МААМ-картинки

«Дикие животные». Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе

Светлана Разводова
«Дикие животные». Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи: вызывать интерес к окружающему миру; расширять знания детей о повадках диких животных, об особенностях их внешнего вида, приспособлении к среде обитания.

учить детей давать полные ответы на вопросы. обогащать словарный запас, развивать связную речь детей; развивать диалогическую речь.

Учить детей доброте, воспитывать в них смелость, жизнестойкость; вызывать активное сочувствие к тому, кто в нем нуждается (Незнайка).

Публикация «„Дикие животные“, Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе» размещена в разделах

Ход занятия

Воспитатель. Ребята! Вспомните, пожалуйста, какой-нибудь интересный случай из вашей жизни — страшный, смешной или необычный. Как вы думаете, какое у вас в это время было лицо? Попробуйте выбрать и показать его на этих картинках (пиктограммах).

Работы детей выставляются на наборное полотно.

Воспитатель. Что выты испытывали?

Радость, страх, удивление и т. д.

Воспитатель. Друзья мои! У меня есть один знакомый мальчик. Он часто говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!» Как вы думаете, чего он боится?

Ответы детей

Воспитатель. Да, может быть, он боится того, как гудит пылесос; как скрипит старая мебель; темноты; остаться дома один.

Ой! Вы слышите, кто-то плачет. Это Незнайка! Что случилось?

Незнайка. Ай-я-я-я-яй! Ой-ё-ё-ё-ёй! Я вчера с моими друзьями весь вечер играл на компьютере, слушал страшные сказки, а когда лег спать — увидел что-то в углу:

Что виднеется в углу

С черной тенью на полу?

Непонятное, немое,

Не пойму и сам какое,

Человек или предмет?

Ах, скорей зажгите свет!

Вдруг оно сейчас подскочит,

Утащить меня захочет?

Вдруг, издав ужасный стон,

Побежит за мной вдогон?

Схватит, стащит одеяло?

Свет зажгли — мне стыдно стало,

Я ошибся. Виноват.

Это — дедушкин халат!

У меня до сих пор ноги трясутся!

Воспитатель. Дети, как вы думаете, какие чувства испытал вчера Незнайка?

Ответы детей

Воспитатель. Незнайка, хочешь посмотреть на себя со стороны?

Незнайка. Да.

Воспитатель. Ребята! Попробуйте показать, изобразить Незнайку так: сначала как он забеспокоился, а потом как он испугался и в конце — как он сожалел о своем испуге.

Беспокойство: Щеки надуты, глаза прищурены, уголки рта опущены.

Испуг: Глаза вытаращены, рот открыт, дети хватаются руками за голову.

Сожаление: Брови подняты и сведены, плечи приподняты.

Незнайка. Какой я был, оказывается, смешной, когда мне было страшно.

Воспитатель. Незнайка, твой рассказ похож на стихотворения-страшилки, которые сочинил народ. Наши ребята тоже знают страшилки, хочешь их послушать?

Незнайка. Да.

Дети выразительно читают известные им страшилки.

Воспитатель. Для чего народ придумал эти страшилки?

Дети. Чтобы дети учились бороться со страхом.

Воспитатель. Давайте, ребятки, посоветуем Незнайке, как можно справиться с испугом и улучшить свое настроение.

Ответы детей

Воспитатель. Да Незнаичка, надо учиться бороться со страхом, а если уж очень страшно — можно посмотреть в окошко — там кругом люди, и тебя это успокоит; можно спать при свете; положить рядом с собой щенка; взять с собой в кровать фонарик. А если ты один дома — включи музыку, посмотри мультфильмы по телевизору или позвони другу. Можно вспомнить пословицы о смелости и часто их повторять.

Незнайка. А вы научите меня таким пословицам?

Первый ребенок. «Бояться волков — быть без грибков».

Второй ребенок. «На смелого собака лает, а трусливого кусает».

Третий ребенок. «Слезами горю не поможешь».

Четвертый ребенок. «Грозит мышь кошке, да издалека».

Пятый ребенок. «Смелость города берет».

Шестой ребенок. «У страха глаза велики».

Воспитатель. Правильно. А главное, надо постараться из страшного сделать смешное. Давайте поучимся этому, хотите?

Воспитатель. Вот вам листочки, кисточки и тушь. Сложите листочек пополам, разверните его, на одну из половинок поставьте тушью пятно-кляксу, сложите вместе две половинки, придавите ладонью и разверните. На что похоже получившееся изображение?

Дети. На Чудо-Юдо, Бабу-Ягу, страшный микроб, паука, кляксу.

Воспитатель. А теперь попробуйте эти страшилища превратить в веселые, смешные. Кто у вас получился?

Дети дорисовывают чудищам бантики, шарики, листочки, цветочки, смешные ушки, хвостики.

Незнайка. Вот здорово! Помогите мне, ребята, научиться быть смелым, как вы.

Дети. Чем же мы можем быть тебе полезными?

Незнайка. Я вчера был в лесу, грибы собирал. Вдруг слышу, что-то как бамкнет, кто-то как заухает и завоет. У-у-у! Страшно! Я так испугался, что убежал и свою корзинку потерял. Как теперь ее найти?

Воспитатель. Поможем Незнайке, поищем корзинку в лесу?

Дети. Да.

Воспитатель. Незнайка, ты только вчера был в лесу, какой он сейчас?

Незнайка. А вот отгадайте, к какой из картин подходит это стихотворение больше всего?

Выставляются репродукции: «Пейзаж. Лес» худ. С. Жуковский; «Золотая осень» худ. В. Поленов; «Октябрь» худ. Е. Волков.

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, желтый, золотой

Как хорош ты, лист цветной!

А ветер щеки толстые

Надул, надул,надул

И на деревья пестрые

Подул, подул, подул.

Красный, желтый, золотой

Облетел весь лист цветной!

Как обидно, как обидно,

Листьев нет

Лишь ветки видно.

Ответы детей

Воспитатель. Правильно это стихотворение подходит ко второй картинке. На ней много упавших разноцветных листьев. Верхушки деревьев качаются от ветра, начался настоящий листопад. На земле листьев больше, чем на деревьях.

Воспитатель убирает лишние картинки.

Воспитатель. Как бы вы назвали эту картину? Ответы детей

Воспитатель. Закройте глаза и представьте себя гуляющими по этому лесу.

Воспитатель расставляет макеты осенних деревьев.

Незнайка. А я боюсь потеряться!

Воспитатель. Опять ты боишься? В лесу часто люди не видят друг друга за деревьями и, чтобы не потеряться, перекликаются. Давайте попробуем и мы погулять и поаукаться.

Ay, ay, аукаем,

По полям, по лесам приаукиваем: Сколько нам грибов коробов Сколько в лесу комаров;

Сколько ягод лукошек

Сколько в поле мошек.

Ay, ay, аукаем!

Оглядитесь, нет ли здесь Незнайкиной корзинки?

Дети. Нет.

Воспитатель включает аудиозапись «Лесные звуки». Воспитатель. Какие звуки вы услышали?

Дети. Грустные, странные, непонятные.

Незнайка. Да, страшных звуков пока не было, а то бы и вы испугались и сразу убежали. Воспитатель. А мы сейчас это проверим. Предлагаю вам, ребята, поиграть в ожившие звуки.

Дети делятся на несколько групп, каждая из которых получает задание. Первая группа заходит за ширму и демонстрирует свою «звукозапись» ( при помощи разнообразных приемов: звукоподражание, извлечение шумов, звуков из настоящих предметов). Остальные дети в это время слушают и пытаются отгадать озвучиваемую те-му. Затем наступает очередь следующей группы.

Воспитатель. Угадайте, что это или кто это?

«Ветер дует»

Дети за ширмой шелестят сухими листочками и поют песенку ветра: В-в-в-в-в-в. Загадка:

. Вокруг носа вьется,

А в руки не дается

Ответы детей

«Стая волков»

Дети за ширмой «превращаются» в волков и воют: У-у-у-у-у-у. Загадка:

На овчарку он похож,

Что ни зуб - то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

Ответы детей

«Ночной гость»

Дети за ширмой «превращаются» в филинов, машут крыльями— руками и ухают: У-ху — у-ху — у-ху — у-ху — у-ху! Загадка:

Днем спит, ночью летает

И прохожих пугает.

Ответы детей

«Гроза»

Дети за ширмой берут в руки трещотки, крышки от кастрюль, гремят, стучат по сигналу воспитателя.

Загадка:

Вот по небу мчится конь

Из-под ног летит огонь.

Конь копытом бьет могучим

И раскалывает тучи.

Так он тяжело бежит,

Что внизу земля дрожит.

Ответы детей

Незнайка. Ой, ребята! Я грозы боюсь! Воспитатель. Не бойся!

Ты, гроза, грозись.

А мы друг за дружку держись!

Дети встают в круг, берут с собой Незнайку, руки кладут друг другу на плечи.

Воспитатель. Скажем так: «Одному страшно, а вместе - нет!»

Дети повторяют.

Воспитатель. Если гроза застанет тебя, когда ты будешь один, можно сказать такие

слова:

Гром гремучий,

Тресни тучи,

Дай дождя

С небесной кручи.

Вихрь, вихрь, не на меня,

А на злого старика!

Он в мышиной норе,

На медвежьей тропе!

Интересно, кого из лесных зверей мы здесь встретим?

Незнайка. Лесные звери плохие. Лиса кур таскает из деревень, волк овец крадет, Лось зимой, я где-то слышал, съедает больше 10 килограммов веток за день, медведь деревья в лесу ломает, даже ежик может больно иголками уколоть. Ладно, еще белки или зайцы, их я готов потерпеть.

Воспитатель. Что вы, ребята, можете Незнайке ответить?

Ответы детей

Воспитатель. Правильно ребята, в природе нет только полезных или только вредных животных. Все в природе взаимосвязано. Хищники уничтожают старых и больных животных, и тогда у молодых г сильных рождаются здоровые детеныши. Лесные звери красивые, и без них лес был бы пустым, заросшим и скучным.

Воспитатель. Мы смогли услышать только как кричит один лесной зверь — волк. А какие звуки издают другие лесные звери?

Дети.

Белка -цокает;

Медведь -ревет и рычит;

Волк - воет;

Заяц -верещит;

Лиса -тявкает;

Лось -трубит.

Воспитатель. А у ребят самые веселые звуки - это смех. Закройте глаза. Попробуйте

вспомнить что-нибудь очень смешное.

Воспитатель. Мы с вами так расшумелись, развеселились, что все лесные звери от нас попрятались. Оглядитесь вокруг, никого не видно. А, вот вижу чей-то силуэт. Угадайте, кто это.

Воспитатель за ширмой включает лампу и показывает силуэты зверей из теневого театра: белка, заяц, лось, лиса, волк, медведь. Звери как бы пробегают мимо ребят. После каждой фигурки детям задается вопрос: Кто это?», «Какой он (какая?».

Воспитатель. Какая белка?

Дети. Быстрая, пушистая, ловкая, проворная, шустрая.

Воспитатель. Какой заяц?

Дети. Быстрый, трусливый, косой, пушистый, короткохвостый.

Воспитатель. Какой лось?

Дети. Быстрый, рогатый, большой.

Воспитатель. Какая лиса?

Дети. Хитрая, изворотливая, смелая, хищная, рыжая.

Воспитатель. Какой волк?

Дети. Хищный, дикий, жадный, серый, зубастый, страшный, неутомимый.

Воспитатель. Какой медведь?

Дети. Сильный, неуклюжий, ленивый, большой, косолапый, мохнатый, угрюмый.

Воспитатель. Появились звери и пропали. Видно, кого-то испугались. Как лесные звери защищаются от своих врагов?

Дети. Заяц - быстро бегает, умеет петлять, путать свои следы, отбивается лапами, незаметная шубка помогает ему спрятаться. Белка - спасается бегством, прыгает с дерева на дерево, бьет лапками. Лиса- кусается, убегает от врагов, ловко прячется. Ежик - колется, сворачивается в клубок, выставляя свои иголки во все стороны. Волк - кусается, быстро бегает. Лось - копытами лягается, быстро бегает, учуяв опасность. Медведь - грызет зубами, давит лапами.

Воспитатель. Ребята! Незнайкиной корзинки здесь нет? Пойдем дальше по лесной тропинке.

Тропинка, тропинка,

Ты нас проводи,

Пойдем за тобою,

А ты впереди.

Дети двигаются змейкой за воспитателем, перешагивают через «хворост», высоко поднимая ноги, пролезают под «упавшим деревом».

Воспитатель. Смотрите, на тропинке узелок. (Воспитатель развязывает его.) Это скатерть-самобранка. Посмотрим, что в ней лежит?

Красит спозаранку

Солнце край небес.

Скатерть-самобранку

Расстилает лес.

Хватит угощенья

У него для всех:

Сладкие коренья,

Мед, грибы, орех.

Незнайка. Давайте орешки съедим!

Воспитатель. Кому в лесу орешки зимой пригодятся?

Ответы детей

Воспитатель. Правильно Белочке. Если мы их съедим, то белочке зимой будет голодно Давайте поможем белочке еще и грибов набрать.

Пальчиковая гимнастика «В лесу»

Воспитатель. Расскажите, ребятки, чем бы вы угостили, накормили лесных жителей? Выбирайте угощение, и, может быть, они нам покажут, где Незнайкина корзиночка лежит. Что едят лесные звери?

Дети. Медведь — мед, орехи, желуди, насекомых, муравьев. Ёж — ягоды, грибы, лесных грызунов, змей. Белка — орехи, грибы, желуди, насекомых, ягоды, семена сосновых и еловых шишек. Заяц — кору, ветки, листья. Волк — мелких грызунов и других животных. Лось - траву, ветки, кору, мухоморы. Лиса — мелких грызунов, птиц.

Незнайка разгребает листочки и находит под ними ежиков.

Незнайка. Ой! Какие ежики хорошие! Ну хотя бы с собой взять можно? Я буду их кормить, поить, мороженым угощу.

Дети. Может быть, можно? А потом назад отнесем? Ведь в зоопарке звери живут?

Воспитатель. Нет, ребята, диких зверей нельзя забирать из леса, потому что животное может погибнуть. Надо хорошенько знать, как за ним ухаживать, чем кормить. Лес — это их родной дом, а в родном доме всем живется лучше, чем на чужбине.

Впереди небольшое болотце, а за ним пенечки стоят рядочком. Надо нам болотце по кочкам перейти.

На полянку, за корзинкой

Трудный и опасный путь,

Ловко прыгай через кочки

И внимательнее будь.

Воспитатель рисует мелом кочки на полу.

Дети прыгают, с кочки на кочку, выходят на лесную полянку.

Воспитатель. Глазастые мои ребятки, оглядитесь, осмотритесь. Не здесь ли Незнайкина пропажа?

Воспитатель. И что за табличка, кто может прочитать?

Ребенок (читает). Школа.

Воспитатель. Здесь учатся зверята - детеныши лесных жителей. Назовите их.

Ловко прыгай через кочки И внимательнее будь.

Воспитатель рисует мелом кочки на полу.

Дети прыгают, с кочки на кочку, выходят на лесную полянку.

Воспитатель. Глазастые мои ребятки, оглядитесь, осмотритесь. Не здесь ли Незнайкина пропажа?

Дети. Нет.

Воспитатель. И что за табличка, кто может прочитать?

Ребенок (читает). Школа.

Воспитатель. Здесь учатся зверята — детеныши лесных жителей. Назовите их.

Дети. Это зайчата, лисята, волчата, медвежата, лосята, поросята, ежата, бельчата.

Воспитатель. Наверное, интересно в лесной школе поучиться? Не хотите ли вы в лесных зверей превратиться?

Ответы детей

Воспитатель. На одной ножке покрутись и в лесного детеныша ты превратись.

Дети вертятся на одной ножке, превращаются в лесных зверят — надевают их маски, рассаживаются на пенечки. Звенит колокольчик.

Воспитатель. Урок начинается. Называется он «Отгадайка».

Как-то вечером к медведю

На пирог пришли соседи:

Еж, барсук, енот, «косой»,

Волк с плутовкою лисой,

А медведь никак не мог

Разделить на всех пирог.

От труда медведь вспотел

Он считать ведь не умел!

Помоги ему скорей

Посчитай-ка всех зверей!

Незнайка вмешивается, делает ошибки. Дети его поправляют. Объясняют, как считали.

Ответы детей

Воспитатель. Сколько ушей у трех мышей?

- Сколько лап у двух медвежат?

- Какой был урок?

Правильно математика. Молодцы! Переменка. Сделаем разминку - звериную зарядку.

Физкультминутка «Звериная зарядка»

Воспитатель. Малыши-зверята! Вы хорошо знаете характеры и повадки лесных жителей. Поэтому вам будет легко придумать и закончить предложение: Злой, как.

- Хитрая, как.

- Неповоротливый, как.

- Трусливый, как.

Звенит колокольчик.

Воспитатель. Начинаем следующий урок. Попробуйте, ребята-зверята, объяснить, кому из людей подходят эти пословицы и почему так говорят:

«Крутится, как белка в колесе».

«Зайца в поле не угонишь».

«Рыщет, как голодный волк».

«У Лисы Патрикеевны ушки всегда на макушке».

«Два медведя в одной берлоге не живут».

Дети вместе с воспитателем выясняют, про каких людей можно так говорить.

Воспитатель. Уроки закончены! Кажется, дождик начинается. Бегите домой.

Воспитатель. Где ваш дом? Я буду спрашивать, а вы отвечайте. У зайчат дом.

- У лисят дом.

- У волчат дом.

- У медвежат дом.

- У бельчат дом.

У ежат дом.

Незнайка. А где моей корзиночки дом?

Воспитатель. Сейчас тоже, наверное, как у зайчика, -под кустом. Только пока мы ее не нашли. Куда же нам дальше пойти? Тропинка закончилась и начинается гущина, место, где много деревьев и трудно пройти. Вот и валежина лежит (воспитатель показывает детям, сучковатое бревно). Посмотрите, под этой елочкой кто-то лежит. Может, это лежка зайца?

Незнайка. Я в гущину-чащобу не пойду. Сейчас как дам стрекача - убегу быстро-быстро.

Воспитатель. Постой, Незнайка, один без друзей ты и вправду может пропасть, потеряться. И корзиночку мы тебе обещали найти. Потерпи еще немножко!

Кажется, валежник затрещал. Это медведь готовится к зиме. Он приготовил себе берлогу. Только хотел лечь и заснуть, как увидел такое, чего никогда не видел. И так медведь удивился и даже испугался, что забыл о спячке.

Воспитатель (достает корзиночку из-за ширмы). Ой! Это Незнайкина корзиночка. Медведь ее нашел и у себя в берлоге спрятал. А в корзиночке грибочки, да не простые, а печеные. Незнайка, это твоя корзинка?

Незнайка. Ага, моя. А грибочками я всех ребят угощу и спасибо скажу за помощь, за интересное путешествие.

Незнайка раздает грибочки детям. Все возвращаются из леса домой.

Публикации по теме:

Конспект коррекционно-развивающего занятия по теме «Дикие животные» для детей старшей группы с нарушениями зрения Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы с нарушениями зрения «Дикие животные».

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе по теме «Транспорт» Образовательные цели. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Транспорт. Дорожное движение». Учить их различать автомобили.

Конспект НОД по речевому развитию по теме «Дикие животные» в старшей логопедической группе Цель: формирование лексико– грамматических категорий и развитие речи у детей старшей логопедической группы по теме “Дикие животные”. Задачи:.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Дикие животные зимой» Конспект НОД в старшей группе по развитию речи на тему «Дикие животные зимой». Воспитатель Федоровская Оксана Петровна. Цель занятия: углубить.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей 5–6 лет «Дикие животные» Тема: «Животные» Цель занятия: развитие мышления, памяти, речи, графомоторных навыков, произвольности. Задачи: формирование умения узнавать.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Дикие животные Белгородской области» Муниципальное образовательное учреждение «МДОУ детский сад №31 с. Бессоновка» Конспект занятия по познавательному развитию На тему.

Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме «Дикие животные зимой» с использованием бурятского фольклора Приоритетная область ФГОС: развитие речи Задачи: Коррекционно-образовательные: - формировать у детей умение образовывать притяжательные.

НОД по познавательному развитию «Как дикие животные к зиме готовятся» в средней группе Конспект интегрированного занятия “Как дикие животные к зиме готовятся” Образовательные области: “Познавательное развитие”, “Речевое развитие”,.

НОД по познавательному развитию в старшей группе «Дикие животные зимой» Дикие животные зимой Цель:Уточнить,расширить и закрепить знания детей о диких животных и их детенышах, и о их жизни зимой,активизировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Дикие животные». Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе
Опубликовано: 9 февраля 2016 в 21:33
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Дикие животные». Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Разводова (УИ 344255) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД