Светлана Голдырева
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «В гости к сказочнице Василисе»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: В гости к сказочнице Василисе
Цель: Воспитание любви и бережного отношения к культуре своего народа.
Задачи:
• Закрепление и обобщение знаний русских народных сказок и потешек.
• Знакомство с Петушком - как одним из ярких героев народного фольклора.
• Пробуждение и поддержание интереса к народным традициям.
• Вызвать у детей радость от повторения (проговаривания и подговаривания) знакомых потешек, колыбельных песен вместе с воспитателем.
• Способствовать формированию выразительной интонационной речи детей младшего дошкольного возраста.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в средней группе „В гости к сказочнице Василисе“» размещена в разделах
Категория обучающихся: средняя группа (дети 4 – 5 лет)
Оборудование и программное обеспечение: самовар, деревянная посуда, печка, русские платки, корзина с леденцами, народные костюмы, карусель с лентами, народная музыка: «Масленница», «Калинка», «Барыня», песня «Баю баюшки баю»; ПК, проектор, экран, презентация «В гости к сказочнице Василисе» выполненная в Power Point.
Предварительная работа: Чтение сказок «Заюшкина избушка», «Кот Петух, и Лиса». Просмотр спектакля по сказкам с использованием группового театра, обсуждение. Чтение потешек. Знакомство, разучивание и обыгрывание потешек. Создание филимоновского петушка на занятии по лепке и рисованию.
Выставка предметов народного, декоративно-прикладного искусства.
Организационный момент.
Дети заходят в музыкальный зал и их встречает Василиса в народном костюме. (Как фон звучит русская народная музыка в сопровождении народных инструментов.)
Василиса : «Наше солнышко встает,
Всех гулять оно зовет! Слайд 1
Вместе с солнышком встаю
Вместе с птицами пою!
Василиса : Здравствуйте ребятушки!
Я - сказочница Василиса. Люблю детушек потешить, да позабавить-повеселить! А вы любите сказки?
Дети: Да!
Василиса : Садитесь рядком, да поговорим ладком!
Хотите знать, гости дорогие, кто на дворе моем живет?
Отгадайте ка, ребятки, про кого эта загадка?
(Звучит народная музыка более веселого характера) Слайд 2
Вместе с солнышком встаёт,
Громко песенки поёт,
Вместо шапки - гребешок.
Кто же это? (Петушок)
Основная часть:
Василиса : Ребята, какие вы знаете сказки, в которых есть Петушок.
Дети: «Петушок и бобовое зернышко», «Кот, Петух и Лиса», «Заюшкина избушка».
Василиса : В гости вы ко мне пришли, сказки у меня нашли.
Поскорее, поспешите, что за сказочка скажите?
Слайд3
Ответы детей.
Василиса : Посмотрите на петушка. Он в избушке сидит и в окошко глядит. Что вы можете сказать про него? Какой у него характер?
Дети: Петушок никуда не выходит, сидит в домике. Лиса его обманула.
Василиса : Правильно, ребята, Петушок никуда не выходит, потому что боится лисы. Повадилась лиса ходить к петушку, хочет выманить его из домика. Какие слова лиса говорит?
Дети: Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
Василиса : А кто Петушка из беды выручает? Молодцы! Правильно вспомнили сказку.
Василиса : А теперь посмотрите, здесь живет другая сказочка Поскорее, поспешите, что за сказочка скажите?
. Дети: «Заюшкина избушка». Слайд 4
Василиса : Посмотрите, какой петушок нарядный. Назовите других героев этой сказки.
Дети: Лиса, собаки, медведь.
Василиса : Расскажите, какой петушок в этой сказке?
Дети. Смелый.
Василиса : Правильно ребята. Здесь петушок никого не боится, он смелый. Берегись с ним встречаться в лесу тот, кто слабых обижает.
Какие слова говорит петушок лисе?
Дети: Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посечи,
Слезай лиса вон с печи!
Василиса : Кто знает потешки про петушка?
Дети рассказывают :
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
Василиса : какие вы молодцы! А сейчас хочу узнать, как вы умеете играть. А игра называется «Скажи наоборот».
«Один петушок сильный, а другой. (слабый)
Этот петушок смелый (он лису не боится, а другой петушок. (трусливый)
Один петушок веселый, а другой. (грустный) .
Василиса : Молодцы! А сейчас, а сейчас зову на ярмарку всех вас.
Кто знает, что такое «Ярмарка»? Слайд 5
Ответы детей.
Василиса. На ярмарке продавались разные товары. Со всех городов и деревень приезжали на ярмарку люди. Товаров купить. На людей посмотреть и себя показать. Устраивали разные игры, да потехи. В одну такую игру мы сейчас поиграем. Называется она «Петушиные бои».
Василиса (объясняет правила игры).
Два ребенка прыгают на одной ножке, руки на поясе и слегка толкаются. По три раза сошлись, по три раза разошлись. Кто устоит - тот победит. А кто не устоит - народ честной повеселит!
Плакать запрещается,
Смеяться разрешается!
Василиса. Только мне нужны помощницы. (Выходят две девочки в русских сарафанах и читают потешку). Слайд 6
На улице - две курицы, с петухом дерутся.
Две девицы-красавицы смотрят и смеются!
Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Как нам жалко петуха!
(Дети начинают движение только тогда, когда звучит музыка (подбирается народная музыка оживленного характера.
На второй раз вызываются еще дети. Они не просто начинают игру, а в начале показывают, как петушки «петушатся» - двигаются относительно друг друга влево и вправо, отведя локти-крылышки в стороны и «грозно» смотрят друг другу в глаза).
Василиса (при этом рассказывает закличку) :
Слайд 7
Петушки распетушились, но подраться - не решились.
Если очень петушиться - можно перышек лишиться.
Если перышек лишиться - нечем будет петушиться!
Василиса : молодцы, понравилась ли вам моя забава?
А еще на ярмарке люди покупали сладкие леденцы-петушки и катались на карусели.
Слайд 8
(Василиса ставит на середину «карусель» с лентами.)
Приглашается ребенок-он будет держать карусель (Василиса придерживает сверху) .
Василиса :Выходи честной народ!
Наша ярмарка идет!
На ярмарке-карусели,
Народное веселье!
Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели.
А потом, а потом
Всё бегом, бегом, бегом…
(Дети встают вокруг карусели и берут в руки разноцветные ленточки. Звучит веселая песня (например - Барыня). Дети двигаются по кругу, приплясывая).
Музыка останавливается.
Тише, тише, не спешите
Карусель остановите.
Василиса (держит в руках солнышко, опускает сверху вниз со словами) : Солнышко уже садится,
Петушок наш спать ложится.
И вы присядьте поскорее,
Глазки закрывайте,
Песенку послушайте,
Немного отдыхайте.
Слайд 9
(Дети садятся на корточки, закрывают глаза и делают вид, что спят.
Звучит колыбельная песня - «Баю- баюшки- баю. Не ложися на краю».
Пока звучит песня, Василиса обходит детей, гладит каждого ребенка по голове и кладет на колени леденец-петушка на палочке).
Заключительная часть:
Василиса : Вам понравилось игра? А что понравилось больше всего?
Мне тоже очень понравилось с вами играть! Только мне уже пора, до свиданья, детвора!