Наталья Семенова
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Заюшкина избушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• Учить детей составлять рассказ, употреблять в речи сложноподчиненные предложения, обьяснять смысл пословицы.
• Закреплять умение детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных.
• Развивать словесно-логическое мышление и умение рассуждать.
• Воспитывать любовь к русским народным сказкам, желание делать добрые дела, умение выражать эмоциональное состояние героя сказки.
Активизация словаря: невелик, не велит, коварный. небосвод медленный мудрый зоркий
Предварительная работа:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в средней группе „Заюшкина избушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- «Заюшкина избушка». Сказка «Лиса и заяц»
- Темочки
• Рассказывание сказок «Колобок», «Теремок». «Заюшкина избушка»
• Чтение сказки «Цветик –семицветик» заучивание рефрена «Лети,летилеписток»
• Обыгрывание ситуации «Что спрятано в ларце»
• Рисование «Заяц серый»
• Аппликация «Зайчик под елкой»
• Изготовление макета «Цветик – семицветик»
Материал :
• макет «Цветик – семицветик»
• домик – макет избушки
• шапочки лисы и зайца
• свиток с заданиями
• ларчик
• «снежный комок» (папье- маше)
• Картина «Зимний день»
• Аудиозапись музыки П. И. Чайковского «Вальс цветов», песня Ю. Этнина «Дорога добра»
Ход занятия.
Воспитатель: -Дети какой у вас любимый праздник и почему? (Ответы детей.)
Воспитатель: - Я тоже люблю Новый год. Он такой загадочный радостный,веселый как сказка. А как можно оказаться в сказке? (Ответы детей.)
Воспитатель: - Какой прекрасный цветок появился у нас в группе. Давайте все вместе скажем: «Лети,лети лепесток…»
Звучит аудиозапись музыки П. И. Чайковского «Вальс цветов»
Воспитатель: - Открываем глазки. (Стоит избушка и сидит зайчик) Дети, а в какую сказку мы с вами попали? (Ответы детей.)
Воспитатель: - А какие вы знаете русские народные сказки в которых героем является зайчик? (Ответы детей.)
Воспитатель: - Зайчик, а почему ты такой грустный сидишь? (Рассказ зайчика)
Воспитатель:- Ребята, а как вы думаете почему лиса ушла из своего прекрасного, ледяного дома. (Рассуждения детей)
Воспитатель: - Надо зайчику помочь и выгнать лису из дома.
Дети: - Пошла лиса вон!
Лиса: - Не пойду!
Воспитатель:- Как же нам ее уговорить? (Ответы детей.)
Воспитатель: - Правильно ребята. Надо попросить вежливо и назвать лису ласково.
(Дети говорят ласковые слова) /
Лиса: Хорошо вы меня почти уговорили. Только вы должны помочь зайчику.
Воспитатель: - Мы готовы сделать доброе дело, а как мы сможем помочь зайчику?
Лиса: Я хочу пойти учиться в школу, а там нужно пройти тестирование. Помогите мне пройти тестирование и пусть зайчик живет в своем доме.
(Лиса передает свиток с заданиями)
Воспитатель: - И так первое задание дидактическая и речевая игра «Чей хвост?»
Лиса-лисий заяц-зайчий волк-волчий медведь –медвежий барсук – барсучий белка – беличий рысь – рысий корова – коровий собака – собачий мышь – мышиный кот - кошачий конь – конский слон - слоновый
Воспитатель: - Составь рассказ по пословице: «Мороз не велик, а стоять не велит». Дети, объясните смысл поговорки. (Ответы детей).
Воспитатель: - Давайте посмотрим второе задание. Нужно составить рассказ по картинке «Зимний день».
- Почему картина называется «зимний день»?
- Что изображено на картине?
- Кого вы видите на картине?
- Что делают дети?
- Что будет с этими детьми, если они не займуться делом?
Воспитатель: - Посмотрим третье задание д / игра «Живые синонимы». Игра проводиться в кругу с мячом.
1. Смелый, как лев.
2. Злой, как собака.
3. Беззаботный, как стрекоза, бабочка.
4. Трудолюбивый, как муравей, пчела.
5. Молниеносная, как змея.
6. Преданный, как пес.
7. Слепой, как крот.
8. Голосистый, как соловей.
9. Мудрый, как сова.
10. Горластый, как петух.
11. Назойливый, как муха.
12. Быстрый,как гепард.
13. Запасливый, как белка.
14. Зубастый, как крокодил, акула.
15. Голодный, как волк.
16. Зоркий, как сокол, орел.
17. Грязный, как свинья, поросенок.
18. Косолапый, как медведь.
19. Колючий, как ежик.
20. Хитрый, как лиса.
21. Трусливый, как заяц.
22. Упрямый, как осел.
23. Медлительный, как черепаха.
24. Щекастый, как хомяк.
25. Тихий, как мышь.
26. Сильный, как бык.
27. Бородатый, как козел.
28. Длинноногий, как цапля. Журавль.
29. Гримасничающий, как обезьянка.
30. Толстокожий, как носорог.
Воспитатель: - Четвертое задание «Волшебный ларец». Что может быть в этом ларце? Вы будите задавать мне вопросы, а я буду отвечать: «Да – нет».
Воспитатель: - Да, правильно, вы угадали это снежный ком. А какие положительные и отрицательные качества снега вы знаете? (Ответы детей).
Воспитатель: - Пятое задание пальчиковая игра.
«Раз, два, три, четыре, пять…»
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальцы)
Мы во двор пошли гулять (пальцами «идем по столу)
Бабу снежную лепили (имитация лепки)
Птичек крошками кормить («щепотки» тремя пальцами)
С горки мы потом катались (двумя руками волнообразные движения сверху вниз)
А еще в снегу валялись (пороты ладонями вверх- вниз на столе)
Все в снегу домой пришли (стряхиваем «снег» с головы и тела)
Съели суп («едим правой рукой»)
И спать легли. (ладони под щекой, глаза закрыть)
Воспитатель: - Шестое задание - Дидактическая игра «Слова рассыпались»
Ма-зи (зима)
Жин- сне – ка (снежинка)
Ро- моз (мороз)
Тель – ме (метель)
Суль – ка – со (сосулька)
Воспитатель: - Седьмое задание – Дидактическая игра «Закончи предложение»
• Мы не пошли гулять, потому что…
• Люди скользят и падают, потому что…
• Фонари зажигаются рано, потому что…
• Автобус не смог доехать до поселка, потому что…
• Зимой солнце редко появляется на небосклоне, потому что…
Лиса : - Молодцы, ребята все задания выполнили. Я ухожу, освобождаю домик для зайчика. Бедная я, несчастная, где теперь я буду жить?
Воспитатель: - Ребята. А давайте придумаем другой конец сказки. (Ответы детей)
Воспитатель: - Вот и сказочке – конец, а кто слушал – молодец. Нам пора возвращаться. «Лети, лети, леписток…». Вот ребята мы опять очутились в группе. Вам понравилось наше путешествие по сказке?