Вера Михайловна Снегирева
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Дикие животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 16 «Машенька»
городского округа Тольятти
КОНСПЕКТ
совместной деятельности педагога и детей 6-7 лет (ООД)
по теме «Дикие животные»
Составили:
Ермакова Ж. В. воспитатель МБУ д/с № 16 «Машенька» г. о. Тольятти
Снегирева В. М. воспитатель МБУ д/с № 16 «Машенька» г. о. Тольятти
г. о. Тольятти
2015 год
КОНСПЕКТ
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Дикие животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
совместной деятельности педагога и детей 6-7 лет (ООД)
по теме «Дикие животные»
Возрастная группа : подготовительная к школе.
Виды интегрированной деятельности детей:
– познавательно-игровая деятельность,
– коммуникативно-познавательная деятельность,
– двигательно-игровая деятельность,
– коммуникативно-двигательная деятельность.
Содержание деятельности детей (дидактические единицы) :
– представления о внешнем виде диких животных, их повадках, пище;
– умения словообразования;
– умения подбирать прилагательные к существительному;
– умения подбирать к существительному слова в именительном и родительном падежах;
– умения составлять загадки-описания;
– умения составлять распространённые предложения.
Интегрированная форма: путешествие-рассуждение.
Задания для совместной деятельности детей
Задание
(действие и его содержание) Способ
предъявления задания Способ презентации детьми
результатов выполнения задания
Отгадайте названия животных, состоящих из двух слов. Словесный Устные ответы
Ответьте на вопросы о диких животных Словесный Ответы детей на вопросы
Возьмите картинки и расскажите о внешнем виде и повадках животных (д/игра «Скажи, какой, какая?»). Словесно-наглядный Описательные рассказы детей по картинке
Рассмотрите картинку, ответьте на вопросы.
Найдите ошибку и исправьте. (д/игра «Что неправильно нарисовал художник») Словесно-наглядный Ответы детей
Выполните физкультминутку «На водопой» Словесная инструкция Выполняют движения физминутки
Расскажите, что могут делать животные (д/игры «Слова – действия», «Кто, чем питается?»). Словесная инструкция Устные ответы
Поймайте мяч и назовите детеныша животного (д/игра с мячом «Кто у кого?»). Словесная инструкция Устный ответ. Выполняют движения
Переверните карточки и отгадайте слова. Словесная инструкция Выполняют задание.
Устный ответ
Рассмотрите картинку и придумайте историю (д/игра «Расскажи историю»). Словесно-наглядный
Индивидуальные рассказы, ответы детей
Составьте загадки-описания о животных. Словесная инструкция Составляют загадки-описания
Образовательные задачи.
ЗНАНИЯ
1.1 формировать у детей представления о внешнем виде диких животных;
1.2 упражнять детей в узнавании и назывании диких животных
1.3 формировать у детей представления о характерных повадках диких животных;
ОТНОШЕНИЯ
Посмотрите рекомендации и сформулируйте задачи правильно
2.1 воспитывать у детей гуманное отношение к животным;
2.2 развивать у детей представление о сезонных изменениях в жизни животных;
2.3формировать у детей умение действовать по правилам, слушать воспитателя и выполнять его инструкции.
ДЕЙСТВИЯ
3.1 формировать у детей умения классифицировать, сравнивать, обобщать;
3.2 развивать у детей умения отвечать на вопросы осмысленно, полным предложением;
3.3 развивать у детей монологическую форму речи;
3.4 упражнять детей в умении составлять загадки-описания.
3.5 развивать у детей речь с движением.
3.6 развивать у детей навык словообразования;
3.7 формировать у детей умение слушать друг друга;
3.8 развивать у детей умения отвечать на вопросы осмысленно, полным предложением;
Материалы и оборудование.
1. Стимульный материал:
– письмо из леса,
– приглашение к участию (устное).
2. Материалы для деятельности детей.
Материалы для представления заданий и результатов деятельности:
– маршрутный лист,
– магнитная доска для иллюстраций,
– дидактические игры (разрезные картинки,
– набор картинок для классификации.
Материальные средства для деятельности детей:
– иллюстрированный материал (предметные и сюжетные картинки)
– спортивный инвентарь (мяч).
3. Дидактический материал:
– серия картинок «Жизнь животных».
4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
– магнитная доска,
– магнитофон.
Конструктор совместной деятельности педагога и детей
Этап Деятельность педагога Деятельность детей
Мотивационно-целевой Предлагает рассмотреть конверт из леса с загадочными словами и отгадать название животных из непонятных слов. Внимательно слушают, отгадывают названия диких животных
Содержательно-деятельностный Проводит беседу, поощряет активность детей.
Показывает иллюстрации с изображением животных.
Раздает детям по одной картинке и предлагает рассказать о внешнем виде и повадках диких животных.
(дидактическая игра «Скажи, какой, какая»).
Предлагает рассмотреть картинки и определить, что неправильно нарисовал художник.
Организует подвижную игру «На водопой».
Предлагает рассказать, что могут делать животные (дидактическая игра «Слова – действия»).
Предлагает рассмотреть картинки и найти соответствующую картинку (дидактическая игра «Кто, чем питается?»).
Предлагает вернуть мяч и назвать детеныша животного (дидактическая игра с предметом «Кто у кого?»).
Объясняет алгоритм составления загадок-описаний о животных. Отвечают на вопросы, участвуют в беседе.
Рассматривают иллюстрации.
Становятся парами и рассказывают о повадках и внешнем виде животных.
Подбирают прилагательные.
Образовывают притяжательные прилагательные.
Участвуют в игре.
Образовывают слова – действия.
Выкладывают на магнитной доске соответствующую картинку.
Ловят мяч и называют детеныша.
Составляют загадки-описания.
Оценочно-рефлексивный Делает общий вывод о жизни животных. Предлагает детям высказаться о том, что нового они узнали, чему научились. Высказываются о том, что нового узнали, чему научились.
Методы и приемы.
1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей, их интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция) :
– Письмо из леса с загадочными словами.
Текст письма: «Здравствуйте ребята! Сможете ли вы отгадать мои загадки? Из названий каких животных получились эти слова: медволк, зайжик, белса, ливедь. Жду ваших ответов. Лесовичок.»
Ответы детей: Медволк – медведь, волк; зайжик – заяц, ежик; белса – белка, лиса; ливедь – лиса, медведь.
– Вводная беседа (актуализирующая имеющийся опыт детей)
Вопросы для беседы:
1. Как называются эти животные?
2. Почему это дикие животные?
– Создание ситуации успеха: дети превращаются в животных, хвалятся своим внешним видом и повадками.
– Создание проблемной ситуации: «Помогите исправить ошибки художника».
Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в деятельности:
– предвосхищающее поощрение: устное одобрение;
в вербальной форме: создание ситуации успеха, создание проблемной ситуации, предвосхищающее поощрение, постановка диагностической задачи.
в символической форме: демонстрация нового объекта, демонстрация игрового персонажа, предъявление требований к выполнению задания.
2. Методы организации и осуществления деятельности.
– словесные
Беседа о диких животных
Вопросы для беседы:
1. Как называются эти животные?
2. Почему их называют дикими?
3. Какие животные живут в лесах нашей местности?
Дидактическая словесная игра «Слова – действия»
Цель: формировать представления детей о внешних характерных признаках диких животных.
Содержание: дети превращаются в животных и хвалятся друг перед другом, что у них есть интересного во внешнем виде или повадках.
Текст физминутки «На водопой» (подвижная игра)
Как-то раз лесной тропой
Звери шли на водопой:
За мамой лосихой топал лосенок, (громко топают)
За мамой лисицей крался лисенок, (крадутся на носочках)
За мамой ежихой катился ежонок, (движения в полуприсяде)
За мамой медведицей шел медвежонок, (движения вперевалку)
За мамою белкой скакали бельчата, (движения прыжками)
За мамой зайчихой – косые зайчата, (прыгать, «ушки» из ладошек)
Волчица вела за собою волчат, (крадутся большими шагами)
Все мамы и дети напиться хотят. (поворачиваются в круг)
(встают на четвереньки и
делают лакательные движения)
– наглядные
Демонстрация иллюстраций диких животных
Показ способа действия – работа с алгоритмом составления загадок-описаний о животных
Загадки-описания о животных
Кто это? Это дикое животное. Он очень большой и имеет коричневый окрас. Тело покрыто густой длинной шерстью. Он рычит. Кушает все: ягоды, траву, рыбу, мясо, мед. Это хищник. Живет в лесу, далеко от людей. На зиму делает себе берлогу и спит всю зиму. Для людей важен его мех.
Кто это? Это дикое животное. Он небольшой. В зависимости от сезона меняет цвет шубки. У него длинные уши и маленький хвостик. Ест растительную пищу. Живет в лесу, прячась под кустик. Для людей важен мех и мясо.
Кто это? Это дикое животное. Среднего размера. Шерсть серого цвета. Он рычит и воет. Это хищник. Живет в лесу, далеко от людей. Дом этого животного – логово. Его называют санитаром леса. Питается мясом животных.
– аудиовизуальные (сочетание словесных и наглядных методов,
Дидактическая игра «Скажи, какой, какая?»
Цель: закреплять у детей навык образования притяжательных прилагательных.
Материал: маски животных.
Содержание. Воспитатель предлагает детям описать животное, отвечая на вопрос: «Какой (какая?». Дети выполняют задание и показывают животное.
Дидактическая настольно-печатная игра «Что неправильно нарисовал художник?»
Цель: развивать у детей мышление, память, зрительное внимание.
Материал: картинки животных.
Содержание: дети рассматривают картинку и называют, что неправильно нарисовал художник.
Дидактическая настольно-печатная игра «Кто, чем питается?»
Цель: закреплять представления детей о приспособлении животных к среде обитания.
Материал: картинки животных, растений, продуктов питания.
Содержание: дети выбирают картинку с изображением животного и подбирают картинки с изображением той пищей, которую это животное употребляет.
Дидактическая игра с предметом «Кто у кого?»
Цель: закрепить у детей представления о названии детенышей животных в единственном и множественном числе в именительном и косвенных падежах.
Материал: картинки диких животных и их детенышей.
Содержание: дети подбирают картинки и называют животных в разных падежах.
– практические
Подвижная игра «На водопой»
Цель: развивать у детей речь с движениями
Содержание: дети воспроизводят способы передвижения разных животных.
Методы контроля и самоконтроля:
– вербальная оценка результатов выполнения заданий: похвала, наведение на правильный ответ;
– взаимоконтроль: ребенок сравнивает свою работу с работой других детей;
– самопроверка с помощью нормирующих средств: сравнение с образцом;
– рефлексия деятельности: «Что нового узнали?», «Кого мы изображали?», «Во что играли?», «Что больше всего понравилось?».