Любовь
Конспект НОД по развитию речи у детей среднего дошкольного возраста «Мы сказку сочинили сами»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для развития познавательно - речевой активности и совершенствование познавательно-исследовательской деятельности детей.
Задачи:
Обучающие:
· обучать приемам сочинения сказок и приему наоборот
· формировать умение грамотно строить предложения
· Систематизировать представления о жанре сказка
· Формировать опыт деятельности по исследованию объектов окружающего мира и экспериментированию с ним
Публикация «Конспект НОД по развитию речи у детей среднего дошкольного возраста „Мы сказку сочинили сами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Сочиняем сказку
- Темочки
· Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных; в подборе антонимов
Развивающие :
· Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения
· Развивать навыки фантазирования
· развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность и память, навыки балансирования.
Воспитательные:
· Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, творческое воображение
· развивать нравственные качества у детей - взаимовыручка, вежливость
Реализуемые образовательные области:
· Познавательное развитие
· Речевое развитие
· Социально-коммуникативное
· Физическое развитие
· Художественно-эстетическое
Оборудование:
Ноутбук, интерактивная доска SMART (Игра «Лиса и колобок», «Чей хвост»?, игрушка Кролик, волшебная палочка, волшебный клубок ниток, мяч, игрушки разной формы для опыта «катится-не катится», бобы, коробка-колобок для игры «накорми колобка», колобок из пластилина, колобок из глины, стол для экспериментирования с емкостью с водой, бросовый материал для переправы колобков, песочный стол, картинки для пересказа сказки «Колобок».
Проектирование:
1. Познавательно-исследовательская деятельность Наблюдение за свойствами глины и пластилина во время лепки (пластичные, мягкие)
2. Чтение сказки ” Колобок” и использование обыгрывания с настольным театром.
3. рассматривание иллюстраций о животных, повторение скороговорок.
4. Чтение сказок с использованием приемов сочинения сказок
5. Настольная игра «Сложи сказку», пазлы по сказкам, словесно – дидактическая игра «Кто тянул репку?», дидактическая игра по сказкам «Выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности», Игры с песочным столом «Песочный круг», «Узоры на песке»
Возраст : 4-5 лет
Ход деятельности
В: Ребята, я вчера вечером читала сказку своей дочке. Угадайте какую.
Появляется игрушка Кролик.
И: Я тоже умею сочинять сказки. Послушайте, снесла курочка яичко и бабушка сделала омлет.
В: Ребята, как вы думаете, эта сказка?
Д: Нет
И: Почему не сказка?
Д: Потому что в сказке все происходит не по правде. В сказке бывают чудеса.
В: Ребята правы. В сказке происходят необычные вещи, животные разговаривают, ведут себя как люди, появляются волшебные предметы.
Например, волшебная палочка.
Давайте сейчас немного поиграем в замри-отопри.
Тот, до кого я дотронусь палочкой должен замереть и не двигаться. Любой другой может расколдовать и оживить его – дотронувшись рукой.
Игра «Замри-отопри»
В: Ребята, помните, я вас просила угадать какую сказку мы читали с дочкой? Задавайте вопросы, я буду отвечать на них и подсказывать вам.
Дети угадывают сказку, задавая вопросы.
В: Правильно. Колобок. Эта наша самая любимая сказка. Обычно сказки хорошо закачиваются, а это грустно. Нам с дочкой так жалко Колобка, он был веселым. Поэтому мы любим придумывать другой конец к этой сказке, чтобы Колобок мог спастись. Ребята, хотите я вас научу так придумывать?
Д: Да
В: Но сначала давайте вспомним приключения Колобка.
Игра «Клубок сказок»
Ребята, я держу в руках волшебный клубок. Он превращает в сказочников тех, кто его держит в руках.
Чтобы нам было удобно играть, присядьте, пожалуйста в круг. Я буду говорить первые два-три предложения сказки. Затем покачу клубок кому то из вас и задам вопрос: что было дальше? К кому прикатится клубок - должен продолжить сказку с того места, где я остановилась и вернуть мне клубок.
(Воспитатель повторяет слова, сказанные ребенком и катит клубок следующему с вопросом: что было дальше? Игра продолжается до тех пор, пока не закончится сказка)
В: Давайте, пока не будем говорить о том, что Колобка съела лиса, а поиграем как будто Колобок от нее сбежал.
П/и «Колобок и лиса» (Под изображение на экране)
Колобок катиться (музыка веселая)– дети бегают и подпевают,
Появляется лиса (музыка громкая) – дети прячутся, садятся на стульчики.
И: В игре Колобок смог убежать и лиса его не съела. А почему в сказке лиса захотела съесть Колобка? Какой он был?
Д: Вкусный, румяный, аппетитный
И: Может быть свойства Колобка стоит изменить на противоположные? Если он станет не вкусным, не румяным, не аппетитным- лисе его съесть не захочется?
В: Правильно говоришь Кролик. А как Колобок может стать не вкусным?
Д: Посыпать солью, обвалять в муке, залезть в лужу, прокатиться через муравейник, сделать колючки (дети отвечают с помощью воспитателя)
В: Давайте поменяем свойства Колобка и сыграем в игру «Скажи наоборот»
Игра «Скажи наоборот»
В: Я бросаю мяч и называю слово, вам нужно поймать его и сказать слово наоборот (большой - маленький, веселый - грустный, добрый – злой, мягкий – твердый, ароматный – вонючий, аппетитный - неприятный, сладкий - горький, вкусный – не вкусный/безвкусный)
В: Вот если бы в сказке Колобок сделал так, как мы сказали, он смог бы укатиться от лисы?
Д: Да
И: А почему колобок катится? А если бы бабушка испекла бы квадратный колобок? (прямоугольный, как кирпичик хлеба; овальный как этот батон – показ игрушек).
Проведение опыта Катится/не катится
Каждый ребенок катит предмет разной формы, выясняем какой формы предметы могут катится
Д: Колобок катится потому что он круглой формы, предметы только круглой формы могут катится.
В: Все верно. Ребята, вспомним, новое приключение колобка. Он ушел от лисы и покатился по тропинке дальше.
В: Кого он мог встретить на своем пути?
Д: Разнообразные ответы детей
В: Посмотрите, как легко можно изменить сказку – добавить новых сказочных героев.
И: Колобок так долго катится. Мне кажется он проголодался.
В: Ребята, нужно накормить колобка
Дидактическая игра «Накорми колобка»
В: Ребята, бобы – это витамины, их нужно положить колобку в рот по одному.
Проговаривая стихотворение
Кушай, кушай Колобок,
Чтоб катиться дальше мог!
Дети поочередно выполняют задание: кладут бобы в прорезанное отверстие – рот. Проговаривают стихотворение:
Кушай, кушай Колобок,
Чтоб катиться дальше мог!
В: Колобок очень доволен и благодарен вам. Посмотрите кого встретил Колобок?
Воспитатель показывает двух колобков, сделанных из пластилина и глины.
В: Из чего сделаны эти колобки?
Д: Из пластилина и глины.
И: Колобок встретил новых друзей и они покатились по дорожке. И прикатились к «озеру» (стол для опытов с водой). Остановились, призадумались, что же им делать? Как на другой берег перебраться?
Опыт «Плавает-тонет»
Подбор материалов для «переправы» (линейки разной длины, губка, крышка и пр.) . Выводы: общие свойства глины и пластилина – тяжелые, тонут в воде ; отличия – пластилин в воде не намокает и не меняет своих свойств, водичка чистая ; глина в воде намокает, вода становится мутной, из размокшей глины лепить нельзя).
В: Спасибо, с вашей помощью колобки перебрались на другой берег. Ребята, пока мы путешествовали с колобками, посмотрите, что случилось. Хвосты животных убежали и спрятались от них. Поможем вернуть их на места?
Д: Да
Игра «Чей хвост»? (с помощью Smart board)
Отвечая на вопрос «Чей это хвост?» Вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? - волчий. А это чей такой хвост - маленький, пушистый, белый? – заячий… и т. д
Дидактическая игра «Настроение колобка»(с помощью песочного стола)
В: Ребята, вы такие отзывчивые, помогли всем животным, я горжусь вами. Вы знаете, я хочу, чтобы колобок никогда не грустил. Давайте подарим ему улыбку. Нарисуйте на песочном столе колобка, который улыбается, проговаривая стихотворение по ходу выполнения действий:
Улыбайся, Колобок,
Чтоб катиться дальше мог!
В: Как хорошо, когда все улыбаются, сразу появляется хорошее настроение
Ребята, давайте закончим сказку добрым концом? Давайте вспомним нашу новую сказку про Колобка. Дети раскладывают картинки по порядку и рассказывают содержание переделанной сказки.
В: Ребята, вам понравилась такая сказка?
Д: Да
В: Ребята, вы настоящие сказочники. Я хочу каждому подарить блокнотики, чтобы там вы рисовали свои новые сказки.