Маргарита Безуглова
Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в средней группе «Веселый двор»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель:
- закреплять навык строить полные и чёткие предложения при ответе на вопрос.
- развивать связную речь, слуховое внимание, фонематическое восприятие, мышление, память, мелкую моторику;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в средней группе „Веселый двор“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- развивать диалогическую речь, речевое дыхание;
- закреплять образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
Задачи:
- расширить и углубить представления детей о домашних птицах (характерные признаки, повадки, особенности);
- учить понимать смысл фольклорных форм;
- формировать умение слушать и понимать услышанное, учить и понимать выученное. Выразительно рассказывать и понимать рассказанное.
- развивать эмоциональную сферу, любознательность;
- прививать интерес к художественной литературе, к народному творчеству, желание приобщаться к нему;
- формировать навыки сотрудничества, умение работать в коллективе.
Приемы руководства деятельностью детей:
1. Приё м мотивации деятельности детей: игровая ситуация.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: дидактические игры, задачи на логическое мышление.
3. Приемы организации практической деятельности детей: беседа, опытно-эксперементальная деятельность, показ, объяснение.
Материал: аудио оборудование, костюм хозяюшки (передник, картинки домашней птицы (папа, мама) и их птенцов, круги Луллия, петушки с хвостиками из перьев (для дыхательного упражнения, перья домашней птицы, контейнер с водой, Коврик для игры «Карусель», проектор, Кукла Катя, фигурки цыпленка, петуха и курицы, интерактивная карточка петуха, планшет, колокольчик
Предварительная работа: разучивание стихов, пословиц, чистоговорок, рассматривание схем, составление рассказов по мнемотаблицам, чтение художественной литературы, складывание разрезных картинок, разучивание пальчиковых гимнастик, отгадывание загадок и ребусов.
Индивидуальная работа: следить за правильным произношением слов, построением предложений, формирование правильного речевого выдоха.
Активизация и обогащение словаря: птичница, хозяюшка, птичий двор, схема, опыт (эксперимент, селезень.
Ход НОД:
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева –друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- К нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
-Это не все гости, еще к нам пришла кукла Катя, ей и ее другу нужна ваша помощь! Послушайте, что случилось!
Однажды, Катя во время прогулки услышала, как кто-то жалобно пищит! Катя пошла на звук и нашла цыпленка! Он замерз, устал и очень хотел есть! А еще он все время плакал! Оказалось, что он ослушался родителей, ушел далеко от дома и потерялся. Катя решила ему помочь, но тоже не смогла найти его дом. Тогда она забрала его к себе домой, накормила, напоила, но цыпленок все-равно грустил.
-Как вы думаете, почему?
-Конечно, он скучал по родителям.
- А кто его родители?
-Правильно, мама-курица, папа-петух.
-И тогда Катя решила обратиться к вам за помощью.
-Поможем, ребята?
-Как вы думаете, где нужно искать родителей цыпленка Пи?
-Правильно, нам нужно отправиться на птичий двор.
На птичий двор, чтобы попасть,
Всем сначала надо встать.
Хлопнуть, топнуть и нагнуться,
Вновь подняться, улыбнуться,
Тихо сесть, глаза закрыть,
Обо всём на миг забыть,
Дружно всем сказать слова:
«Здравствуй, птицы и игра». (Дети выполняют движения в соответствии со словами, появляется видео птичьего двора).
Вот мы и попали на птичий двор, а теперь, ребята, присаживайтесь на подушки.
Основная часть:
-Скажите еще раз, кто живет на птичьем дворе? Отвечайте полным предложением и четко проговаривайте все звуки. (На птичьем дворе живут домашние птицы.)
- А кто заботится о домашней птице? (О домашней птице заботится человек, хозяин, хозяюшка, птичница).
- Правильно! Вокруг себя я повернусь и в птичницу превращусь. (Воспитатель одевает передник и превращается в хозяюшку).
Хозяюшка:
- Кормлю я деток птичьих,
Смешных и симпатичных.
Я знаю, что цыплятам,
Утятам и гусятам
Нужна не просто птичница,
А птичница – отличница!
- Здравствуйте, дети! Много мне приходится трудиться. Скажите, а вы знаете, как нужно заботиться о домашних птицах? (Птиц нужно кормить, поить, содержать в тепле, чистить клетки).
- Для чего люди разводят птиц? (Люди разводят птиц, чтобы получить мясо, яйца, перья, пух).
Хозяюшка:
- Рано – рано я встаю, а раньше меня встаёт мой дружок. Кто он?
Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами,
Не сторож,
А всех будит. (Петух)
-А теперь проверим, правильно ли вы отгадали, если верно, то картинка оживет. … .Какой он красивый, гордый. Попробуем его описать с помощью веселой игры «Карусель» (коврик с мнемокарточками)
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы играть.
Ели-ели, ели-ели
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом-бегом.
Тише, тише не спешите
Карусель остановите.
Раз, два, три, четыре, пять
Рассказ мы будем составлять.
У кого знак вопроса
Тому рассказ и начинать.
(Дети описывают петушка, используя мнемокарточки, выделяя характерные признаки.)
Дыхательная гимнастика.
Хозяюшка:
- Давайте поиграем, встаньте. У вас на столах есть петушки, возьмите их. Мы подуем на пёрышки правильно, не надувая щёк, не опуская плечи, и сил у нас прибавится (дуют 3-4 раза).
Молодцы! Посмотрите, кто идёт!
Носик лопаткой,
Красные лапки,
Плавает, ныряет,
Крякать обожает! (Селезень, обратить внимание на окрас) (на доске изображение селезня).
-Селезнь в воде купался и сухим остался. А почему? (Потому что перья смазаны жиром).
Игра – опыт «Тонет – не тонет».
Хозяюшка:
- Тело гуся и утки выделяет жир. Птицы смазывают им перья при помощи клюва. Вода не может намочить перья, и птицы держатся свободно на воде. Давайте проверим это! Подойдите, дети. Возьмите перья. Опускаем перья в воду. Посмотрите, что получилось. Перо плывёт. Оно сухое и не тонет. Не зря говорят в народе: «Как с гуся вода».
- Молодцы! Проходите на свои места.
Игра с кругами Луллия
Хозяюшка:
- Ой, я слышу, как мои птицы расшумелись.
Помогите малышам: Потеряли дети мам.
Без родителей одни. Попадут в беду они.
Помогите малышам!
Поскорей найдите мам!
Шею вытянул гусёнок,
озирается спросонок.
Еле – еле соню сына под крыльцом нашла… (Гусыня)
А кто у гусёнка папа? Дети:
- У гусёнка папа гусь.
А теперь нужно на столе найти гусыню, гусёнка и гуся
- Что стряслось у индюшат?
Почему они спешат?
У сарая, за кадушкой,
Червяка нашла … (Индюшка)
А кто у индюшонка папа?
Дети:
- У индюшонка папа индюк.
(находят индюшку, индюшонка и индюка)
-Эй, утята, вы куда?
Здесь собачья будка!
Ждёт вас около пруда ваша мама … (Утка)
- А кто у утёнка папа?
Дети:
- У утёнка папа селезень. (Дети находят утку, утёнка и селезня)
-Ну-ка марш назад цыплятки!
Залезать нельзя на грядки!
Ищет вас, волнуется ваша мама … (Курица)
А кто у цыплёнка папа?
Дети:
- У цыплёнка папа петух. (Дети ищут курицу, цыплёнка и петуха)
Молодцы! Помогли цыпленку и другим птенцам! Они нашли своих родителей. (аудиозапись шум голосов птиц).
Итог.
Кукла Катя и цыпленок Пи вам очень благодарны за помощь, и дарят эмблемы. Но это эмблемы не простые, если навести на них камеру телефона, то они оживут с помощью специального приложения. Их вы можете оживить и дома.
Хозяюшка:
- Нашей истории – конец, а кто в ней участвовал молодец! Вокруг себя я повернусь и в воспитательницу превращусь. (Хозяюшка снимает передник). Воспитатель:
-Ребята, кому понравилось наше путешествие, возьмите голубое яичко, а если у вас что-то не получилось, или возникли какие-то трудности, возьмите голубое яичко.
-Что вам больше всего понравилось?