Мария Забродина
«Зима». Конспект НОД по развитию речи для младшей-средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в младшей – средней группе по развитию речи
Тема: «Зима»
Образовательные задачи:
• закрепить представления об основных признаках зимы;
• упражнять детей в подборе эпитетов к словам;
• формировать умение детей составлять рассказ по опорным картинкам;
• упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе;
• закреплять правильное склонение существительных в родительном падеже;
• закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
• развивать согласование координации движения с речью;
• развивать мелкую моторику рук;
Публикация «„Зима“, Конспект НОД по развитию речи для младшей-средней группы» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
• закрепить изолированное произнесение звуков С, З, Ш;
• развивать мышление, внимание и память.
Оборудование: снег в ведёрке, снежки на тарелочке; шишки, ватные палочки, схема рассказа по теме “Зима”, картина на сравнение “Два снеговика”. Мультфильм “Уроки тётушки совы – Времена года”, аудио запись вьюги, Пальчиковая гимнастика”.
Речевой материал:
• Снег (какой) – белый, мягкий, пушистый, лёгкий, липкий, искристый и т. д.
• Зима (какая) – морозная, холодная, вьюжная, метельная и т. д.
• Снежинки (какие) –. (белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, прозрачные, холодные и др.)
• Кого можно увидеть в зимнем лесу? -. (зайца, волка, белку, снегиря и др.)
• Снегопад, вьюга, сугроб.
Введение в тему:
Воспитатель предлагает отгадать загадку:
“Если ветер злющий кружит,
Застеклялись за ночь лужи,
А меня упаковали
В сто одёжек неуклюжих,
На деревьях, на карнизах
Кружева да бахрома,
Это значит - на снежинках
Опустилась к нам. (Зима)”
Ребята, посмотрите, кто это прячется? Вы видите? Как он здесь оказался, что он сейчас должен делать? Спросите его, почему он здесь, не спит?
Медвежонок: “Мама мне сказала, зимой я должен спать.
Но что зимой бывает, мне хочется узнать
Вы мне поможете?”
Ребята, поможем медвежонку узнать, что же бывает зимой?
Просмотр видео ролика с изображением картинки о зиме: Мультфильм “Уроки тётушки совы” Сначала мы посмотрим, что тетушка сова рассказывает о зиме. И ты, мишка, садись и послушай. (Просмотр ролика – мультфильма о декабре)
- Какое время года на экране? (зима)
- Как вы догадались? Дети называют, что увидели
- Зима какая? Выставляем рисунок (морозная (рис1, холодная (рис2, вьюжная (рис3, метельная (рис4)
Пальчиковая гимнастика:
Медвежонок спрашивает: А что такое снег?
Ребята, посмотрите, что я принесла с улицы. Что это? Какой снег? Потрогайте. На улице холодно, и снег холодный. Пальчики замерзли.
Давайте согреем свои пальчики дыханием (дуем – произносим Х-Х-Х)
Не согрелись наши пальчики. Давайте разотрём их (самомассаж).
Шишки в руки мы возьмём
Наши ручки разотрём
Медвежонок – Мишка,
тоже бери шишку!
В руки перышки возьмём
И тихонько проведём
(чередуем шишки и пёрышки).
Мишка вам покажет свой способ, как согреть пальчики (Массаж точек на подушечках пальцев ватными палочками.)
Зачерпнём снег на блюдце и посмотрим: Какой снег? (белый, мягкий, пушистый, лёгкий, липкий, искристый).
Дыхательная и речевая зарядка Снег из чего состоит? Из снежинок Снежинки (какие) –. (белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, прозрачные, холодные и др.)
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки,
Белые пушинки.
Падают бумажные снежинки на разнос
Если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление? (Снегопад) Вот какой сугроб получился.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш снежок.
Кружатся снежинки,
Белые пушинки.
Ветер дует, снег летит, кружится. (Дети дуют) Как называется это явление? (метель, вьюга) Давайте послушаем, как воет вьюга. Включаю звукозапись с завыванием вьюги.
Проговариваем вместе с детьми:
Старая, седая, с ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет Бабою Ягой.
Воет вьюга: “3-з-з-з-э-з”.
(С усилением звука, руки медленно вытягивать вперёд)
Застонал лес от вьюги: “Мм-мм-мм”. (Тихо, высоким голосом.)
Тяжело стонут Дубы! М-мм-мм-м”. (Громко, низким голосом.)
Стонут березы Мм-мм-мм”. (Тихо, высоким голосом.)
Шумят ели: “ш ш ш ш-ш-ш-ш”.
Стихает вьюги: “С-с-с-с-с-с.
(руки плавно опускать вниз)
Сравнение двух снеговиков. Что можно лепить из снега (Снеговика.) Посмотрите, (на плакате два снеговика) на полянке слепили двух снеговиков.
Медвежонок у реки встал на задних лапах
Перед ним снеговики: снежные и в шляпах.
Мишка смотрит, он притих: но что разного у них,
Он понять не может. Кто ему поможет.
Давайте посмотрим внимательно, они одинаковые? Чем они отличаются. Кто найдет отличие, тот снежинку прицепит на доску. Сколько снежинок, столько отличий (дети находят отличие, называют его). - У этого снеговика две пуговицы, а у этого одна и т. д. В конце считают количество снежинок.
Физкультминутка “Поиграем в снежки”
Ребята, из чего лепят снеговиков? Из комочков, снежков
Давайте и мы поиграем в снежки.
Давайте поиграем в игру “Скажи какой”:
Цель: упражнение в согласовании имён существительных и имён прилагательных, развитие крупной моторики.
Дети встают в круг. Воспитатель задаёт вопрос и бросает мяч (снежок) ребёнку:
- (Данила, снег какой? (белый, холодный, рыхлый)
- (Аня, мороз какой? (сильный, трескучий, злой)
- (София, снежинка какая? (красивая, маленькая, ажурная)
- (Наташа, снеговик какой? (большой, белый, холодный)
- (Вадим, рукавицы какие? (тёплые, шерстяные, синие)
- (Тимур, лёд какой? (холодный, прозрачный, бьющийся)
Рассказ о зиме
Но, чтобы ты, Медвежонок, не забывал о зиме, дети расскажут тебе о её приметах. А помогут ребятам картинки, чтобы они ничего не забыли. (На доске выложен рисунок рассказа о зиме. Дети составляют рассказ.)
Зимой небо серое. Солнце светит, но не греет. Зимой идет снег. Дует холодный сильный ветер. Деревья стоят голые. Заяц надел белую шубу, теперь лиса и волк не увидят его на снегу. Медведь спит в берлоге. Люди одеваются тепло. Дети катаются на лыжах, на санках, лепят снеговиков.
Итог. Медвежонок: Да, теперь, я знаю, какая зима. Спасибо вам. А за то, что вы мне помогли, я угощу вас снежными комочками, вот я сколько налепил.
Ребята, а разве можно их есть? Почему? (Можно заболеть)
Медвежонок расстроился. Не расстраивайся, наши ребята знают волшебные слова Мороза. Сейчас мы их произнесем и посмотрим, что получится.
Разыграйтесь-ка, метели!
Гнитесь ниже сосны, ели!
Всё, что есть в моём лесу,
Я засыплю, занесу!
(снежные комочки превращаются в сладкие)
Спасибо вам, ребята. Это Наташе, она хороший рассказ составила, это Даниле, он полными предложениями отвечал и т. д.
И тебе спасибо, Мишка, тебе пора в лес, засыпай и спи до весны. Приходи к нам ещё.