Валентина Бадрызлова
Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники «Заучивание стихотворения «Что такое День Победы?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи
в подготовительной группе
На тему: «Заучивание стихотворения А. Усачева «Что такое День Победы?» с помощью мнемотехники, мнемотаблиц».
Цель: формирование у детей интереса и потребности к заучиванию художественных произведений при помощи мнемотехники.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники „Заучивание стихотворения „Что такое День Победы?“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- День Победы. Конспекты занятий по развитию речи
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие
Программные задачи: Способствовать обогащению активного словаря, совершенствовать связную речь, формировать навыки выразительного чтения, понимания и восприятия образного языка.
Развивать память, внимание, образное, логическое мышление. Развивать интерес к литературным произведениям.
Воспитывать доброжелательное отношение к людям, умение работать коллективно.
Форма работы: фронтальная форма организации НОД
Технологии: технология развивающего обучения
Предварительная работа: беседы: “День Победы”, “Никто не забыт, ничто не забыто”. Чтение: стихотворение А. Усачева “Что такое День Победы? ”
Материалы и оборудование Старинный чемодан, письмо треугольник, пилотка, компас,бинокль, записка солдата, открытка, мнемотаблица на стихотворение «Что такое День Победы?» А. Усачев.
Ход НОД:
Оборудования для занятия:
Старинный чемодан, письмо треугольник, пилотка, компас,бинокль, записка солдата, открытка, мнемотаблица на стихотворение «Что такое День Победы?» А. Усачев (приложение 1).
Мотивационный этап:
Доброе утро, ребята.
Сегодня, подходя к детскому саду, я заметила на крыльце почтальона. Он ждал меня, чтобы передать для вас этот старинный чемодан. Мне невероятно интересно, что в чемодане, но я ждала встречи с вами, чтобы открыть его вместе.
Как вы думаете, насколько старинным может быть этот чемодан? И что в нем может находиться? (ответы детей)
Давайте вскроем его и посмотрим, насколько вы были правы.
Ориентировачный этап:
Ребята, здесь письмо. посмотрите какой необычной формы это письмо. Какой оно формы? ( ответы детей: треугольник)
А знаете ли вы когда появилась такая форма писем? ( ответы детей: на войне)
А знаете ли почему? (ответы детей)
До начала Великой Отечественной войны люди посылали друг другу письма в обычных прямоугольных конвертах с марками. Но после того, как на нашу страну напал враг, бумаги и конвертов стало не хватать. А на фронте их и вовсе было тяжело найти. Поэтому солдаты использовали для писем любые чистые листочки: из тетрадей, блокнотов, и даже писали домой весточки на полях газет. Но как же отослать письмо без конверта? На выручку пришла солдатская смекалка! Лист бумаги стал одновременно и письмом, и конвертом. Письмо писали на одной его стороне, а потом листок складывали треугольником так, чтобы текст оказался внутри. На внешней стороне получившегося конверта писали адрес, а марок не требовалось – письма с фронта и на фронт почта доставляла бесплатно. Дело в том, что треугольник – одна из самых «жёстких» и устойчивых геометрических фигур. Вот почему многие ваши поделки из бумаги – кораблики, самолётики и шапки – имеют треугольную форму. Потому и фронтовые письма были треугольными: благодаря такой форме они меньше мялись в дороге и не раскрывались во время транспортировки.
Ещё одним преимуществом треугольного письма было то, что его не надо было запечатывать. При сложении прямоугольного листа треугольником внизу оставался небольшой «хвостик». Его заправляли внутрь – и письмо оказывалось закрытым, но не запечатанным. Клей в окопе не найдёшь, да и заклеивать письма всё равно было бесполезно: их ещё должна была проверить военная цензура. Вдруг солдат в письме домой случайно раскроет место расположения своей части, а оно попадёт в руки врагу? Или, например, из дома напишут очень грустные новости, а воину никак нельзя расстраиваться перед боем. Такую информацию проверяющие замазывали чёрными чернилами.
Да это же настоящее фронтовое письмо, ребята! (Группа рассматривает письмо-треугольник)
Родные солдат очень ждали заветные треугольники. Ведь они означали, что их сын, муж и отец жив и где то воюет. В своих письмах солдаты писали о любви к близким и скорой победе, рисовали картинки для детей и обещали вернуться домой. А вот если почтальон приносил в дом письмо в обычном прямоугольном конверте с марками, женщины сразу начинали плакать. Потому что чаще всего так приходили официальные извещения о том, что солдат погиб или пропал без вести.
Доставляла письма с фронта и на фронт особая военно-полевая почта. Письма ехали в поездах, на грузовиках и телегах, летели на самолётах, добирались в осаждённые города на подводных лодках. Доставить их адресатам было очень важно — ведь эти треугольники дарили солдатам и их родным надежду на скорую встречу и мирную жизнь.
Что же еще есть в этом чемодане? (Воспитатель достает головной убор)
Ребята, знаете ли вы как называется этот головной убор? ( ответы детей: пилотка)
Правильно, пилотка.
Советская военная форма много раз видоизменялась. Удивительно, но реформы практически не коснулись пилоток. Они отличались лишь тканью и наличием кантов для высшего и рядового состава, хотя любой офицер всегда имел и второй головной убор – фуражку.
Кстати, немецкие головные уборы 30-х годов столетия были более пафосными: на фронтоне их вышивались трехцветная кокарда и орел.
Еще я вижу в чемодане компас.
Давайте вместе подумаем, для чего в этом чемодане мог оказаться компас? Кто и для чего его мог использовать? ( ответы детей: компас нужен, чтобы ориентироваться на местности).
Спасибо за ответы ребята, вы молодцы!
А что же это за предмет? ( ответы детей: бинокль).
Правильно- бинокль. Как вы думаете для чего он нужен? ( ответы детей: бинокль нужен для того, чтобы наблюдать издалека, из засады, за врагом)
Исполнительский этап :
Посмотрите ребята, еще в этом чемодане есть какая то записка, и открытка, но она пустая, а открытки обычно должны быть подписаны.
Наверное нам нужно прочитать записку? Как вы считаете? ( ответы детей: да, прочитаем)
«Дорогие ребята, пишет вам солдат Российской армии, я выслал вам этот чемодан, для того, чтобы напомнить о великой дате в этом майском месяце. О Празднике Великой Победы над фашистской Германией. Так же в этот чемодан я положил открытку, которую очень попрошу вас подписать. Но чтобы ее подписать, вам необходимо выучить стихотворение, согласно мнемотаблице, которая изображена в моем к вам обращении. Возлагаю на вас надежду, верю, что не подведете! Солдат Российской армии Иван Смирнов».
Ребята, думаю нам необходимо собраться и выполнить задание нашей Российской армии. Как вы считаете, справимся?
Мнемотаблица выводится на экране проектора, или доске, для всеобщего обозрения. (приложение 1)
Воспитатель читает стихотворение, дети слушают и рассматривают мнемотаблицу.
Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.
Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.
Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы Это значит – нет войны.
Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
После перекодирования символов в образы, осуществляется воспроизведение стихотворения с опорой на образы (символы, т. е происходит обработка метода запоминания.
Дети, приглашаются в полукруг и рассказывают стихотворение, с опорой на мнемотаблицу
Рефлексивный этап:
Дорогие ребята, совместно, мы отлично справились с заданием. Благодаря мнемотаблице, которую нам прислал солдат Иван, мы быстро смогли выучить стихотворение, которое обязательно впишем в открытку для ветеранов, подаривших нам мирное небо над головой.
Перспективный этап:
Сегодня вы научились работать с мнемотаблицей, и в дальнейшем на любое произведение вы сможете составить ее самостоятельно.