Папки-передвижки

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе «Дидактические игры со словами»

Ирина Петровна Попова
Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе «Дидактические игры со словами»

Тип занятия: интегрированное

Вид занятия: речевое

Форма проведения: фронтальная

Тема: «Дидактические игры со словами» (метод фокальных объектов)

Цель: Развитие у дошкольников умения переносить свойства с одного объекта на другой.

Задачи:

Публикация «Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе „Дидактические игры со словами“» размещена в разделах

Познавательное развитие: систематизировать представления дошкольников о свойствах объектов.

Речевое развитие: развивать умение подбирать прилагательное к существительному, правильно согласовывать их; активизировать словарь детей.

Социально-коммуникативное развитие: воспитывать чувство ответственности, желание сделать доброе дело.

Художественно эстетическое развитие: воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе.

Физическое развитие: способствовать становлению и обогащению двигательного опыта.

Словарная работа: Кубарик, справа, слева, щетка, гвоздь, признаки предмета.

Предварительная работа: дидактические игры с «волшебным» пояском «Чем больше, тем лучше» (придумывание самых разнообразных вопросов к картинке, «Угадай по функции»; составление рассказов об игрушках; рисование «Моя любимая игрушка».

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал: игрушка Кубарик, иллюстрации (щетка, арбуз, иголка, краски, ботинок, гвоздь, флажок).

Раздаточный материал: цветные карандаши, бумага для рисования.

Ход НОД:

I. Создание проблемной ситуации

- Ребята, посмотрите, к нам пришел наш друг Кубарик. Но почему-то он почему-то очень грустный. Спросите, чем он так огорчен?

Дети спрашивают: «Что случилось? Почему ты такой грустный?»

Игрушка Кубарик:

- Я пришел к вам в детский сад и увидел много игрушек. У вас есть и куклы, и машинки, и мячи, и много-много разных других игрушек. А мне вот нечем играть. У меня есть только эти картинки (плачет).

- Не огорчайся, Кубарик, наши ребята – настоящие выдумщики и фантазеры. Они что-нибудь придумают, и у тебя обязательно появится игрушка!

II. Основная часть

1. Дидактическая игра «Да – нетка»

- Ребята, давайте поиграем с картинками, которые принес Кубарик. Но сначала посмотрим, что на них изображено? (Щетка, арбуз, иголка, краски, ботинок, гвоздь, флажок).

- А теперь я загадаю один предмет из тех, что нарисованы на этих картинках, а вы попробуйте отгадать, какой именно предмет я загадала.

Ребята, посмотрите, Кубарик очень хочет отгадать первым. Ну что ж, Кубарик, давай поиграем сначала с тобой. Я загадала какой-то предмет. Отгадай его, задавая мне такие вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».

Игрушка Кубарик: Это краски?

- Нет.

Игрушка Кубарик: Это справа или слева от красок?

- Я не могу ответить на такой вопрос. Спроси иначе.

Игрушка Кубарик: Это справа от красок?

- Нет.

Игрушка Кубарик: Значит, это слева. Это арбуз?

- Нет.

Игрушка Кубарик: Это справа от арбуза?

- Да.

Игрушка Кубарик: Значит, это иголка!

- Да. Ты смог отгадать за пять вопросов. Может быть, ребята смогут быстрее?

- Игрушка Кубарик: Сейчас посмотрим!

(Игра проводится 2–3 раза).

2. Дидактическое упражнение «Назови признаки»

На доске 3–4 картинки с изображением предметов разных тематических групп. Например, гвоздь, щетка, арбуз…

- А теперь нужно назвать как можно больше признаков предметов. Давайте выясним, к какому из предметов получится подобрать больше всего признаков. Подсчитывать будем при помощи фишек.

- Арбуз какой? (Аналогично анализируем другие предметы).

3. Физминутка «Мальчики – девочки»

- На слово «Мальчики!» нужно руки поставить на пояс.

- На слово «Девочки!» – взяться за «юбочку».

(Слова: принцессы, дюймовочки, колобки, жадины, зазнайки, сони и др.).

4. Дидактическая игра «Придумываем необычные игрушки». Использование приема «метод фокальных объектов»

- Мальчики очень любят играть с машинками, а девочки с куклами. Давайте попробуем придумать такие машинки и куклы, которых еще никто никогда не видел, которых нигде никогда не было. Вначале будем придумывать про куклы (потому что мальчики девочкам всегда уступают, не так ли, а потом про машинки. Например, сладкая кукла, острая кукла, кукла с косточками; машинка со шнурками, круглая машинка, машинка с «ушком».

(Дети называют некоторые признаки предметов из дидактической игры «Назови признаки» и поочередно присоединяют их к названию игрушки).

- Какая кукла?

- Какая машинка?

- Молодцы, ребята! Вы постарались и придумали много новых и необычных игрушек.

8. Продуктивная деятельность «Самая интересная игрушка»

Рисование самой интересной машинки, самой интересной куклы (по вы-бору ребенка).

- Ребята, сейчас я предлагаю вам нарисовать ту придуманную игрушку, которая вам больше всего понравилась и которая, по вашему мнению, самая интересная.

Дети рисуют самую интересную игрушку.

III. Рефлексия

- Ребята, сегодня вы были настоящими фантазерами! Что интересного вы сегодня придумали?

- Как вы это сделали?

- Давайте подарим рисунки необычных машинок и кукол нашему другу Кубарику!

Кубарик благодарит детей за нарисованные игрушки.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группеДидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группе У нормально развивающегося ребенка развитие речи начинается рано. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается.

Дидактические игры с односложными словамиДидактические игры с односложными словами Одно из главных условий развития речи – непрерывность, поэтому важно не только регулярно заниматься со специалистом, и дома каждый день.

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие с кубиком по картинам» (по технологии ТРИЗ)Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие с кубиком по картинам» (по технологии ТРИЗ) Цель: закреплять умения составлять самостоятельно творческие рассказы по картинам (на основе использования технологии ТРИЗ). Задачи: Образовательные:.

Конспект игры-занятия по развитию речи с использованием имен-признаков «В гости к Маше» Цель: Создать условия для использования имён признаков и их значений в образовательной деятельности. Задачи: • Учить детей выделять имена.

Конспект интегрированного занятия с использованием технологии ТРИЗ «Спасти заколдованную Снегурочку»Конспект интегрированного занятия с использованием технологии ТРИЗ «Спасти заколдованную Снегурочку» Тема: «Спаси заколдованную Снегурочку» Цель: Развитие творческих способностей малышей в процессе игровой деятельности с помощью ТРИЗ-РТВ.

Конспект итоговой НОД «Зима» по познавательному развитию и математике с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе Тема: «Зима» с использованием технологии ТРИЗ, мнемотехники, здоровьесберегающих технологий. Цель: уточнить и систематизировать знания.

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» (подготовительная к школе.

Конспект НОД в старшей группе с использованием ТРИЗ — технологии «Путешествие в зимний лес» Образовательная область: «Речевое развитие» Цель: развивать речь детей, сформировать умение соотносить увиденный на картине зимний пейзаж.

Конспект занятия по развитию речи и речевому общению с использованием мнемотаблиц в старшей группе «В гостях у сказки» Задачи: Учить детей рассказывать сказку без помощи воспитателя с использованием мнемотаблиц и иллюстраций. Учить подбирать антонимы. Закрепить.

ООД по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ТРИЗ Тема: «Его величество - электричество»Образовательные задачи: Обучающие: • Обобщить и расширить представление детей о том, что такое электричество,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе «Дидактические игры со словами»
Опубликовано: 12 января 2020 в 14:40
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе «Дидактические игры со словами»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Петровна Попова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД