понравилось наше путешествие. У кого в гостях мы побывали? Кто дарит улыбку весне? Молодцы! Вы много знаете о жизни животных весной. Похлопайте себе.