Ирина Петровна Попова
Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе «Дидактические игры со словами»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип занятия: интегрированное
Вид занятия: речевое
Форма проведения: фронтальная
Тема: «Дидактические игры со словами» (метод фокальных объектов)
Цель: Развитие у дошкольников умения переносить свойства с одного объекта на другой.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе „Дидактические игры со словами“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- ТРИЗ. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Познавательное развитие: систематизировать представления дошкольников о свойствах объектов.
Речевое развитие: развивать умение подбирать прилагательное к существительному, правильно согласовывать их; активизировать словарь детей.
Социально-коммуникативное развитие: воспитывать чувство ответственности, желание сделать доброе дело.
Художественно эстетическое развитие: воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе.
Физическое развитие: способствовать становлению и обогащению двигательного опыта.
Словарная работа: Кубарик, справа, слева, щетка, гвоздь, признаки предмета.
Предварительная работа: дидактические игры с «волшебным» пояском «Чем больше, тем лучше» (придумывание самых разнообразных вопросов к картинке, «Угадай по функции»; составление рассказов об игрушках; рисование «Моя любимая игрушка».
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: игрушка Кубарик, иллюстрации (щетка, арбуз, иголка, краски, ботинок, гвоздь, флажок).
Раздаточный материал: цветные карандаши, бумага для рисования.
Ход НОД:
I. Создание проблемной ситуации
- Ребята, посмотрите, к нам пришел наш друг Кубарик. Но почему-то он почему-то очень грустный. Спросите, чем он так огорчен?
Дети спрашивают: «Что случилось? Почему ты такой грустный?»
Игрушка Кубарик:
- Я пришел к вам в детский сад и увидел много игрушек. У вас есть и куклы, и машинки, и мячи, и много-много разных других игрушек. А мне вот нечем играть. У меня есть только эти картинки (плачет).
- Не огорчайся, Кубарик, наши ребята – настоящие выдумщики и фантазеры. Они что-нибудь придумают, и у тебя обязательно появится игрушка!
II. Основная часть
1. Дидактическая игра «Да – нетка»
- Ребята, давайте поиграем с картинками, которые принес Кубарик. Но сначала посмотрим, что на них изображено? (Щетка, арбуз, иголка, краски, ботинок, гвоздь, флажок).
- А теперь я загадаю один предмет из тех, что нарисованы на этих картинках, а вы попробуйте отгадать, какой именно предмет я загадала.
Ребята, посмотрите, Кубарик очень хочет отгадать первым. Ну что ж, Кубарик, давай поиграем сначала с тобой. Я загадала какой-то предмет. Отгадай его, задавая мне такие вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».
Игрушка Кубарик: Это краски?
- Нет.
Игрушка Кубарик: Это справа или слева от красок?
- Я не могу ответить на такой вопрос. Спроси иначе.
Игрушка Кубарик: Это справа от красок?
- Нет.
Игрушка Кубарик: Значит, это слева. Это арбуз?
- Нет.
Игрушка Кубарик: Это справа от арбуза?
- Да.
Игрушка Кубарик: Значит, это иголка!
- Да. Ты смог отгадать за пять вопросов. Может быть, ребята смогут быстрее?
- Игрушка Кубарик: Сейчас посмотрим!
(Игра проводится 2–3 раза).
2. Дидактическое упражнение «Назови признаки»
На доске 3–4 картинки с изображением предметов разных тематических групп. Например, гвоздь, щетка, арбуз…
- А теперь нужно назвать как можно больше признаков предметов. Давайте выясним, к какому из предметов получится подобрать больше всего признаков. Подсчитывать будем при помощи фишек.
- Арбуз какой? (Аналогично анализируем другие предметы).
3. Физминутка «Мальчики – девочки»
- На слово «Мальчики!» нужно руки поставить на пояс.
- На слово «Девочки!» – взяться за «юбочку».
(Слова: принцессы, дюймовочки, колобки, жадины, зазнайки, сони и др.).
4. Дидактическая игра «Придумываем необычные игрушки». Использование приема «метод фокальных объектов»
- Мальчики очень любят играть с машинками, а девочки с куклами. Давайте попробуем придумать такие машинки и куклы, которых еще никто никогда не видел, которых нигде никогда не было. Вначале будем придумывать про куклы (потому что мальчики девочкам всегда уступают, не так ли, а потом про машинки. Например, сладкая кукла, острая кукла, кукла с косточками; машинка со шнурками, круглая машинка, машинка с «ушком».
(Дети называют некоторые признаки предметов из дидактической игры «Назови признаки» и поочередно присоединяют их к названию игрушки).
- Какая кукла?
- Какая машинка?
- Молодцы, ребята! Вы постарались и придумали много новых и необычных игрушек.
8. Продуктивная деятельность «Самая интересная игрушка»
Рисование самой интересной машинки, самой интересной куклы (по вы-бору ребенка).
- Ребята, сейчас я предлагаю вам нарисовать ту придуманную игрушку, которая вам больше всего понравилась и которая, по вашему мнению, самая интересная.
Дети рисуют самую интересную игрушку.
III. Рефлексия
- Ребята, сегодня вы были настоящими фантазерами! Что интересного вы сегодня придумали?
- Как вы это сделали?
- Давайте подарим рисунки необычных машинок и кукол нашему другу Кубарику!
Кубарик благодарит детей за нарисованные игрушки.