Козлова Алена Николаевна
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Продолжить учить детей связно составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность;
2. Продолжить развивать связную речь и интонационную выразительность речи, тренировать в изменении силы голоса;
3. Формировать положительную школьную мотивацию у детей через создание игровой ситуации;
4. Воспитывать бережное отношение к животным.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе „Составление рассказа по картине „Лиса с лисятами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Предварительная работа: рассматривание картин с изображением диких животных, беседа о жизни и повадках лисы в разное время года, чтение русских народных сказок и рассказов о лисе, отгадывания загадок, прослушивание музыки: шум леса, голоса животных.
Демонстрационный материал: игрушка лиса, картина «Лиса с лисятами», картинный план, коробочка, колокольчик, книга сказок и рассказов (сделанная совместно с детьми, раскраски, указка, музыка: лисий голос, шум леса.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Раздается звук (музыка – лисий голос)
- Ой, ребята, кто это? (Лисенок) Как вы догадались?
- Верно! Что нужно сделать? (Поздороваться)
- Здравствуй, лисенок!
Л :Здравствуйте ребята
2. Основная часть
2.1. Предварительная беседа.
- А теперь давайте его рассмотрим! Опишите лисенка? Какая шерстка у него? (Мягкая, пушистая, рыжая).
- Какая мордочка? (Острая, узкая, вытянутая). Зачем ему такая мордочка? (Чтобы удобнее норки рыть или мышку искать)
- Какой хвост? (Длинный, мягкий, пушистый, красивый, рыжий с белым кончиком).
- Назовите его папу? (Лис) Маму? (Лиса) Как зовут детеныша? (Лисенок) А детенышей (Лисята)
- Лиса к каким животным относится? Почему? (Лиса – дикое животное, она живет самостоятельно, сама добывает еду, строит жилье, воспитывает потомство).
- Чем обычно занимается лиса? (Охотится, прыгает, бегает, играет, отдыхает, наблюдает, присматривается, принюхивается, прислушивается, строит и благоустраивает жилище, растит и воспитывает потомство, роет норы).
- За свою хитрость лиса стала главной героиней многих сказок и рассказов, назовите их («Колобок», «Лиса и волк», «Лиса и мышонок», «Лиса попрыгунья» и т. д.)
- А какими именами в сказках называют лису? (лисичка – сестричка, Лиса Алиса, Лиса Патрикеевна)
- Какой характер у лисы в сказках? (Хитрая, лживая, изворотливая, изобретательная).
- А в реальной жизни лиса - хитрая? (Она осторожна, изобретательна на охоте, хитрит, когда уходит от преследователей или охотится).
- Кого лиса боится, с кем враждует? (Волков и других хищных зверей, которые крупнее и сильнее ее, охотников).
В - Лисенок, почему ты такой грустный?
Лисенок «говорит»
- Я учился в лесной школе. Мне задали домашнее задание: составить рассказ про свою семью. Я весь урок вертелся, крутился, учителя не слушал и теперь не знаю, как справиться с этим заданием. Ребята, что будем делать? (Помогать)
- Тебе лисенок повезло, что ты попал к нам. Мы с ребятами любим придумывать сказки и составлять рассказы. Мы тебе покажем, как нужно сидеть за партой и заниматься на уроке и поможем составить рассказ. Правда, ребята? (Да)
Раздается звон колокольчика.
- Прозвенел звонок и смолк, начинается урок!
- Сели красиво, спинка прямая, руки «рамочкой»!
Дети рассаживаются за столы. Обращается внимание на осанку детей.
2.2. Рассматривание картины «Лиса с лисятами» и подготовка к рассказу.
- А что нам поможет, ребята, составить рассказ? (Картина и план)
- Правильно!
Показ картины и картинного плана.
- Ребята, давайте поиграем в игру «Кто самый внимательный?» и рассмотрим картину. Сделайте из пальцев обеих рук бинокли или подзорную трубу, приготовьте их к работе.
- Но сначала вспомним, из чего состоит рассказ? (Из названия картины, начала, середины и конца)
- Давайте придумаем название! Смотрим внимательно в бинокли. Кто изображен на этой картинке? (Лиса с лисятами.) Как бы вы ее назвали? (Лиса и лисята, Лисья семья и т. д.)
- Что будем рассказывать в начале рассказа? (Время года и где это произошло)
- Какое время года на картине? (Лето)
- Где происходит это событие? (В лесу, на полянке)
- Значит о чем мы будем рассказывать в начале нашего рассказа? (О лесной полянке летом)
- О чем здесь можно рассказать? (О Погоде, какой месяц, какое солнце, какой день (длинный, короткий, какого цвета деревья, какая трава, запах, чем занимаются животные и насекомые)
- О чем будем рассказывать в середине рассказа? (Время суток, кто изображен на картине, зачем они пришли, что делают, какое у них настроение)
- Какое время суток может быть? (Утро, день, полдень) Почему?
- Кто изображен на картине? (Лиса и два лисенка)
- Как вы думаете, зачем мама привела лисят на лесную поляну? (Поиграть, учиться ловить мышей)
- Посмотрите, что делает лиса? (Смотрит на мышонка, хочет поймать мышонка) Какое настроение у мамы?
- А что делают лисята? (Один лисенок наблюдает за мамой, как она охотиться, другой смотрит по сторонам.) Какое у них настроение?
- Как их еще можно назвать? (Щенками) Почему? (Они тявкают как собаки.)
- Чем они еще могут заниматься на полянке? (Играть, кувыркаться, шалить, прыгать, резвиться.)
- О чем будем рассказывать в конце рассказа? (Что будет с животными дальше)
- Правильно! Молодцы!
2.3. Физминутка.
- Теперь мы немного отдохнем и сделаем физминутку. Кто мне поможет?
Шла Лисичка на охоту, (шагаем на месте у своих парт)
Как на любимую работу.
То попрыгает кругом. (прыжки вокруг своей оси)
То посмотрит влево, (поворот влево)
То посмотрит вправо, (поворот вправо)
Влево – вправо, (поворот влево)
Влево – вправо… (поворот вправо)
Вот присела… Побежала… (приседание, встаём, бег на месте)
Ну, а мышка убежала…
Уф… Устала и упала (выдох, садимся на стул)
- Сели красиво, спинка прямая, руки «рамочкой»!
2.4. Рассказ по картине.
- Ребята, еще раз внимательно посмотрите на картину, на картинный план, подумайте и составьте свой рассказ!
Звучит музыка – шум леса.
- Кто готов рассказать свой рассказ поднимает руку!
– Молодцы, ребята! Все ваши рассказы я вечером запишу в нашу книгу.
2.5. Релаксация
- А сейчас давайте немного разомнемся и вспомним детенышей диких животных. Для этого надо встать, я буду начинать говорить предложение, а вы продолжать и показывать. Готовы? Слушайте внимательно.
Как- то раз осенним днем
Звери все пошли гулять гурьбой
За мамой волчицей топал…
За мамой лисицей крался…
За мамой ежихой катился…
За мамой медведицей шёл…
За мамой бельчихой скакал…
За мамой зайчихой прыгал…
Они долго гуляли и устали.
- Сели красиво, спинка прямая, руки «рамочкой»!
– Молодцы! На этом наш урок подошел к концу!
3. Итог
– Ребята, чем мы занимались на уроке?
- Чей рассказ понравился больше всего? Почему?
- Для кого мы показывали этот урок и зачем?
- Посмотрите, какое настроение стало у лисенка? (Веселое) Почему?
- Лисенок, теперь ты понял, как нужно вести себя на уроке? А как составлять рассказ?
Лисенок «кивает головой».
- В знак благодарности лисенок дарит вам раскраски с изображение лисы!
Картина «Лиса с лисятами»
У рассказа должно быть начало, середина и конец; эти части "дружат" между собой (модель "Круг", разделенный на три неравные части - зеленую (начало, красную (середина) и синюю (конец).