Папки-передвижки

Конспект НОД по развитию речи «Дорога ложка к обеду»

Марина Борсякова
Конспект НОД по развитию речи «Дорога ложка к обеду»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: стимулировать речевую активность детей через использование малых фольклорных форм.

Задачи:

1. Учить детей использовать в речи малые фольклорные формы: пословицы, поговорки, загадки, потешки, прибаутки, частушки.

2. Познакомить детей с историей возникновения ложки.

3. Развивать связную и грамматически правильную речь в ненавязчивой форме.

4. Развивать интерес к культуре своего народа.

5. Активизировать познавательную активность, обогащать словарный запас.

6. Воспитывать уважительное отношение к истории своего народа.

Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Дорога ложка к обеду“» размещена в разделах

Ход непосредственно образовательной деятельности

Дети входят в группу под музыку «Ах в сени мои сени». ( В группе оформлен уголок русской избы: печь, корзины, чугун, самовар, стол с расписной деревянной посудой).

Воспитатель:

- Ребята, у нас сегодня гостей полная горница. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются с гостями).

Стук за печкой.

Воспитатель:

- Ой, откуда этот стук? Кто бы там мог быть? (Заглядывает за печку, достает валенок). – Да здесь вот что!

- Чей, ребята, это домик?

- Ребята, кто-то к нам пришел, а сам не показывается? Давайте его поприветствуем и позовём в гости.

Дети:

- Здравствуйте, милости просим в наш дом.

- Здравствуй, гость дорогой!

- Гость на двор, хозяйке радость.

- Хорошему гостю хозяин рад.

- Красному гостю – красное место. (А как в поняли эту поговорку)

- Для дорогого гостя и ворота настежь. (А как вы эту пословицу понимаете)

- Милости просим, гостите – пожалуйте.

Воспитатель достает из-за печки игрушку Домовенка Кузю.

Воспитатель:

Кузька стеснительный, он говорит, что очень рад, что вы так его хорошо встретили. Он пришел к нам не с пустыми руками. А принес подарочек. Говорит, надо из валенка его достать.

(Воспитатель опускает руку и пытается достать предмет).

Воспитатель:

- Ой, ребята, я застряла, не могу вытащить руку. Опять шутит наш домовой. Что же делать? Как быть? (Наклоняется к Кузе). Кузя говорит, что надо загадку отгадать.

Кузя:

«Сама не ест, а людей кормит».

«Всех кормлю с охотою, а сама безротая».

Дети:

- Ложка!

Воспитатель:

- Да здесь же ложка.

Воспитатель:

- А для чего нам ложки нужны?

Дети:

- Чтобы кушать ими!

Воспитатель:

Ребята, а давайте попробуем описать, какая она.

Дети:

- Деревянная, расписная, хохломская, красивая, узорчатая, яркая и т. д.

Воспитатель:

- Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки про ложки?

Дети:

- Наработался – за ложку берись, а лентяй – без ужина спать ложись.

- Был бы обед, а ложка сыщется.

- Сухая ложка рот дерёт.

- На незванного гостя не припасена и ложка.

- Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку. (Ребята, как вы понимаете эту пословицу)

Дети:

- Каждая вещь имеет ценность в тот момент, когда она нужна.

Воспитатель:

- Запасливый гость без ложки не ходит.

- Один с сошкой, а семеро с ложкой. (Ребята, как вы понимаете эту пословицу)

Дети:

- Один работает и всю семью кормит.

Воспитатель:

- Молодцы, ребята, много вы знаете пословиц да поговорок. Ребята, а Домовенок Кузя приготовил для вас сюрприз. Этот сюрприз на экране. Хотите посмотреть?

Презентация

Давным-давно на Руси не было у людей ложек совсем. Жидкую пищу пили через край, а гущу доставали со дна руками. И вот одному гениальному человеку пришла в голову мысль, что зачерпывать еду из горшка лучше, чем хлебать через край и доставать руками со дна то, что там осталось, например, мясо или овощи. И вытесал свою первую ложку из камня. Ложка получилась очень неровная и тяжелая, а ещё она нагревалась от горячей еды.

А однажды ел древний человек большой кусок мяса, и когда обглодал кость, то обратил внимание, что она ровная, гладенькая и совсем не тяжелая. И тогда он решил сделать ложку из этой красивой косточки. Такие ложки он сделал для всей семьи. Они были легкими, гладкими и уже не обжигали губы во время еды, как каменные.

Прошло много времени. Люди многому научились. И ложки стали изготавливать металлические – из бронзы, серебра. Но такие ложки могли купить только богатые люди. Простые же люди, бедные, ели щи и кашу деревянными ложками. Их вырезали из разных деревьев: липы, ольхи, березы, осины. Такие ложки имелись в каждой семье. Эти ложечки были совсем легкие, удобные и совсем не нагревались от горячей пищи.

Их украшали резьбой, росписью, выжиганием и покрывали лаком. Вот такими они становились яркими, красивыми, расписными.

Практически невозможно встретить одинаковых ложек.

Воспитатель:

- Мастера-умельцы не только украшали ложки, но и сочиняли про них песенки и потешки. Ребята, а вы знаете потешки про ложки? Расскажите.

1 ребенок:

- В плошку налей окрошку,

Возьми ложку, хлебай понемножку.

2 ребенок:

- Дуйте в дудки, бейте в ложки,

В гости к нам идут матрешки

Ложки деревянные, матрешечки румяные.

(Выходят по двое детей, разыгрывают диалоги)

- Эй, Фома! Зачем ты ложишься спать с большой ложкой?

- Да прошлой ночью я во сне нашел горшок с медом. А вдруг и сегодня во сне найду?

- Тит, а Тит! Пойдем зерно молотить!

- Живот болит.

- Так пойдем кашу есть!

- Где моя большая ложка?

Воспитатель:

- Ребята, а вы знаете как еще можно использовать деревянные ложки?

Дети:

- Можно играть на них.

Воспитатель:

Правильно, ребята, деревянные ложки – это русский народный музыкальный инструмент. Ребята, а как называют тех, кто играет на ложках?

Дети:

- Ложкари.

Воспитатель:

- Правильно, ложкари или ложечники. Кузя, наши ребята не только на ложках играть умеют. Девочки подготовили частушки про ложки. Выходите, порадуйте гостей.

1 ребенок:

Озорные ложкари ударили в ложки

В звонкие ладошки.

Ой, жги – говори, заиграли ложкари!

2 ребенок:

Ложки разные бывают,

И на них порой играют,

Отбивают ритм такой –

Сразу в пляс пойдет любой!

3 ребенок:

Ложки, ложечки резные

Зазвенят в один момент.

Непростые – расписные,

Древнерусский инструмент.

4 ребенок:

Ай да ложки – хороши!

Очень людям вы нужны.

К празднику, к обеду,

Маме, папе, деду.

Воспитатель:

- Молодцы, девочки! Какие задорные частушки. Ребята, а хотите попробовать поиграть на ложках?

Дети:

- Да, хотим.

Воспитатель:

- Для игры нам нужно взять по две ложки.

(Дети играют на ложках под музыку «Ах вы сени мои сени»).

Воспитатель:

- Ой, какие молодцы! Вот Кузя говорит, что ему тоже очень понравилось. А сейчас я хочу предложить вам раскрасить деревянные ложки, пока только на бумаге. В подарок для Кузи.

(Дети раскрашивают ложки).

Воспитатель:

- Ребята, о чем мы сегодня с вами разговаривали? Что нового вы узнали?

Дети:

- О деревянных ложках.

Воспитатель:

- Дети, а вам понравилась Кузина история про ложки?

А сейчас устроим чаепитие с баранками и Кузю угостим.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики «Путешествие в зоопарк»Конспект открытого занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики «Путешествие в зоопарк» Карташева Виктория Викторовна Конспект открытого занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики 2 мл. «Путешествие в зоопарк».

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект НОД по лепке «Ложка. Чудо-хохлома» в подготовительной группеКонспект НОД по лепке «Ложка. Чудо-хохлома» в подготовительной группе Цель: изготовление ложки «Чудо-хохлома» в технике «пластилинография». Задачи: 1. формировать умение оформлять плоскость элементами узора.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект НОД по познавательному развитию «Дорога в страну Знаний» с детьми подготовительной группы с ОНР Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Дорога в страну Знаний» с детьми подготовительной.

Конспект занятия по развитию речиКонспект занятия по развитию речи Цель: Формирование у детей интереса к языку и осознанного отношения к языковым явлениям; вовлечение детей в решение проблемных практических.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепкеКонспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Конспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группеКонспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группе Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» в младшей группе. Цель: создание условий.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи «Дорога ложка к обеду»
Опубликовано: 14 февраля 2021 в 11:35
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию речи «Дорога ложка к обеду»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Борсякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД