Марина Борсякова
Конспект НОД по развитию речи «Дорога ложка к обеду»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: стимулировать речевую активность детей через использование малых фольклорных форм.
Задачи:
1. Учить детей использовать в речи малые фольклорные формы: пословицы, поговорки, загадки, потешки, прибаутки, частушки.
2. Познакомить детей с историей возникновения ложки.
3. Развивать связную и грамматически правильную речь в ненавязчивой форме.
4. Развивать интерес к культуре своего народа.
5. Активизировать познавательную активность, обогащать словарный запас.
6. Воспитывать уважительное отношение к истории своего народа.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Темочки
Ход непосредственно образовательной деятельности
Дети входят в группу под музыку «Ах в сени мои сени». ( В группе оформлен уголок русской избы: печь, корзины, чугун, самовар, стол с расписной деревянной посудой).
Воспитатель:
- Ребята, у нас сегодня гостей полная горница. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются с гостями).
Стук за печкой.
Воспитатель:
- Ой, откуда этот стук? Кто бы там мог быть? (Заглядывает за печку, достает валенок). – Да здесь вот что!
- Чей, ребята, это домик?
- Ребята, кто-то к нам пришел, а сам не показывается? Давайте его поприветствуем и позовём в гости.
Дети:
- Здравствуйте, милости просим в наш дом.
- Здравствуй, гость дорогой!
- Гость на двор, хозяйке радость.
- Хорошему гостю хозяин рад.
- Красному гостю – красное место. (А как в поняли эту поговорку)
- Для дорогого гостя и ворота настежь. (А как вы эту пословицу понимаете)
- Милости просим, гостите – пожалуйте.
Воспитатель достает из-за печки игрушку Домовенка Кузю.
Воспитатель:
Кузька стеснительный, он говорит, что очень рад, что вы так его хорошо встретили. Он пришел к нам не с пустыми руками. А принес подарочек. Говорит, надо из валенка его достать.
(Воспитатель опускает руку и пытается достать предмет).
Воспитатель:
- Ой, ребята, я застряла, не могу вытащить руку. Опять шутит наш домовой. Что же делать? Как быть? (Наклоняется к Кузе). Кузя говорит, что надо загадку отгадать.
Кузя:
«Сама не ест, а людей кормит».
«Всех кормлю с охотою, а сама безротая».
Дети:
- Ложка!
Воспитатель:
- Да здесь же ложка.
Воспитатель:
- А для чего нам ложки нужны?
Дети:
- Чтобы кушать ими!
Воспитатель:
Ребята, а давайте попробуем описать, какая она.
Дети:
- Деревянная, расписная, хохломская, красивая, узорчатая, яркая и т. д.
Воспитатель:
- Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки про ложки?
Дети:
- Наработался – за ложку берись, а лентяй – без ужина спать ложись.
- Был бы обед, а ложка сыщется.
- Сухая ложка рот дерёт.
- На незванного гостя не припасена и ложка.
- Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку. (Ребята, как вы понимаете эту пословицу)
Дети:
- Каждая вещь имеет ценность в тот момент, когда она нужна.
Воспитатель:
- Запасливый гость без ложки не ходит.
- Один с сошкой, а семеро с ложкой. (Ребята, как вы понимаете эту пословицу)
Дети:
- Один работает и всю семью кормит.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, много вы знаете пословиц да поговорок. Ребята, а Домовенок Кузя приготовил для вас сюрприз. Этот сюрприз на экране. Хотите посмотреть?
Презентация
Давным-давно на Руси не было у людей ложек совсем. Жидкую пищу пили через край, а гущу доставали со дна руками. И вот одному гениальному человеку пришла в голову мысль, что зачерпывать еду из горшка лучше, чем хлебать через край и доставать руками со дна то, что там осталось, например, мясо или овощи. И вытесал свою первую ложку из камня. Ложка получилась очень неровная и тяжелая, а ещё она нагревалась от горячей еды.
А однажды ел древний человек большой кусок мяса, и когда обглодал кость, то обратил внимание, что она ровная, гладенькая и совсем не тяжелая. И тогда он решил сделать ложку из этой красивой косточки. Такие ложки он сделал для всей семьи. Они были легкими, гладкими и уже не обжигали губы во время еды, как каменные.
Прошло много времени. Люди многому научились. И ложки стали изготавливать металлические – из бронзы, серебра. Но такие ложки могли купить только богатые люди. Простые же люди, бедные, ели щи и кашу деревянными ложками. Их вырезали из разных деревьев: липы, ольхи, березы, осины. Такие ложки имелись в каждой семье. Эти ложечки были совсем легкие, удобные и совсем не нагревались от горячей пищи.
Их украшали резьбой, росписью, выжиганием и покрывали лаком. Вот такими они становились яркими, красивыми, расписными.
Практически невозможно встретить одинаковых ложек.
Воспитатель:
- Мастера-умельцы не только украшали ложки, но и сочиняли про них песенки и потешки. Ребята, а вы знаете потешки про ложки? Расскажите.
1 ребенок:
- В плошку налей окрошку,
Возьми ложку, хлебай понемножку.
2 ребенок:
- Дуйте в дудки, бейте в ложки,
В гости к нам идут матрешки
Ложки деревянные, матрешечки румяные.
(Выходят по двое детей, разыгрывают диалоги)
- Эй, Фома! Зачем ты ложишься спать с большой ложкой?
- Да прошлой ночью я во сне нашел горшок с медом. А вдруг и сегодня во сне найду?
- Тит, а Тит! Пойдем зерно молотить!
- Живот болит.
- Так пойдем кашу есть!
- Где моя большая ложка?
Воспитатель:
- Ребята, а вы знаете как еще можно использовать деревянные ложки?
Дети:
- Можно играть на них.
Воспитатель:
Правильно, ребята, деревянные ложки – это русский народный музыкальный инструмент. Ребята, а как называют тех, кто играет на ложках?
Дети:
- Ложкари.
Воспитатель:
- Правильно, ложкари или ложечники. Кузя, наши ребята не только на ложках играть умеют. Девочки подготовили частушки про ложки. Выходите, порадуйте гостей.
1 ребенок:
Озорные ложкари ударили в ложки
В звонкие ладошки.
Ой, жги – говори, заиграли ложкари!
2 ребенок:
Ложки разные бывают,
И на них порой играют,
Отбивают ритм такой –
Сразу в пляс пойдет любой!
3 ребенок:
Ложки, ложечки резные
Зазвенят в один момент.
Непростые – расписные,
Древнерусский инструмент.
4 ребенок:
Ай да ложки – хороши!
Очень людям вы нужны.
К празднику, к обеду,
Маме, папе, деду.
Воспитатель:
- Молодцы, девочки! Какие задорные частушки. Ребята, а хотите попробовать поиграть на ложках?
Дети:
- Да, хотим.
Воспитатель:
- Для игры нам нужно взять по две ложки.
(Дети играют на ложках под музыку «Ах вы сени мои сени»).
Воспитатель:
- Ой, какие молодцы! Вот Кузя говорит, что ему тоже очень понравилось. А сейчас я хочу предложить вам раскрасить деревянные ложки, пока только на бумаге. В подарок для Кузи.
(Дети раскрашивают ложки).
Воспитатель:
- Ребята, о чем мы сегодня с вами разговаривали? Что нового вы узнали?
Дети:
- О деревянных ложках.
Воспитатель:
- Дети, а вам понравилась Кузина история про ложки?
А сейчас устроим чаепитие с баранками и Кузю угостим.