Юлия Мажитова
Конспект НОД по развитию речи в средней группе по лексической теме «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Совершенствование грамматического строя речи, силы и интонации голоса, автоматизация звуков Ж-З.
Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить представления о зиме и ее приметах. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Зима» Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов. Совершенствовать слоговую структуру слов. Закрепить знания о предложении.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в средней группе по лексической теме „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие задачи : Развивать длительный плавный выдох, диалогическую речь, зрительное внимание, мышление, артикуляцию, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи: Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование. Наборное полотно, альбом «Круглый год», предметные картинки по теме «Зима», магнитофон, кассета с записью пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро», наклейки, контейнер с карандашами, бутылочки с тертым пенопластом и соломинками для коктейля по числу детей.
Предварительная работа. Прогулка в парк, наблюдение за зимними изменениями в природе. Разучивание упражнения «Снеговик». Слушание и обсуждение с музыкальным руководителем пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро». Чтение рассказов В. Зотова «Снегирь», «Клест-еловик».
Словарная работа: зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор, ворона, сорока, голубь, воробей, снегирь, синица, кормушка, корм, помощь; холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, сильный, голодный', замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать, кормить, сыпать.
Содержание:
1. Организационный момент. Рассматривание предметных картинок.
2. Рассматривание картины «В зимнем парке». Беседа по ней.
3. Упражнение на совершенствование слоговой структуры «Телефон».
4. Упражнение по развитию координации речи с движениями «Снеговик».
5. Артикуляционная гимнастика.
6. Упражнение на автоматизацию звука [ж] «Пчелка жужжит», «Песенки».
7. Упражнение на формирование воздушной струи «Вьюга».
8. Игра на развитие силы голоса «Вьюга».
9. Подведение итогов занятия. Домашнее задание.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона
Педагог приглашает детей в группу. В группе тихо, звучит запись пьесы К. И. Чайковского «Зимнее утро». Дети здороваются с логопедом и встают рядом со стульчиками. На столе перед каждым из них лежит предметная картинка.
Логопед: Рассмотрите и назовите картинки.
1 – й ребенок: Снежинка.
2-й ребенок: Снеговик.
3-й ребенок: Снегурочка.
4-й ребенок: Снежок.
Педагог: Вы правильно назвали картинки. Садитесь и подумайте, от какого слова образованы слова: снежинка, снеговик, Снегурочка, снежок.
Дети: Эти слова образованы от слова снег.
Педагог: Вспомните еще несколько слов, образованных от слова снег.
Педагог убирает предметные картинки и, если детям трудно выполнить задание, оказывает им помощь.
Педагог: Как называются первые цветы, появляющиеся из-под снега?
Дети: Подснежники.
Педагог: Какую бабу слепили из снега?
Дети: Снежную.
Педагог: Каким станет парк, если его занесет снегом?
Дети: Заснеженным.
Педагог: Когда идет сильный снег, как мы это называем?
Дети: Снегопад.
Далее педагог выключает магнитофон и предлагает детям вспомнить, как называется пьеса, которая звучала, о чем она. Дети отвечают на вопросы логопеда. Педагог спрашивает детей, почему сегодня занятие началось с пьесы «Зимнее утро» и разговора о снеге.
Дети объясняют, что наступила зима. Педагог сообщает детям, что занятие будет посвящено разговору о зиме, ее признаках, зимующих птицах.
2. Рассматривание картины «В зимнем парке» и беседа по ней.
Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима». Развитие диалогической речи.
Педагог помещает на наборное полотно картину «В зимнем парке», задает детям вопросы и предлагает задания.
Педагог: Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?
Дети: На картине нарисована зима.
Педагог: Расскажите о земле. Как она выглядит?
Дети: На земле лежит снег.
Педагог: Что вы можете сказать о снеге, лежащем на земле? Какой он? Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какой?» Начните ответ со слова снег.
Дети: Снег белый, пушистый, холодный, блестящий.
Педагог: Опишите небо. Какое оно? Начните ответ со слова небо.
Дети: Небо светлое, чистое, высокое.
Педагог: Что вы можете сказать о деревьях? Какие они? Начните ответ со слова деревья.
Дети: Деревья голые, заснеженные.
Педагог: Каких птиц мы видим на картине? Как мы называем птиц, которые зимуют у нас?
Дети: Мы видим снегирей и синичек. Это зимующие птицы.
Педагог: Как вы думаете, от какого слова образовано слово зимующие?
Дети: От слова зима.
Педагог: Верно. Каких еще зимующих птиц вы знаете?
Дети: Ворону, сороку, воробья, щегла, клеста, свиристеля.
Педагог: Что делают в парке дети?
Дети: Они гуляют, катаются на санках и лыжах, лепят снежную бабу, играют с Щенком в снегу.
Педагог: Как они одеты? Почему?
Дети: Они одеты тепло. На улице холодно, мороз.
Педагог: Как вы думаете, детям нравится гулять в зимнем парке?
Дети: Детям нравится гулять в парке. Им весело.
3. Упражнение «Телефон».
Совершенствование слоговой структуры слов (трехсложные слова с одним закрытым слогом). Закрепление представления о предложении. Составление предложений со словом снеговик.
Педагог убирает картину с наборного полотна.
Педагог: Кого дети слепили на прогулке?
Дети: Они слепили снеговика.
Педагог: Давайте все вместе четко произнесем и прохлопаем это слово.
Дети: Сне-го-вик.
Педагог: А теперь давайте произнесем это слово по очереди, прохлопывая его.
Дети по очереди проговаривают и прохлопывают слово.
Педагог: Попробуйте придумать предложения со словом снеговик.
Дети придумывают предложения и выбирают самое красивое из них. Победитель получает наклейку на тетрадь.
4. Упражнение «Снеговик».
Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.
Логопед приглашает детей пройти на ковер и сделать уже знакомое упражнение.
Давай, дружок, смелей, дружок, Идут по кругу, изображая, будто катят
Кати по снегу свой снежок. перед собой снежный ком.
Он превратится в толстый ком, «Рисуют» руками большой круг.
И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех комков.
Его улыбка так светла! Широко улыбаются.
Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза, прикрывают голову
ладошкой, дотрагиваются до носа, встают
прямо, как будто держат метлу.
Но солнце припечет слегка — Медленно приседают.
Увы! — и нет снеговика. Разводят руками, пожимают плечами.
В. Егоров
5. Артикуляционная гимнастика:
«Маляр».
Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка, как будто кисточкой красим небо от верхних зубов к горлышку и обратно (вперед- назад). Выполнять нужно медленно, под счет до 10.
«Чашечка».
Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы боковые края языка были подняты. Удерживать язык в форме "чашечки" под счет до
«Вкусное варенье».
Приоткрыть рот, широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
6. Упражнение «Пчёлка жужжит».
Помоги пчёлке собрать с цветов вкусный нектар и отнести его в улей. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Ж-Ж-Ж. (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята.)
Упражнение «Песенки».
Жук решил научить всех зверей в лесу правильно произносить его любимый звук Ж. Для этого он придумал слоговые песенки! Слушай внимательно и повторяй песенки вместе с Жуком. Постарайся не ошибаться. (Следите за отчётливым произнесением звука Ж в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить ряд слогов ещё раз.)
ЖА-ЖА-ЖА ЖА-ЖА-ЖО I ЖО-ЖА-ЖО-ЖА
ЖО-ЖО-ЖО ЖО-ЖИ-ЖО | ЖИ-ЖИ-ЖО-ЖО
ЖИ-ЖИ-ЖИ ЖИ-ЖУ-ЖУ ЖУ-ЖА-ЖУ-ЖО
ЖУ-ЖУ-ЖУ ЖУ-ЖА-ЖА ЖЕ-ЖИ-ЖА-ЖУ
ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ ЖЕ-ЖЕ-ЖИ ЖА-ЖО-ЖИ-ЖЕ
7. Упражнение «Вьюга».
Формирование направленной воздушной струи.
Логопед предлагает детям встать около стульчиков и раздает им маленькие пластиковые бутылочки, наполненные тертым пенопластом. На крышке каждой бутылочки закреплена соломинка для коктейля.
Педагог:
Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
Кто там воет, завывает,
Все дорожки заметает?
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо? Н. Нищева
Дети: Это вьюга.
Педагог. Хотите устроить вьюгу в бутылочках? Встаньте прямо, левой рукой поднесите бутылочку ко рту в горизонтальном положении, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в бутылочку, не надувая щек. Вот так.
Логопед показывает, как правильно выполнять упражнение. Оно выполняется детьми 3—4 раза.
8. Игра «Вьюга».
Развитие силы голоса. Расширение и уточнение словаря по теме «Зима»
Педагог предлагает детям пройти к магнитной доске и помещает на нее картину с изображением вьюжного зимнего дня.
Педагог: Эта картина называется «Вьюга». Как можно назвать вьюгу по-другому? Что такое вьюга?
Дети: Метель, буран, сильный ветер со снегом.
Педагог: Давайте поиграем в игру «Вьюга». Вы будете петь звук [у] то тихо, то громко в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше моя рука, тем громче вы должны петь, и наоборот.
Педагог медленно и плавно поднимает, а затем опускает руку, следит за тем, чтобы дети вовремя делали вдох, а голосоподача у них была мягкой.
9. Окончание занятия.
Оценка работы детей. Педагог предлагает детям вспомнить по порядку все задания, которые они выполняли, рассказать, что им понравилось делать.