Лилия Потримайло
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Ранней весной в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Журавлик» г. Волгодонска
МБДОУ ДС «Журавлик» г. Волгодонска
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе
компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи
№ 8 «Букварик» МБДОУ ДС «Журавлик» г. Волгодонска.
«Ранней весной в лесу».
Воспитатель: Потримайло Л. В.
г. Волгодонск 2022г.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Ранней весной в лесу“» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Ранней весной в лесу»
Цель: Составление пересказа рассказа «Март» по Г. Скребитцкому с использованием мнемотаблицы.
Задачи:
Образовательные:
— обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе, совершенствование навыка пересказа, расширение, уточнение, словаря по теме «Ранняя весна» (весна, потепление, таяние снега, капель, проталины). Совершенствование навыка звукового анализа слов. Совершенствование навыка чтения.
Развивающие :
— развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, умение пересказывать рассказ с опорой на рисунки.
Воспитывающие:
— воспитание любви к природе, воспитание эмоционального отклика на произведения поэтов, писателей.
Предварительная работа.
Наблюдение за изменениями в природе на прогулке, за тем, как на солнце с крыш начинается капель, а вечером с крыш свисают сосульки; за тем, как снег вокруг стволов деревьев начал подтаивать; первыми проталинками. Рисование элементов. Разучивание стихов Ф. Тютчева, И. Бунина,
Е. Баратынского, А. Толстого. Разучивание пальчиковой гимнастики «Весна», «Дрозд-Дроздок». Слушание и обсуждение пьесы П. Чайковского «Март», «Подснежник»
Материал к занятию: ручей, конверты с заданиями, картинки, обруч, мягкий кубик, на сторонах которого наклеены большие белые точки (на двух сторонах по одной, на двух – по две, на двух – по три). Текст рассказа «Март», мнемотаблица, магнитно-маркерная доска, карточки и фишки для звукового анализа слова, смайлики.
Организационная часть.
Придумано кем-то просто и мудро – при встрече здороваться:
«Доброе утро!»
«Доброе утро!» солнцу и птицам.
«Доброе утро!» улыбчивым лицам.
У нас сегодня много гостей, давайте поприветствуем их.
Восп. : Я хочу загадать вам загадку:
Снег тает, день прибывает,
Когда это бывает?
Дети: Весной.
Восп. : Правильно, речь идёт о весне. Вот и наступила долгожданная весна. А кто нам назовёт весенние месяцы?
Дети: Март, апрель, май.
Восп. : Какой сейчас месяц? (март). Что можно сказать про месяц март.
Дети: Первый весенний месяц. Третий месяц в году.
Подвижная игра «ВЕСНА, ВЕСНА КРАСНАЯ!». Координация речи с движением. Развитие общих речевых навыков.
Весна, весна красная! (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью, (Идут в противоположную сторону
С великой милостью: по кругу.)
Со льном высоким, (Останавливаются, поднимают руки вверх,
встают на носочки, вдох.)
С корнем глубоким, (Приседают, опускают руки, выдох.)
С хлебами обильными. (Взявшись за руки, бегут по кругу.)
Конверт.
«Задерживаюсь. В лесу много дел.
Если хотите помочь, буду рада.
Задания оставила. Слова подсказки.
1. Ручей. 2. Поляна. 3. Солнышко.
4. Рассказ. 5. Дрозд. 6. Март.
Ваша весна».
Восп. Кто сможет повторить слова подсказки по порядку?
Ну, что ребята, поможем Весне?
Дети:
Восп. Для этого нам надо попасть в лес.
Завертелись, закружились и в лесу мы очутились.
Восп. Какое было первое слово-подсказка?
Дети: первое слово было ручей.
Восп. Ручей, он какой?
Дети: Ручей веселый, ручей быстрый, ручей журчащий, ручей шумный, ручей холодный, ручей голубой.
Восп. Ручей что делает?
Дети: Ручей журчит, ручей бурлит, ручей шумит, ручей бежит, ручей звенит, ручей поет.
1. Чтение предложений о весне. (Совершенствование навыка составления и чтения предложений).
Восп. В ручейке камушки, на которых задания. Геля и Тимофей возьмите голубые камушки с заданиями. Ребята, а вы остальные разберите.
1. Картинки. Называем слово на картинки, составляем с ним предложение.
2. Слова. Читаем слово, составляем с ним предложение.
Снег (снег чернеет, тает, становится серым, мороз,
птицы (птицы прилетают с юга, (Птицы весной звонкие, радостные, голосистые.)
солнце (ярко светит солнце, (пригревает, светит ярче,
ручей (побежал веселый ручей, (ручей бежит, журчит, течёт.)
подснежник (цветы) (На лесных полянках появляются первые подснежники)
медведь (медведь просыпается после зимней спячки и выходит из берлоги,
почки (Почки на деревьях набухают, лопаются, распускаются,
сосулька (сосулька тает на солнце, дерево,
небо (на синем небе пушистые облака,
природа (природа просыпается ото сна и радуется длинному дню, тёплому солнцу).
3. Конверты. Достаньте из конвертов слова и составьте из них предложения.
1. Наступила ранняя весна.
2. На снегу появились проталины.
Восп. С первым заданием Весны - справились.
2. «Умный кубик». (Совершенствование навыка слогового анализа и синтеза слов).
Восп. Какое было второе слово?
Дети: второе слово было поляна.
Восп. предлагает детям сесть на ковер, вокруг обруча. Берет мягкий кубик, на сторонах которого наклеены большие белые точки (на двух сторонах по одной, на двух – по две, на двух – по три).
Восп. Вы будете по очереди бросать кубик в обруч и назвать весеннее слово с таким количеством слогов, которое покажет кубик.
Дети по очереди бросают кубик и подбирают слова с заданным кол-м слогов.
1. Март. Один слог.
Май. Один слог.
Снег. Один слог.
Лист. Один слог.
2. Вес-на. Два слога.
Ру-чей. Два слога.
Не-бо. Два слога.
Поч-ка. Два слога.
Солн-це. Два слога.
3. Де-ре-во. Три слога.
Со-суль-ка. Три слога.
При-ро-да. Три слога.
Под-снеж-ник. Три слога.
Восп. Со вторым заданием Весны - справились.
3. «Солнышко».
Восп. Какое было третье слово?
Дети: третье слово было солнышко.
Восп. Ребята, возьмите обруч в руки и образуйте «Солнышко».
Солнце круглое как? Что…
Солнце круглое как? Что…
Солнце теплое как? Что…
Солнце веселое как? Кто …
Солнце ласковое как? Кто…
Восп. И с этим заданием Весны - справились.
Воспитатель: Ребята, весна очень красивое время года. Вся природа просыпается ото сна и радуется длинному дню, тёплому солнцу. Давайте присядем на стульчики, спину ровно я держу, за осанкой я слежу, ноги аккуратно поставили.
4. Пересказ рассказа «Март» по Г. Скребитскому с использованием мнемотаблицы. (Развитие связной речи, речевого слуха, памяти).
Восп. В русской литературе много произведений о весне.
Восп. : Я прочитаю вам рассказ Григория Скребицкого «Март».
Март – первый месяц весны. На земле ещё лежит снег, да и мороз иной раз ударит. Но посмотрите, как ослепительно светит солнце. Его свет густой, золотистый. Лучи солнца греют лицо, руки. И небо синее-синее, и по нему раскинулись пушистые облака. Начинается таяние снега. На буграх появляются первые проталины. В полях журчат ещё очень маленькие ручейки. Ручьи, проталины, первые кучерявые облака – это и есть самое начало весны.
Восп.
- О чём этот рассказ? (это рассказ о весне)
- С чего он начинается? Вспомните первое предложение рассказа. (Март – первый месяц весны.)
- Чем март похож на зиму? (На земле ещё лежит снег)
- А как вы понимаете выражения «мороз иной раз ударит»? (в марте бывают морозы)
- Что сказано о солнце в рассказе? (Солнце светит ослепительно. Его свет густой, золотистый. Лучи солнца греют лицо, руки.)
- Что значит «светит ослепительно»? (Светит ярко, слепит)
- Что сказано о небе и облаках? (небо синее-синее, и по нему раскинулись пушистые облака.)
- Пушистые, а как сказать по-другому? (пышные, кудрявые, кучерявые)
- Что начинается в марте? Что появляется на буграх? (В марте начинается таяние снега. На буграх появляются первые проталины)
- От какого слова образовалось слово «проталины»? (от слова таять)
- Что сказано в рассказе о ручейках? (Маленькие ручейки журчат в полях)
- Как сказать по-другому? Замените слово «журчат» на другое. (звенят, поют)
- Какие приметы говорят о начале весны? (Ручьи, проталины, первые кучерявые облака говорят о начале весны.)
Восп. Вы очень хорошо ответили на мои вопросы, а теперь послушайте рассказ ещё раз, потому что вы будете его пересказывать.
Восп. читает рассказ повторно и обращает внимание на мнемотаблицу.
Восп. Эта таблица поможет нам пересказывать. Но сначала…Чтобы ваши глаза были зоркими, давайте сделаем упражнение.
5. Гимнастика для глаз.
«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка).
Восп. Давайте рассмотрим таблицу. Какое предложение вам поможет вспомнить слово «Март» в первом квадрате и картинка «Весна» с цифрой 1 во втором квадрате.
Дети. Март – первый месяц весны.
Восп. посмотрите на третью картинку и вспомните следующее предложение, которое начинается со слова «Снег».
Дети. Снег еще лежит на земле.
Восп. Четвертая картинка поможет вам закончить это предложение.
Дети. Да и мороз иной раз ударит.
Восп. Посмотрите на следующую картинку и начинайте предложение со слов «но посмотрите».
Дети. Но посмотрите, как ослепительно светит солнце.
Восп. Какой свет у солнца? Посмотрите на следующий квадрат.
Дети. Его свет густой, золотистый.
Восп. Рассмотрите следующую картинку и продолжайте.
Дети. Лучи солнца греют лицо, руки.
Восп. Какое небо и что по нему раскинулось?
Дети. Небо синее-синее, и по нему раскинулись пушистые облака.
Восп. Рассмотрите 9-ю картинку. Что начинается весной?
Дети. Начинается таяние снега.
Восп. Рассмотрите картинки в нижнем ряду. Что появляется на буграх?
Дети. На буграх появляются первые проталины.
Восп. Что журчит в полях?
Дети. В полях журчат ещё очень маленькие ручейки.
Восп. Что мы считаем самым началом весны?
Дети. Ручьи, проталины, первые кучерявые облака – это и есть самое начало весны.
Восп. Отлично. Посмотрите еще раз на таблицу с картинками. Подумайте и начинайте пересказ.
После небольшой паузы двое детей по очереди пересказывают текст.
Восп. предлагает определить того, кто был лучшим рассказчиком.
6. Пальчиковая гимнастика «ДРОЗД-ДРОЗДОК».
Восп. предлагает детям пройти на ковер, встать в круг и сделать знакомые движения.
Дружок ты мой, дрозд, (Дети машут сложенными ладонями,
В крапинку хвост, как крыльями.)
Носик — остренький, (Загибают по одному пальчику на обеих руках,
Бочок — пестренький, начиная с большого.)
Перья — тонкие,
Песни — звонкие.
Весной распеваются,
Зимой забываются. (Снова машут сложенными накрест ладонями.)
7. Звуковой анализ слова «Март».
Дети встают возле магнитной доски
—Дети сами выкладывают слово «март» и делают звуковой анализ.
Индивидуальная работа: двое детей выкладывают самостоятельно, затем делают звуковой анализ слова март.
Восп. С чем ассоциируется у вас это слово? (название месяца, картины, песни музыкального произведения, рассказа)
Рефлексия:
— Кто написал письмо?
— Что было в письме?
— Кто автор рассказа?
- Чей пересказ понравился, кто более подробно передал содержание?
— Что, вы испытываете с приходом весны, с пробуждением природы?
— Дома вы можете рассказать рассказ своим родным.
- Вы сегодня справились с заданием.
— Мне очень понравилось, как вы правильно отвечали на вопросы, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого. Я очень вами довольна.
- Ребята, а сейчас оцените себя. У меня два смайлика – веселый и грустный.
— Когда будете показывать нам веселый смайлик – подумайте и скажите, что сегодня на занятии для вас было самым интересным, что вы узнали нового (показываю веселый смайлик, а грустный смайлик – что было для вас трудным? (показываю грустный смайлик).
-За ваши старания я приготовила вам записные книжки, куда вы можете записывать свои рассказы в картинках.