Вероника Щепалова
Конспект занятия по развитию речи «В гостях у сказки» с детьми старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи
«В гостях у сказки»
с детьми старшего возраста
Воспитатель группы №12
Никитенкова Любовь Васильевна
МБДОУ детский сад №114
с приоритетным осуществлением
художественно-эстетического
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „В гостях у сказки“ с детьми старшего возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
г. Н. Новгорода
Программное содержание
Образовательные задачи:
• совершенствовать монологическую речь;
• побуждать детей к драматизации отдельных эпизодов;
• способствовать активному участию в придумывании сказки, используя средства выразительности и знания об особенностях сюжета (зачин, окончание сказки, присказка и т. д.);
• побуждать детей ориентироваться на партнера;
• довести до сознания детей основную идею — зло и коварство, в конце концов будет наказано, а добро и дружба восторжествуют.
Развивающие задачи :
• развивать сюжет в логической последовательности, уметь его завершать;
• предложить детям подумать, какими характерными жестами, движениями, походкой, а также особенностями голоса, мимики, интонации можно передать индивидуальные особенности того или иного героя;
• развивать умения догадываться о значении незнакомого слова.
Воспитательные задачи:
• воспитывать желание говорить громко, правильно;
• обратить внимание на особенности русской речи — обороты, уменьшительно-ласкательную форму слов;
• воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
Методы и приемы
Методы:
1. Словесные
2. Игровые
3. Вопросы
Приемы:
1. Объяснение
2. Пояснение
3. Поощрение
4. Активизация словаря
5. Чтение художественной литературы
6. Художественное слово
7. Музыкальное сопровождение
Оборудование и материалы:
1. Магнитофон
2. Туфелька
3. Сладкий сироп
4. Конфеты, печенье
5. Избушка
6. Колобок
7. Маски зайца, волка, медведя, лисы
Материал для детей:
1. Картины, иллюстрации
Предварительная работа
1. Рассматривание иллюстраций
2. Развивающие вопросы
3. Чтение сказки «О рыбаке и рыбке», «Айболит», Конек-Горбунок», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Золушка», «Незнайка и его друзья», «Дюймовочка», «Винни Пух», «Малыш и Карлсон», «Кай и Герда».
4. Просмотр мультфильмов: «Чебурашка и крокодил Гена», «Маугли», «Айболит», «Аленький цветочек», «Князь Гвидон», «Колобок».
Словарная работа:
Ползти, ослабеваю, летательный аппарат, упомянул, барахлит, подзаправиться, «вещий каурка», сусек, стыть бы на окошке.
В ГОСТЯХ У СКАЗКИ
Цель: Совершенствовать монологическую речь. Учить детей придумывать сказки, используя средства выразительности и знания об особенностях сюжета: зачин, окончание сказки, присказка и т. д.
Учить детей ориентироваться на партнера, обращаться к нему с высказываниями — побуждениями.
Под негромкую, спокойную мелодию дети входят в зал и рассматривают картины, иллюстрации к знакомым зказкам.
Восп. : Вот прекрасная страна
Вся она чудес полна
Кого вы здесь увидели, узнали?
(Дети называют имена героев знакомых сказок)
Восп. : Вспомните, о ком говорится в следующих строчках
1. Долго у моря ждал я ответа.
Не дождался к старухе воротился.
(О рыбаке и рыбке)
2. «И горы встают у него на пути,
И он по горам начинает ползти».
(«Айболит»)
3. Все пустяк для дурака
Он садится на конька.
(«Конек-горбунок»)
4. Одеяло убежало,
Улетела простыня.
(«Мойдодыр»)
5. А бедная баба одна
И плачет и плачет она.
(«Федорино горе»)
(ответы детей)
Восп. : Молодцы, хорошо знаете эти произведения. А кто скажет, как начинаются сказки?
Дети: «В некотором царстве, в некотором государстве.»; «Жили-были дед да баба (старик со старухой)»; «Давным-давно.» За синим морями, за высокими горами.».
(раздается стук в дверь, входит принц с туфелькой в руках, подходит к девочкам и начинает примерять туфельку)
Восп. : Кто пожаловал к нам в гости, вы его узнали?
Дети: Это принц, он ищет Золушку.
Восп. : Прекрасный принц, мы узнали тебя. Оставайся с нами.
Принц: Не могу, я должен найти свою незнакомку. Пусть мне придется искать ее всю жизнь.
Восп. : Желаем тебе удачи (принц уходит).
А вы знаете, ребята, на ком или на чем совершали свои путешествия герои сказок :
Незнайка и его друзья
Дети: На воздушном шаре
В. : А лягушка-квакушка
Д. : На прутике
В. : Дюймовочка из норы крота в теплые края
Д. : На ласточке
В. : за медом Винни-Пух
Д. : На воздушном шарике
В. : А баба-яга
Д. : На метле
(похвалить детей)
Раздается стук в дверь. И показывается Карлсон. Он «летает» по залу.
Карлсон: Ну что смотришь (к ведущей).
Посадку давай, видишь ослабеваю.
(указать место, где остановиться)
Карлсон: Вы меня узнали? Я. я самый лучший в мире летательный аппарат, а зовут меня.
Дети: Карлсон.
Карлсон: Привет, девчонки и мальчишки, озорники и шалунишки!
Восп. : Что ты, Карлсон дети у нас хорошие, послушные и очень любознательные. Поздоровайся с ними как следует.
Карлсон: А я забыл как правильно здороваться.
Восп. : Как же нам тебе помочь, чтобы ты вспомнил?
Карлсон: Очень просто. Мне надо подкрепиться.
Восп. : Дети, что же любит Карлсон?
Дети: Конфеты, печенье, варенье.
(воспитатель угощает Карлсона конфетой и он кушает)
Карлсон: Здравствуйте, детки, славные конфетки, веселые, забавные, отличные, симпатичные, умнейшие, добрейшие.
Восп. : Как хорошо ты поздоровался с детьми!
Карлсон: А чем вы тут занимаетесь?
Дети: Сказки рассказываем.
Карлсон: Я очень люблю сказки. Я самый лучший сказочник в мире. Хотите расскажу?
Восп. и дети: С удовольствием послушаем.
Карлсон: … Лежал колобок на окошке.
Мышка бежала, хвостиком махнула, колобок упал и разбился, прибежали семеро козлят и всё до крошки съели.
Вы догадались, какую сказку я вам рассказал?
Восп. : Да ты же всё перепутал.
Дети, какие сказки упомянул Карлсон в своем пересказе?
(дети отвечают)
Карлсон: Я не виноват, это у меня что-то мотор барахлит, ему надо подзаправиться.
Восп. : Сладкий сироп подойдет?
(Подать ему стакан, Карлсон выпивает сироп и прыгает от радости)
- Теперь все в порядке?
Карлсон: Конечно, слушайте!
«Жили-были Дед Мороз со Снегурочкой и была у них внучка Красная Шапочка.»
Восп. : Ну. ничего ты не помнишь, опять все перепутал. Наверное, ты про своего лучшего друга забыл?
Карлсон: Как я могу его забыть, мы с ним так здорово шалили. Гуляли по крышам, пугали воров. Да вы его тоже знаете. Это.. .
Дети: Это Малыш.
Карлсон: Правильно, Малыш! А скажите, кто был другом крокодила Гены?
Дети: Чебурашка.
Карлсон: Винни Пуха?
Дети: Пятачок, Кролик, Ослик.
Карлсон: Маугли?
Дети: Багира, Балу, Каа.
Карлсон: Айболита?
Дети: Авва, Тянитолкай, Карузо
Карлсон: Герды?
Дети: Кай
Молодцы, давайте теперь споем песенку друзей. Это моя самая любимая.
(дети поют песню «Если с другом вышел в путь» муз. В. Шаинского сл. М. Пляцковского).
Восп. : Скажи нам, Карлсон, какие сказки ты больше любишь?
Карлсон: Те, в которых много колдовство и превращений.
Восп. : Тогда ты, наверно, знаешь, в кого превратился князь Гвидон.
Дети: В комара, муху, шмеля.
Карлсон: Великий людоед.
Дети: Во льва, мышонка.
Карлсон: Чудовище из сказки «Аленький цветочек»
Дети: В принца.
Карлсон: Братьев принцев.
Дети: В белых лебедей.
Карлсон: Вот какой я молодец, все знаю. Теперь я вас спрошу. С помощью чего в сказках начинались удивительные превращения?
Дети: С помощью волшебных слов.
Карлсон: А какие волшебные слова вы знаете?
Дети: «По щучьему велению, по моему хотению».
– Сивка-Бурка, вещий каурка!
Стань передо мной, как лист перед травой.
– Раз, два, три горшочек вари.
Карлсон: Молодцы! Вот теперь я вижу, что вы настоящие сказочные знатоки.
Предлагаю вам сказать такие волшебные слова «Сказка-сказка, отзовись, поскорей сюда явись»
Дети с закрытыми глазами повторяют «волшебные слова».
Открывается занавес и инсценируется сказка.
«КОЛОБОК»
Восп. Все девчонки и мальчишки.
Знаем, очень любят книжки.
Любят сказки, любят песни
А чтоб было интересней
Сказку новую покажем
И в стихах ее расскажем.
Все расселись?.. В добрый час
Начинаем наш рассказ.
(звучит музыка)
Появляется Дед да Баба
Восп. : Жил старик со своей старушкой. В маленькой лесной избушке. Попросил однажды дед:
Дед: Бабка испеки-ка на обед колобка румяного, вкусного. Раньше ты пекла искусно.
Баба: А из чего испечь-то, муки нет.
Дед: А ты по сусеку помети,
Муки и наберешь.
Вед. : Так и сделала бабка.
По сусеку намела, крылышком старушка
Горсти две муки нашла
Больше и не нужно
Соль добавила, песок.
Ложки две сметаны.
(бабка месит)
Баба: Славный вышел колобок
В печь его поставлю
А пока печется колобок, пойду в доме приберу, да и ты Дед, не сидел бы без дела.
(бабка уходит в домик)
Дед: И то правда пойду, помогу Бабке по хозяйству.
Бабка: Все я в доме приберу, приберу.
Колобок я испеку, испеку
Я полы подмету, вымою посуду.
Дед: И воды принести я не позабуду.
Дед: Как вкусно пахнет! Бабка, наверное, готов колобок.
Бабка: (вынимает колобок)
Славный вышел колобок
Пышный и румяный
Дед: ставь, бабка на стол
Бабка: Погоди-ка, Дед чуток,
Пусть остынет Колобок.
(кладет на окно)
А пока колобок остывает споем песню:
Как у наших у ворот
Как у наших у ворот
Ой-лю-ли у ворот
Ой-лю-ли у ворот
Комар музыку ведет
Комар музыку ведет
Ой-лю-ли, вот ведет
Ой-лю-ли, вот ведет
(бабка с дедом пляшут)
Бабка смотрит на окошко
Бабка: Ой, Дед, а колобок-то наш где?
Дед: И правда, где он, куда делся?
Пойдем его искать.
(хватается за голову)
Вед: Непоседе-колобку
Стыть бы на окошке
Но решил он: «Убегу, разомнусь немножко». Прыг с окошка — и в лесок покатился колобок. Вдруг наш шалунишка, повстречал зайчишку.
Заяц: Я полакомлюсь тобой
Я с утра не кушал.
Колобок: Что ты? Погоди косой!
Песенку послушай.
Поет: Колобок я, непоседа
Испекли меня для деда
на сметане я мешен
На окошке я стужен.
Я ушел от стариков
Прыг с окна — и был готов
Велика зайчишке честь
Колобок румяный съесть.
Вед. : Покатился по дороге, волку серому под ноги. Облизнулся серый волк,
в колобках он знает толк.
Волк: Я голодный серый волк,
как ты кстати, колобок!
Я голодный очень
Съемка я тебя дружок -
Буду сыт до ночи.
Колобок: Что ты, что ты, серый волк!
Ты меня не кушай,
Сядь — как лучше на пенек,
Песенку послушай
Поет:.. .
Обманул зайчишку славно
От тебя, волк, уйду подавно.
Волк: Вот так шустрый колобок.
Провести меня он смог (убегает).
Идет медведь.
Вед. : Вдруг навстречу сам Потапыч
Зарычал он, поднял лапу.
Медведь: Я медведь большой и строгий
Я живу в своей берлоге
Но доел я свой медок
Съел последний корешок
По лесу теперь брожу
Что поесть — не нахожу.
Увидел колобка.
– Подойди-ка колобок!
Я перекушу тобой чуток.
Колобок: Что ты, что ты, косолапый!
Опусти свою ты лапу
Лучше песенку мою
Ты послушай, я спою.
Поет:. .
убежал от зайца я
и от злого волка
и Потапыч от тебя
мне уйти недолго.
Медведь: Да, куда же, ты покатился?
Песню спел и прочь пустился.
Мне приятно было слушать.
Но сильней хочу я кушать.
Обманул меня, дружок.
Круглый, вкусный колобок.
(У-у-у рычит, уходит)
Лиса: Что за шум, что за рев в лесу
Что случилось не пойму?
Вед: Увидала колобка
И к нему издалека
двинулась навстречу
С ласковою речью.
Лиса: Как пригож ты, колобок,
Как румян да весел
Говорят, что ты дружок
знаешь много песен.
Колобок поет.
От Медведя я ушел
И от волка с зайцем,
И тебе, Лисе, за колобком
Тоже не угнаться.
Лиса: Обмануть его смогу
Ловко я возьмусь за дело
Он споет, а я смолчу
Допоет и проглочу.
Входит дед да бабка (лиса хватает колобка).
Бабка: Вот он милый колобок,
Ищем, ищем, сбились с ног.
Дед: Ты, Лиса, его не трогай
Ты ступай своей дорогой.
Бабка: Колобка сейчас спасем.
Вместе: Будем дружно жить втроем.
Лиса: Вы меня простите, вот ваш колобок, возьмите.
Убегает.
Конец